Рауль Хаджимба: лучше правильно жить, чем создавать образ глубоко образованного человека
РАУЛЬ ХАДЖИМБА: ЛУЧШЕ ПРАВИЛЬНО ЖИТЬ, ЧЕМ СОЗДАВАТЬ ОБРАЗ ГЛУБОКО ОБРАЗОВАННОГО ЧЕЛОВЕКАНа прошлой неделе формирование парламента завершилось избранием руководителей восьми парламентских комитетов. Спикером парламента избран Валерий Бганба, численность вице-спикеров увеличилась до четырех, а количество парламентских комитетов уменьшилось до восьми. В редакции «Нужной газеты» мы обсудили результаты формирования руководящего состава высшего законодательного органа с депутатом парламента, председателем ФНЕА Раулем Хаджимба.
- Рауль Джумкович, большинство назначений в парламенте говорят о том, что власть пытается максимально отсечь оппозиционные силы от влияния на принимаемые решения. Почему, на Ваш взгляд, столько озабоченности тем, чтобы Вы не возглавили одну из ветвей власти? Какую опасность в оппозиции видит глава исполнительной власти?
- Мне трудно объяснить позицию исполнительной власти в этом вопросе. Мы много раз, в том числе и с президентом, обсуждали возможности создания условий для развития страны. Мы говорили и о предвыборной кампании, проблемах телевидения и вообще о ситуации, которая складывается в стране. Я всегда был искренен и, общаясь с представителями власти, никогда не скрывал свое видение в решении многих проблем. На мой взгляд, оно заключается, прежде всего, в создании условий для объединения общества вне зависимости от политических взглядов.Сегодня я уже могу сделать вывод, что мое видение не нашло понимания у руководства страны. К тому же позиция, которую озвучила наша партия по результатам работы Счетной палаты (вторая проверка), также не устаивает президента и его окружение - хорошо известна последовавшая за этим реакция власти (выраженная в печально нашумевших ответах).
- И все же: чего во всем этом больше - «личной неприязни» к Раулю Хаджимба или это меры, направленные против влияния единственной действующей партии в нашей стране?
- Я не думаю, что нашей партии следует бояться. Ведь мы не призываем к резким и непродуманным кардинальным действиям. Мы говорим о возможности их осуществления в конституционных рамках. Но высшему руководству страны почему-то выгодно нас представлять как организацию, направляющую свои усилия на дестабилизацию в обществе.
- Так случилось, что сроки нахождения у власти парламента и президента теперь фактически совпали. Не предполагаете ли Вы, что оппозиционно настроенные депутаты просто не вписываются в планы исполнительной?
- Конечно. Страна привыкла иметь парламент, который в большинстве своем был послушным и почти всегда принимал решения, спущенные исполнительной властью. Это называлось конструктивным сотрудничеством. На самом деле, многие принимаемые решения далеко не всегда соответствовали интересам страны и народа. Эти проблемы остались – их никто не решил.
Когда некоторые избранники народа прошлого созыва стали проявлять самостоятельность и выражать собственную точку зрения, Анкваб, будучи премьер-министром, «припомнил», как власть помогала им стать депутатами. И сейчас ничто не меняется, Президент делает то же самое, продолжая создавать удобный парламент.
Кандидаты в депутаты накануне выборов руководства парламента активно «просеивались» в кабинетах исполнительной власти. С ними «беседовали» - руководитель аппарата Президента, вице-президент, а затем и сам Президент. К счастью, не все согласились на предложенные условия.
К сожалению, декларируя объединение усилий вне зависимости от разности взглядов, сама исполнительная власть сделала все, чтобы депутаты еще до прихода в парламент были разделены. Ни к чему хорошему это не приведет, и на работе парламента скажется не лучшим образом.
- Рауль Джумкович, хочу поговорить с Вами на почти «табуированную» тему. На первой сессии (с подачи, кстати, депутата от Очамчирского района, что, скорее всего, не случайность) был нарушен один из устоявшихся принципов, очень важный для нашей небольшой страны – представительство регионов во власти. Этот принцип, как бы его не поругивали теперь, всегда служил неким стабилизирующим и объединяющим фактором и, на самом деле, соответствует демократическим нормам (которые соблюдались даже в советские времена). В результате выборов спикера все ветви власти – исполнительной, судебной и законодательной - представлены только представителями бзыбской Абхазии. Добавим к этому еще и главу правительства, и картина становится просто дискриминационной. Какую цель, на Ваш взгляд, преследовал Президент, меняя «правила игры», и в чем ее опасность?
- Я не знаю степени демократичности этого принципа, но во многих европейских странах он учитывается.
Здесь, я думаю, нужно исходить, прежде всего, из того, что восточная часть Абхазии до сих пор остается крайне депрессивным регионом, которому уделяется очень мало внимания, и Президент этого не может не осознавать. Поэтому, выступая на сессии, он попытался оправдаться тем, что не приемлет разделения на восточную и западную Абхазию. Но в то же время дальнейшие выборы показали, что создать видимость регионального баланса он попытался, посадив абжуйских вице-спикеров. Не может он не понимать, что игнорирование регионального фактора очень опасно в нашей сегодняшней ситуации и неминуемо приведет к определенным потрясениям в обществе.
Именно поэтому сразу после выборов в парламент в обществе стали обсуждать вопрос смены премьер-министра. Никакое это не разделение - это совершенно естественное желание уравновесить значимость регионов.
- ... и вопрос «зачем нашему президенту потрясения?» зловеще повисает в воздухе. Но продолжим тему формирования парламента, который вызвал шок у населения не только девальвацией института вице-спикеров, выразившейся в их численном увеличении, но и, мягко говоря, странными назначениями глав комитетов. Почему Вы не попытались возглавить ни один из комитетов?
- Что касается назначения вице-спикеров, то мотивировка, озвученная спикером - необходимость расширения межпарламентских связей - меня, конечно, не убедила.
Я повторюсь. Единственная цель – создать видимость регионального представительства во власти.
Относительно моего отказа от участия в выборах в комитеты. Я не видел в этом смысла. Я буду работать в двух комитетах. Об этом я заранее сообщил спикеру и попросил его не утруждать себя попытками моего выдвижения.
На рабочей встрече со спикером мы провели консультации по кандидатурам в парламентские комитеты, исходя из потенциальных возможностей депутатов, их опыта работы, квалификации, профессиональных навыков. Я предложил, чтобы представленные кандидаты изложили свое видение работы в том или ином комитете, примерный план работы. Вроде достигли понимания, но сессия парламента показала, что, к сожалению, есть интересы, которые превалируют над элементарной логикой, и меня выдвинули на должность главы комитета.
Но я прекрасно понимал, что результат будет такой же, как и в случае с Зауром Миквабия, выдвинутым в комитет по экономике и реформам. Большинство сочло, что экономист с большим опытом работы меньше знает в сфере реформ и инноваций.
- Неоптимистично... И все же: с чего Вы начнете свою депутатскую деятельность, какие вопросы Вы считаете первоочередными?
- Конечно, тот блок проблем, которые поднимались мной лично и ФНЕА: создание баланса между ветвями власти. Если мы этого не сможем добиться, схема воздействия на законодательную власть останется прежней. Мы будем предлагать расширить полномочия парламента в вопросе назначения руководства и членов правительства, а также их освобождения. Норма, прописанная в нашей Конституции (об объявлении вотума недоверия отдельным членам правительства), должна быть детализирована и подкреплена соответствующими механизмами.
Очень важным вопросом считаем создание Конституционного суда. Идея - тоже не новая, но до сих пор у власти не нашлось времени на ее осуществление, так же, как и на внесение изменений в выборное законодательство.
Вы помните, что в парламент предыдущего созыва был внесен пакет предложений, разработанных партиями. Однако они так и не были рассмотрены. В дальнейшем нам предстоит трудная работа по усовершенствованию выборного законодательства, и она должна вестись с учетом требований времени и общества.
Работы непочатый край: вопросы, связанные с человеческой безопасностью, которые ставят наш народ на грань вымирания – ДТП, наркотики, безработица... И вроде бы все говорят и все знают, как решать, но ни одна структура еще не приняла соответствующих мер, которые, к примеру, ужесточают правила безопасности на наших дорогах.
Но самым главным вопросом, считаю, следует решить проблему с доступностью национального телевидения для наших граждан. Телевидение, которое финансируется из бюджета, должно работать на граждан и для граждан, представлять широкий спектр мнений, а не только представителей власти. Наша партия работает при поддержке общественности над выработкой предложений для создания общественного ТВ и реформе деятельности АГТРК.
Мы отстаиваем интересы страны по известным вопросам с недвижимостью, предлагая свое видение решения этих проблем. Нами ставились вопросы об эффективном использовании финансовой помощи Российской Федерации. Мы не просто критикуем, а стараемся обратить внимание в первую очередь самой власти, а затем и всего общества, нацелив всех на возможность конструктивного разговора. Не все замечают или не хотят замечать этой работы, поэтому дают мне популистские советы типа «читать умные книжки». Я думаю, что лучше правильно жить, чем создавать из себя образ глубоко образованного человека, цитируя чужие мысли. В течение восьми лет наша партия остается единственной силой, создающей хотя бы какой-то баланс между обществом и властью. Это осознают даже те, кто еще вчера были нашими оппонентами.
- Рауль Джумкович, в Вашей лексике много «мы», «ФНЕА», «партия». После успешных выборов (из всех партий ФНЕА вышла на лидирующие позиции) оппозиционные партии в нашей стране обычно «отмирают». Как сложится судьба Форума, и будете ли вы создавать парламентскую фракцию?
- Действительно, в соответствии с действующим Законом о выборах в парламент нами были выдвинуты одиннадцать кандидатов, из которых прошли четверо, и это - лучший результат в сравнении с другими партиями, к тому же есть еще и депутаты, чьи позиции близки нам. Об этом свидетельствуют результаты первых дней работы парламента.
Вопрос фракции следует хорошо обдумать, не исключая возможности ее создания.
Что же касается нашей партии, то мы готовимся к проведению в ближайшее время съезда, на котором планируем обсудить результаты выборов и некоторые организационные вопросы. Верю, что партия нужна, и она должна по возможности объединить усилия многих людей, искренне желающих единства нашего общества. Мы открыты для всех и готовы к разговору.
НУЖНАЯ, 17.04.2012
http://ru-ru.facebook.com/note.php?note_id=371190686257552