О совершенствовании отношений между абхазам и адыгами
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ АБХАЗАМ И АДЫГАМИОтношения между абхазами и адыгами, несмотря на попытки внешних сил рассорить нас, развиваются нормально. Свидетельством тому являются постоянные визиты представителей адыгов в Абхазию. Только за последнее время прошло несколько заметных встреч представителей наших народов в Абхазии и на Северном Кавказе.
Так, к примеру, два месяца назад в Абхазии на серьезном государственном уровне чествовали Героя Абхазии, великого Адыга Султана Сосналиева. Была большая делегация из Республик Северного Кавказа, которые приняли участие в проводимых мероприятиях. Большое внимание этому событию уделяло руководство Абхазии, решениями которого имя Султана Сосналиева и память о нем увековечена в нашей стране. Кроме того, представительная Абхазская делегация приняла участие в мероприятиях по этому же поводу в Республике Кабардино- Балкария, которые прошли так же на высоком уровне.
Примером добрых и братских отношений между нашими народами является и приезд в Абхазию, буквально на днях, большой делегации из Республик Северного Кавказа отцов и матерей ребят, погибших за свободу нашей страны. И опять, этой встрече было уделено большое внимание со стороны руководства Абхазии. На встрече с приехавшими братьями и сестрами, Президент Абхазии Александр Анкваб четко высказал мысль о том, что наше братство не ставится по сомнение и выразил глубокую благодарность родителям детей, которые сложили свои головы в Абхазии. И поверьте, что это не протокольные мероприятия. Именно так ощущает себя по отношению к братьям – адыгам весь народ Абхазии.
Уверен, что и в дальнейшем, наши отношения будут развиваться именно в этом, позитивном, ключе.
И конечно, на этом пути обязательно появляются силы, которых не устраивает подобное развитие событий. Многие проблемы, которые сегодня эти силы озвучивают в интернет-пространстве, являются надуманными. Выискиваются любые противоречия, а если их нет, то они придумываются и раздуваются до вселенских масштабов. И здесь начинают использоваться все доступные методы. Начиная с ухода в историю, подменяя сегодняшнюю ситуацию какими-то отрывочными сведениями многовековой давности. Навязывается полемика о том, кто где проживал, какие земли кому принадлежали и все такое. Эти методы и эта полемика, которая навязывается сегодня нашим народам, до боли напоминает события из недавней довоенной истории Абхазии. Не буду углубляться в эти вопросы, так как твердо знаю, что между нашими народами нет непреодолимых противоречий, и что мы как были братьями, так и останемся ими навсегда, так как ближе друг к другу по родству народов у нас на этой планете нет.
Прошло уже 20 лет, как закончилась война. Все мы знаем, какой непростой путь прошла Абхазия за эти годы. И понимаем, что и впереди нас ждет немало трудностей. Но сегодня Абхазия получила возможность приступить к мирной жизни, к преодолению последствий прошедшей войны. Такая возможность у нас есть сегодня, так как над нами не висит сегодня опасность возникновения новой войны.
А раз это так, то мы можем сегодня вернуться к тем вопросам, которые встают на повестку дня, которые еще вчера не было возможности решать только по причине того, что главным вопросом вчерашнего дня был вопрос простого выживания. И, конечно же, настало время принять решения, которые будут развивать наши братские отношения со всем адыгским миром.
Если позволите, попробую выделить два основных вопроса, которые сегодня существуют и предложить возможные, на мой взгляд, решения.
1. Вопрос признания геноцида черкесов.
В 90-е годы парламенты Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесси и Адыгеи обсуждали этот вопрос на своих заседаниях и ими были приняты соответствующие решения по признанию этой трагедии. Парламентом Абхазии так же было принято решение о трагедии абхазского народа, вынужденного отправиться в махаджирство. По моему глубокому убеждению, у наших народов не было разных трагедий. События 150-летней давности - это результат одних событий, и разделять эти трагедии на свои и чужие просто преступно.
Мне кажется, что парламент Абхазии мог бы принять соответствующее заявление по этому поводу, в котором нужно четко обозначить неразрывность судеб абхазского и адыгского народов, дать четкую трактовку трагическим событиям 19 века. И сделать это не в конфронтационном смысле с Россией, а для того, чтобы подобного в будущем больше не повторялось.
Я абсолютно понимаю, что нынешняя Россия не несет ответственности за происшедшее. Мало того, сама Россия избавляется от многих трагических событий в прошлом, признавая их и, тем самым, оставляя их в истории. Так, к примеру, принятым решением о признании трагедии Катыни, была перевернута трагическая страница в отношениях между Польшей и Россией, что позволяет в дальнейшем развивать братские отношения между народами этих стран.
Этот вопрос - очень тонкий, но я верю в мудрость депутатов парламента Абхазии, которые смогут правильно его сформулировать и принять соответствующее решение.
2. Вопрос о получении гражданства Абхазии адыгами.
Нынешняя ситуация следующая. По действующему Закону Республики Абхазия «О гражданстве» право автоматического получения гражданства имеют потомки абхазов, абазин, убыхов, шапсугов. Причем, если мне не изменяет память, то этот список при его первом принятии, был короче, но, впоследствии, был дополнен.
Сам этот Закон является несовершенным и стал сегодня предметом спекуляций. И вот почему. Абхазия сегодня является единственным признанным государством абхазо-адыгского мира. И адыги всего мира, так же как абхазы и абазины, смотрят на Абхазию, как на свою Родину. Во время прошедшей войны весь адыгский мир был рядом с нами. Много адыгов сложили свои головы за свободу Абхазии. Наше братство было в очередной раз подтверждено в прошедшей войне.
Настало время сделать так, чтобы наше законодательство было бы комфортным как для абхазов, так и для адыгов. Скажу больше. Среди репатриантов, которые прибывают сегодня в Российскую Федерацию, в Кабардино-Балкарию и Адыгею, немало абхазов. И они имеют право на получение гражданства Российской Федерации наравне с адыгами.
Так же, за пределами Абхазии, в местах массового расселения наших народов, много смешанных семей, и наши народы в странах ближнего востока очень близки друг другу и воспринимаются как один народ, под названием «черкесы». Отношения между ними гораздо ближе, чем у нас, проживающих на Родине. Само перечисление конкретных национальностей, имеющих право на автоматическое получение гражданства Республики Абхазия, вносит напряжение в наши отношения, так как это выглядит попыткой разделения народа, который объединен под общим названием «черкесы», хотя никаких таких планов у абхазов нет. И это, конечно, не правильно.
Для того, чтобы изменить ситуацию, есть несколько путей.
Первый вариант - прописать в Законе о Гражданстве положение, по которому претендовать на гражданство Абхазии могут все представители абхазо-адыгского мира без перечисления национальностей.
Второй вариант - изъять из Закона о гражданстве существующую норму, а предоставление гражданства всем претендентам независимо от национальности осуществлять по решению соответствующей Комиссии при президенте Абхазии.
Может быть, второй вариант, более демократичен, так как теоретически могут возникать ситуации, когда, допустим, этнический абхаз воевал против Абхазии (или вел подрывную деятельность против Абхазии), а он имеет право автоматического получения гражданства.
Возможны и другие варианты. Но в основу должно быть положено стремление развивать наши отношения.
Думаю, что положительное решение этих вопросов позволить отмести все неясности и позволит двигаться вперед. Ибо жизнь продолжается и впереди у нас еще много вызовов и испытаний.
Беслан Кобахия,
г. Сухум, Республика Абхазия.
17.09.2012
http://aiaaira.com/index.php/78-v-tsentre-vnimaniya/4208-o-sovershenstvovanii-otnoshenij-mezhdu-abkhazam-i-adygami.html