Заявление «Форума народного единства Абхазии»
ЗАЯВЛЕНИЕ «ФОРУМА НАРОДНОГО ЕДИНСТВА АБХАЗИИ»Заявление Республиканской политической партии «Форум народного единства Абхазии»
11 октября 2012 года на заседании Народного Собрания-Парламента РА в первом чтении был принят законопроект «О приватизации имущественного комплекса оздоровительной базы «ДГТФ», расположенного недалеко от госграницы с РФ в пос. Цандрипш Гагрского района, на 6 гектарах прибрежной территории. В соответствии с проектом, осуществляется продажа данного объекта компании ОАО «Донской табак».
Политика приватизации, проводимая властями Абхазии в последние годы, становится объектом повышенного внимания в обществе. Изначально народ Абхазии, как собственник основных богатств и национальных ресурсов, связывал с приватизацией, надежды на привлечение инвестиций, восстановление разрушенной войной инфраструктуры и заметное улучшение социально-экономического положения в стране.
Однако проводимая в данной сфере политика стала вызывать у большей части населения страны негативную реакцию. В первую очередь это мотивировано тем, что действующее законодательство в сфере приватизации не соответствует таким необходимым принципам как прозрачность, открытость. Не соблюдаются элементарные, общепринятые нормы, обеспечивающие равные условия для инвесторов, конкуренции. Не учитываются интересы отечественного бизнеса. Фактически граждане Абхазии отчуждены от процесса приватизации. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что действующее законодательство крайне уязвимо с точки зрения его коррупционного составляющего, оно не предусматривает четких механизмов по недопущению скрытой продажи земли. Подобное законодательство способствовало усилению масштабов коррупции. Все это привело к тому, что целый ряд объектов курортно-санаторного назначения с прилегающими к ним территориями, был продан за бесценок. Фактически, политика приватизации переросла в банальную распродажу госимущества. От подобных коррупционных сделок, большую выгоду, чем само государство, извлекают лица, участвующие в этом процессе, обладая при этом властными полномочиями. Такую политику иначе, чем грабительской, не назовешь.
Законопроект о приватизации «ДГТФ» - это первый документ, рассматриваемый Парламентом РА нового созыва, касающийся продажи объекта санаторно-курортного назначения. Для общественности было важно увидеть насколько подходы к данному вопросу, приобретшему социальную остроту, изменились при новом составе Парламента.
Однако, как и прежде, авторы проекта необходимость принятия решения по продаже данного объекта мотивируют неэффективностью государства как управленца в условиях рыночной экономики, привлечения инвестиций, развития инфраструктуры и т. п. Как видим, подобные разъяснения носят общий характер. А некоторые доводы не совсем бесспорны. Очевидно, что теоретические размышления вызваны отсутствием достаточных аргументов по сути вопроса. Единственным аргументом является якобы готовность приобретателя инвестировать в проект 1,5 млрд. руб. Но при этом законопроект не предусматривает никаких гарантий осуществления этих инвестиций, отсутствует реальный механизм возврата объекта в случае невыполнения обещаний. В законопроекте также отсутствует цена продаваемого объекта, несмотря на то, что в предварительно обсуждавшихся документах по «ДГТФ» фигурировала сумма в 20 млн. руб. Создается впечатление, что изъяв из документа цену объекта, его авторы решили скрыть сумму, понимая ее смехотворность. Подобное в нашей приватизационной практике встречалось не раз. Так при продаже гостиничного комплекса «Абхазия» в 2007 году планировалось инвестировать в проект около 100 млн. долларов США. Эти обещания подкреплялись заявлением тогдашнего премьер-министра А. Анкваб о том, что строительную компанию, которая будет реализовывать проект по восстановлению «Абхазии» возглавляет Тимур Тимербулатов, «человек, зарекомендовавший себя в сфере строительства элитного жилья в России». Однако и по сей день абсолютно никаких шагов по началу работ на этом объекте не предпринято. Небольшая история нашей приватизации свидетельствует о том, что многие объекты, проданные на подобных условиях, впоследствии были перепроданы и никаких вложений в эти объекты нет. Объективно возникает вопрос: может ли «ДГТФ» стать исключением в этом ряду? Вероятность крайне сомнительна. Подтверждением тому, может служить следующее.
1. Данный объект около 7 лет эксплуатируется предполагаемым покупателем, не имея на то ни арендных отношений, ни лицензий. Подобное в правовом государстве недопустимо, и ответственность за вопиющее правонарушение должна ложиться не только на руководство ОАО «Донтабак», но и в большей степени на власти Абхазии.
2. Также обращает на себя внимание то, что руководство «Донтабака» считало объект своей собственностью на том основании, что указанный объект являлся базой отдыха «Донтабака» в советские времена и таким образом игнорируются новые реалии, приведшие к образованию независимого абхазского государства и его право распоряжаться собственностью.
3. Предложения по инвестированию в проект изначально отсутствовали и сумма инвестиций в 1,5 млрд. руб. возникла на более поздней стадии переговоров, без каких либо документальных гарантий. Более того, в представленном плане обустройства территории названия местностей приводятся в нарушение законодательства об исторической топонимике Абхазии ( «Сухуми», «Цандрипши»).
Все это вызывает сомнение в добропорядочности пользователя объекта и профильному комитету Парламента, прежде чем выносить вопрос о продаже «ДГТФ» следовало бы всесторонне изучить ситуацию с данной недвижимостью.
Рассматриваемый законопроект в худшем виде повторяет прежнюю, скомпрометировавшую себя приватизационную политику.
Исходя из вышеизложенного Республиканская политическая партия «Форум народного единства Абхазии» заявляет:
1. Приватизация госимущества осуществляется во взаимодействии исполнительной и законодательной власти. Принятие в первом чтении законопроекта о продаже «ДГТФ» свидетельствует о том, что новое руководство страны продолжает проводить политику в этой сфере, наносящую ущерб интересам государства и народа.
2. Требуем от Парламента и руководства страны приостановить грабительский в отношении народа и государства процесс приватизации госимущества, выработать новую концепцию государственной приватизационной политики, с учетом широкого спектра мнений по данному вопросу и на ее основе подготовить новый проект закона о приватизации.
19 октября 2012 г.
г. Сухум.