Агрессивно настроенные водители и их пассажиры, угрозы расправы в адрес сотрудников, нецензурная брань… Но – обо всем по порядку.
На дорогах республики
http://www.mvdra.org/press/
Спрашивать надо прежде всего с самих себя
Или о том, как себя ведут граждане за рулем
Наталья Шульгина
Нарушения Правил дорожного движения давно стали притчей во языцех. Но сколько бы об этом ни говорили, в том числе и с разных трибун, ситуация на дорогах не меняется. Мало того, число жертв аварий из года в год растет. За 11 месяцев с.г. в результате аварий погибло 62 человека, двое из которых – дети. При этом многие считают, что во всем виноваты сотрудники ГАИ – дескать, их бездействие способствует росту происшествий на дорогах. Так ли это? Вот что выявил очередной рейд, который недавно проводили сотрудники ГАИ и в котором участвовала корреспондент «РА».
Я не раз принимала участие в подобных рейдах, во время которых всякое бывало, но то, что я увидела в этот раз, переходило все границы. Агрессивно настроенные водители и их пассажиры, угрозы расправы в адрес сотрудников, нецензурная брань… Но – обо всем по порядку.
Понедельник, начало рабочей недели. Сотрудники Управления ГАИ МВД РА и спецвзвода УГАИ во главе с зам.начальника Тариэлом Габелия – Киамын Хагуш, Игорь Конджария, Зураб Чукбар, Руслан Манукян, Кягуа Инапха, Батал Агрба и другие – в 16.25 встали на развилке перед въездом в Гудауту со стороны Сухума. Это место позволяет одним сотрудникам контролировать республиканскую трассу, а другим – дорогу, ведущую в райцентр.
Я давно уже поняла: те, у кого все в порядке с документами, кто трезв, останавливают машины по первому свистку автоинспекторов и спокойно общаются с ними. Те же, у кого что-то не так, либо вообще уезжают, игнорируя требование остановиться, либо тормозят, отъехав метров на 20–30, и оттуда недовольно вопрошают: «Что случилось?», и все из числа последних начинают звонить своим друзьям и знакомым, в том числе и высокопоставленным чиновникам, с просьбами, а то и с требованиями воздействовать на гаишников…
Первой остановили автомашину «Крайслер-вояж» без номерных знаков под управлением Беслана Бгеу. Военнослужащий погранзаставы на Ауадхаре признался, что давно потерял номера, но времени, чтобы получить новые, у него нет.
Пока разбирались с ним, подъехал белый джип «Судзуки» (госномер А071НА, 26 регион РФ). Вывалившийся из машины, что, называется, не вязавший лыка, пожилой мужчина с первых же минут повел себя неадекватно. Отказавшись проходить процедуру освидетельствования, 53-летний Геннадий Дзидзария лез в драку, грозил расправой гаишникам. Ругаясь матом, он возмущался тем, что его, абхаза, остановили… абхазы! При этом его не смущало даже то, что все его действия фиксировались на видеокамеру. Пыталась «вразумить» сотрудников ГАИ и вышедшая из машины женщина (тоже, кстати, изрядно подшофе), объясняя, что они провожали гостей из России. В итоге терпение сотрудников лопнуло, и они препроводили Г.Дзидзария в Гудаутский РОВД.
В состоянии алкогольного опьянения был и владелец машины «ВАЗ 2109» (госномер У137РА 93 регион) Игорь Цушба. Правда, к действиям сотрудников он отнесся спокойно и, пройдя освидетельствование, уехал на попутной машине.
Рьяно, с нецензурной бранью доказывал свою правоту Ферон Сангулия. Мало того, что он был пьян, у него не было никаких документов на управляемую им автомашину ВАЗ 21010 (госномер Х173ТМ). По словам Ф.Сангулия, 100-200 граммов водки для абхаза – это ерунда, и такая доза вообще не должна вводиться в закон. Освидетельствование показало, что содержание алкоголя в его крови составило 2,06 промилле (алкотестер мгновенно выдает соответствующий документ), что говорит о принятии на грудь большого количества спиртного. Правда, он достаточно твердо держался на ногах, но это уже зависит от физического состояния человека.
Следующим был остановлен белый «Мерседес» (госномер Е448МУ) под управлением Даура Бжания. По словам водителя, он выпил всего 2 рюмки водки, в то время как освидетельствование показало 1,29 промилле содержания алкоголя в крови. В машине у него сидели дети и женщины, в том числе и мать. Послушали бы вы, как они разговаривали с гаишниками. Пожилая женщина сыпала проклятьями, а та, что помоложе, постоянно кому-то звонила и требовала от него приехать и разобраться с участниками рейда. Она укоряла гаишников в том, что они не могут отличить пьяного человека от выпившего, и наставляла их: чем, мол, порядочных людей останавливать, лучше бы шли ловить воров в Новом районе в Сухуме. И все это слушали сидящие в машине дети: представляю, какое у них сложилось мнение о гаишниках… Досталось и мне, когда я попыталась вступиться за сотрудников, сказав женщинам, что они не правы… Сам виновник ситуации в разговор не вмешивался. Правда, мне он заявил, что занимает высокий пост в государстве, и поэтому писать о нем в газете нельзя. Но о высоте своего «положения» так и не сообщил. Все закончилось тем, что гаишники, высадив пассажиров, поставили автомобиль на штрафстоянку.
Небольшое отступление специально для тех, кто считает, что выпитые 100 или 200 граммов не влияют на состояние водителя. Существуют три основных состояния алкогольного опьянения. Легкое – от 0,5 до 1,5 промилле алкоголя в крови: на этой стадии снижается концентрация внимания, ослабляется контроль за своими действиями, появляется ложная самоуверенность. Опьянение средней тяжести (от 1,5 до 2,5 промилле) характеризуется возбуждением и раздражительностью, возможно появление агрессивного поведения. Начинаются заметные психические нарушения, возможно появление недовольства и обиды в адрес окружающих. Значительно нарушается координация движений. Для тяжелого алкогольного опьянения (от 2,5 до 3 промилле) характерны нарушение ориентировки в окружающем пространстве, выпивший человек не осознает внешнюю обстановку и практически не способен понимать человеческую речь и т.д. И еще: доля алкоголя в организме в 0,5 – 0,8 промилле эквивалентна 1 литру пива или 150 г водки, 1,2 промилле – это примерно 2,5 л пива, либо 400 г водки.
Но продолжим хронику рейда. Кроме задержания водителей в нетрезвом состоянии, на этом участке республиканской трассы было зафиксировано превышение скорости (при знаке не более 60 км/час) следующими гражданами: Нугзари Хватландзия (автомобиль «Мерседес», госномер У892МУ – 106 км/час,), Дато Кархалава (грузовая «ГАЗель», госномер А267СХ – 100 км/час), Иналом Айба («Мерседес» Е960МС – 107 км/час), Р.Тания (маршрутка «Мерседес Бенц» спринтер, Е809МУ – 105 км/час, салон автомобиля был заполнен людьми), Артуром Шамба («БМВ» Х-5 – 102 км/час), Бесланом Дараселия («Инфинити», Е040ТА – 119 км/час, плюс – езда по сплошной линии и неподчинение сотрудникам ГАИ, водителя удалось остановить лишь на посту в с.Приморском), Александром Топчаном («Опель» Р442РР – более 100 км/час).
Через час сотрудники рейда передислоцировались на дорогу, ведущую от поста ГАИ «Бамбора» к Новому району Гудауты.
Освидетельствование водителя «Жигулей» (У44-77АИ) Рустама Дбар показало 1,3 промилле. Он долго оправдывался, просил не штрафовать его и даже как аргумент привел… соседство с начальником УГАИ республики, посчитав, видимо, что это разрешает ему ездить за рулем пьяным.
Инцидент с водителем «ВАЗ 21010» (Х844ТМ) Еснатом Пилия начался с того, что сотрудники указали ему на тонировку стекол его автомобиля (гаишники имеют соответствующий прибор), превышающую предел допустимого, и предложили ее тут же снять. Молодой человек заявил, что он работает в аэропорту летчиком, потом потребовал предоставить выдержку из закона о тонировке, а потом вовсе полез в драку. Все закончилось препровождением его в РОВД. (Стоит отметить, что, несмотря на запрет, с тонировкой продолжает ездить большое количество машин, в том числе чиновничьих и принадлежащих сотрудникам различных структур, а ведь закон един для всех!)
В ответ на предложение предъявить права водитель «Мерседеса» (госномер Е901АУ) Инар Барциц показал в окно удостоверение старшего судебного исполнителя суда г.Сухума. Иных документов при нем не было. При этом он, проявив грубость, не позволил сотруднику ГАИ снять номера с машины и, воспользовавшись тем, что внимание работников ГАИ в основном было сконцентрировано на предыдущем нарушителе, уехал.
Сотрудник Администрации Гудаутского района Эльхан Ардзинба («Ауди» А441КС) также не имел ни прав, ни документов на машину. Он считал, что предъявленного удостоверения ему вполне достаточно для езды на автомобиле. (Кстати, впоследствии выяснилось, что сей молодой человек уже год, как уволен с работы.) Как индульгенцию от наказания предоставил свое удостоверение и следователь прокуратуры Гудаутского района Даниил Чанба. При этом он ехал на чужой автомашине («Тойота» Н409ШУ, 61 регион) и без прав. Сотрудники ГАИ отправили обе машины на штрафстоянку.
За время рейда, длившегося около двух часов, было проверено более 50 автомобилей, основная часть которых – иномарки. В отношении нарушителей, кроме Д.Чанба, применены различные виды административных наказаний, вплоть до лишения прав. Что касается Чанба, то, согласно Закону РА о прокуратуре, им будет заниматься ее руководство. Генпрокурор С.Миканба заверил меня, что в отношении сотрудника будет проведено служебное расследование.
Теперь хотелось бы вернуться к этической стороне вопроса. Управление машиной в состоянии опьянения – одно из самых опасных нарушений ПДД. Общественность жестко осуждает тех, кто пьяным садится за руль, и постоянно требует ужесточения наказания в отношении таких лиц. Но на деле, как выясняется, любой закон не работает, когда дело касается лично нас с вами. Стоит задержать гражданина, еще вчера требовавшего навести порядок на трассе, как он тут же начинает ругать гаишников. При этом нарушители задают один и тот же вопрос: «Что, именно с меня начали наводить порядок на трассе?» С кого же начинать, если все считают себя неприкасаемыми и самое главное – правыми?
Теперь о так называемом бездействии сотрудников ГАИ. Для справки: за 11 месяцев 2012 г. выявлено 29015 нарушений ПДД, из них за управление в состоянии алкогольного опьянения – 1845. В среднем фиксируется 2637 нарушений в месяц. Как можно говорить о том, что люди не работают! Кстати, несмотря на мифы о «больших заработках на дорогах», в службе ГАИ серьезная нехватка кадров. Как вы думаете, почему? Да именно из-за низких зарплат и в силу незащищенности автоинспекторов на трассе.
Я не говорю, что гаишники «святые». И у них масса минусов в работе, но… Почему мы виним их в том, в чем сами виноваты? Почему граждане считают вполне нормальным «лететь» на сумасшедшей скорости или сесть выпившими за руль, а если их за это остановят на дороге, оскорбить, а иной раз и ударить гаишника? А если у кого-то из сотрудников не выдержат нервы, и он в ответ на ругань и оскорбления ответит тем же? И почему, к примеру, иные сотрудники прокуратуры, СГБ, Государственной службы охраны считают, что работа в этих структурах дает им право пренебрежительно, а порой агрессивно относиться к сотрудникам милиции, в данном случае к гаишникам? Кстати, представители ГСО, превышая скорость, без зазрения совести лукавят, говоря, что едут по заданию Президента… В острых дорожных ситуациях весьма уместна поддержка других служб, в частности прокуратуры. Присутствие ее сотрудников могло бы остановить правовой беспредел на трассе. Никакая служба ГАИ, как бы она ответственно ни работала, не в состоянии самостоятельно навести порядок на дорогах. В этой связи хочется привести слова Президента А.Анкваб, прокомментировавшего ситуацию с дорожными правонарушениями на одной из пресс-конференций:
– Некоторые граждане требуют ужесточить закон в отношении нарушителей. Вы считаете, что это остановит кого-то? Проблема не в жесткости санкций, несовершенстве законов или плохой работе ГАИ – число наказанных за нарушения ПДД с каждым годом растет, но число ДТП со смертельным исходом от этого не уменьшается. И не уменьшится, пока мы для этого не приложим усилий. Вся наша беда в невыполнении двух четких требований Правил дорожного движения: водитель должен быть трезв и соблюдать скоростной режим. Если мы сможем это всем народом сделать, поверьте, уровень аварийности у нас снизится наполовину. Мы можем ругать власть, ГАИ, МВД, всю правоохранительную структуру – результата не будет! Мы должны сами остановиться, остановить своих детей, чтобы сохранить не только свою жизнь, но и жизнь других людей».
Дальнейшие комментарии, как говорится, излишни.
Номер: 141
Выпуск: 2886
Рубрика: общество
Автор: Наталья ШУЛЬГИНА
http://gazeta-ra.info/
Источник: Агрессивно настроенные водител
Просмотров: 4815
Дата публикации: 23.12.2012 г.
Вернуться к списку новостей