Экономический патриотизм
Общественно-политический деятель Беслан Эшба рассуждает о политической и экономической ситуации в стране, системе государственного управления и предлагает ряд инициатив по внесению поправок в Конституцию РА1. СУДЬБА АБХАЗИИ
«… нужен не нынешний «профессиональный» патриотизм: кто громче любит Родину, а патриотизм экономический, когда профессиональные действия нового президента приведут к экономической независимости Абхазии …» Беслан Эшба
Сегодняшняя Абхазия, к великому сожалению, уже много лет увлечена политическим противостоянием. Кризис доверия к власти, умноженный на разнообразные активные действия оппозиционных сил, привёл только к еще большему расколу в обществе. Никаких позитивных перемен, после многочисленных заявлений оппозиционеров, их показной решительности в совокупности с молчанием власти не случилось.
Оппозиция критикует власть, и часто - заслуженно, власть же делает вид, что не замечает критики оппозиции... Так или иначе - все заняты своим делом, но, увы, не общим. Можно сколько угодно ругать друг-друга, но жизнь в республике от этого лучше не станет.
Не являясь ни оппозиционером (в нашем привычном смысле), ни сторонником действующей власти, рискну предположить, что перенос президентских выборов нужен был оппозиции исключительно для решения своих политических задач. "Защита государственности" и другие формулировки здесь не при чём... Будущие кандидаты в президенты просто решают свои политические вопросы, желая перенести дату выборов, либо - пытаясь её сохранить.
Хочу обозначить своё мнение по данному вопросу. Ни о каком переносе сроков выборов в президенты в нынешней политической ситуации речи быть не может. Власть в стране должна смениться в результате честных и своевременных выборов главы государства, а не из-за очередного политического давления или переворота, как бы он не выглядел и не назывался. Перевороты, как мы уже теперь все убедились, ни к чему хорошему не приводят. Посему, очередные выборы президента Республики Абхазия должны пройти согласно законодательству, в августе 2019 года. И их исход совсем не предрешён. Общеизвестно, баллотироваться будут и действующий президент, и представитель оппозиции. И ещё, в республике есть запрос на появление новых лиц в большой политике.
Каким должен быть следующий президент нашей с вами страны? Чего от него ждёт народ Абхазии? Как быть, когда нет ни Владислава Ардзинба, ни Сергея Багапш? Работал и с тем, и с другим, и прекрасно понимаю, откуда в людях к ним высокое доверие и не проходящая благодарность за то, что они сделали для нашей страны. Это были состоявшиеся личности и настоящие лидеры своей Родины. Таковым, бесспорно, является и Александр Анкваб, его управленческий талант, патриотизм и высочайшая ответственность к работе могли ещё служить нашей стране и принести немалую пользу.
Касаемо сегодняшних возможных претендентов на высший государственный пост, не уверен, что они обладают подобными лидерскими качествами, знаниями, профессионализмом и безупречной репутацией. Не уверен и в том, что многие из будущих кандидатов на предстоящих выборах понимают важность решения первостепенных задач страны, находящихся в первую очередь, в экономической плоскости, а уж тем более, смогут их решить.
Здесь нужен не нынешний «профессиональный» патриотизм: кто громче любит Родину, а патриотизм экономический, когда профессиональные действия нового президента приведут к экономической независимости Абхазии.
2. СТРАТЕГИИ БЕЗДЕЙСТВИЯ
«….у нас не столько дефицит стратегического видения развития Абхазии, сколько неспособность воплотить целеполагание в решения, дающие экономический эффект и мал запас ресурсов, чтобы заниматься всем сразу…»Как известно, Центром стратегических исследований при Президенте РА разработана стратегия социально-экономического развития Абхазии до 2025 года. При поддержке абхазской диаспоры в Москве, консалтинговой компанией Strategi Partneurs group, разработана программа «25 шагов по развитию экономики Республики Абхазия до 2025 года".
Стратегия социально-экономического развития Абхазии, подготовленная Центром стратегических исследований при Президенте Республики содержит максимально подробное описание экономики нашей страны в отраслевом и территориальных разрезах, а также возможные сценарии её развития в ближайшие годы.
Бесспорным представляется вывод ученых о высокой опасности инерционного сценария, сохраняющегося сегодня в Абхазии. При его продолжении масштабы диспропорций в экономике, технологическое состояние различных секторов, дифференциация доходов – останутся практически неизменными, а по ряду параметров и ухудшатся. К этому выводу стоит добавить, что государство вследствие проводимой финансовой политики и ограниченности собственных доходов будет не в состоянии выполнить роль генератора экономического роста.
Инерционный сценарий особенно опасен при внезапном возникновении шоковых ситуаций, вызванных внешнеполитическими обстоятельствами или кризисными явлениями. В этом случае страна может столкнуться с риском обвального ухудшения ситуации и снижения уровня жизни.
Оптимистичный сценарий описан Центром в самом общем виде, как совокупность возможных реформ, направленных на совершенствование государственного управления экономикой без детализации, в чем же должны состоять сами реформы и какой вид должна принять система органов власти для обретения способности реформирования экономики. Перспективы оптимистичного сценария в ближайшие годы оцифрованы радужными показателями и позитивными трендами, но не увязаны с логикой конкретных действий.
В программе «25 шагов по развитию экономики Республики Абхазия до 2025 года», разработанной в 2016 году компанией Strategi Partneurs group, зафиксирована исходная ситуация в экономике, выделены приоритетные отрасли и их проблематика, сформированы самые общие представления о том, какими способами, при помощи каких реформ решать сегодняшние проблемы страны.
В документе, который носит скорее теоретический характер, приведены успешные зарубежные практики в вопросах проведения налоговой и земельной реформы, создания корпорации развития, институтов поддержки экспорта. Однако, этот стратегический документ, вобравший в себя большой массив интересной информации, при всей его полезности, не является прямой программой действий. Он представляет собой свод задач, обозначенный без учета реального политического контекста, экономических реалий, мало заземленных на абхазскую действительность. К тому же, расчет показателей роста экономики с разбивкой по годам выполнен исходя из оптимистического сценария, без учета объективных трудностей, повлиявших на развитие ключевых отраслей.
Программа «25 шагов по развитию экономики Республики Абхазия до 2025 года» исходит из предположения, что страна уже сделала выбор в пользу открытой модели экономики и масштабного привлечения иностранных инвестиций. Согласно её логике, предполагается только реализация конкретных решениях, копируя успешный опыт других государств.
Однако в реальности эта развилка еще не пройдена. Выбор открытой модели экономики продекларирован, но не сделан. Страна продолжает развиваться по инерционной модели, постепенно исчерпывая свой потенциал. За годы послевоенного восстановления, Абхазия не обрела финансовой самодостаточности, значительная часть нашего бюджета продолжает формироваться за счет поступлений из РФ. Неблагоприятный инвестиционный климат, теневая экономика, коррупция, криминогенная ситуация, неразвитость финансового рынка, существенно ограничивают приток частного капитала. Все это, как раз, является результатом того, что мы не приступили к преобразованиям и в последнее время находимся в состоянии застоя, только имитируя движение.
Программа не отвечает на вопрос об источниках финансирования, в самом общем виде обозначает инструменты реализации, которые сами нуждаются в детализации и методологическом сопровождении. Так, документом предполагалась разработка отраслевых дорожных карт, где бы детализировались необходимые преобразования и определялась последовательность действий. В отсутствии опыта работы госорганов в таком формате, дорожная карта, как форма планирования, нуждалась в иллюстрации и создании типового образца, хотя бы по одному из ключевых направлений. Отказ от такой деятельности стал дополнительным препятствием в её практической реализации.
Суммируя все сказанное о двух вариантах стратегии, следует отметить, что они создают хороший задел в понимании перспектив будущего развития нашей страны. Авторы документов придерживаются схожих позиций в оценке приоритетных отраслей, выделяя туризм, выращивание овощей и фруктов, виноделие, рыболовство, производство стройматериалов, в качестве потенциальных локомотивов абхазской экономики.
Другими словами, двигатель нашей экономики уже работает на пределе. Замена масла, "прокладок", фильтров и попытки его форсирования не приводят к увеличению мощности. Теперь жизненно необходим двигатель нового поколения с высокоинтеллектуальным блоком управления. И кто его сможет собрать и запустить – обречён на успех.
3. РЕВОЛЮЦИЯ В ГОЛОВАХ
«…система государственного управления должна отвечать вызовам времени и пользоваться доверием народа. Если страна 25 лет поднимается с колен после войны, если страна не может встать на чёткий путь развития – значит, у нас серьёзная проблема именно в системе госуправления. Значит, структура власти не отвечает вызовам времени и требованиям народа. Я предлагаю осуществить переход к модели президентской республики. Функции главы государства и главы правительства совместить в лице президента. И исключить дуализм исполнительной власти…»
Беслан Эшба
Относясь с большим уважением к разработчикам обеих стратегий, предлагаю переформатировать их, сделав адекватными сегодняшним экономическим реалиям Абхазии. У нас не столько дефицит стратегического видения развития, сколько неспособность воплотить целеполагание в решения, дающие экономический эффект и мал запас ресурсов, чтобы заниматься всем сразу.
Для программы реальных действий необходимо укрупнить блоки задач. К каждому из них прописать конкретный, распланированный по срокам план пошагового развития, включающий в себя план законодательных работ, принятие подзаконных нормативных актов и возможные развилки, где предстоит выбор того или иного решения. В современном бизнес-процессе этот формат планирования часто называют дорожной картой.
Система государственного управления должна отвечать вызовам времени и пользоваться доверием народа. Если страна 25 лет поднимается с колен после войны, если страна не может встать на чёткий путь развития – значит, у нас серьёзная проблема именно в системе госуправления. Значит, структура власти не отвечает вызовам времени и требованиям народа. Я предлагаю осуществить переход к модели президентской республики. Функции главы государства и главы правительства совместить в лице президента. И исключить дуализм исполнительной власти.
Эта управленческая модель более рациональна, менее затратная и больше соответствует требованиям оперативного реагирования на ситуацию. Президент в этой модели наделяется значительным массивом властных прерогатив, формирует правительство, издает указы, выпускает декреты, издаёт поручения, по вопросам, отнесенным к его компетенции. Парламент, в свою очередь, обладает законодательными полномочиями и контрольными функциями, уравновешивающими президентскую власть. Депутаты обретают право на выражение недоверия отдельным министрам и объявление импичмента президенту по строго определенным основаниям.
В связи с вышесказанным, предлагаю ряд инициатив:
1. Внести поправки в Конституцию Республики Абхазия в главу 3 и главу 4.
В соответствии с предлагаемыми поправками в Конституцию Республики Абхазия предусматривается модернизация системы органов государственной власти в Республике Абхазия, устанавливается перераспределение полномочий между органами государственной власти, повышается значение институтов президента и Народного Собрания, вводятся дополнительные полномочия Народного Собрания по отношению к президенту (отрешение президента от власти, согласие со стороны Народного Собрания на назначение министров, дипломатических представителей). Также структурируется система органов исполнительной власти, которая выстраивается целиком под оперативное управление президента (упраздняется институт кабинета министров (правительство), упраздняется должность премьер-министра, вице-премьеров). Существенно сокращается количество министерств и ведомств. По сути, вводится иная система органов исполнительной власти.
Помимо поправок в Конституцию, возникает необходимость разработать Конституционный Закон «О Президенте Республики Абхазия», который должен заменить Конституционный Закон «О Президенте Республики Абхазия» от 1999 года, принятый в других условиях и не отражающий реалий современного демократического процесса. Необходим новый закон об органах исполнительной власти и ещё целый пласт подзаконных актов.
Данные поправки в ближайшее время будут представлены мной для широкого обсуждения.
2. Ключевым в реализации программы реальных действий предлагаю сделать финансово-экономический блок, касающийся бюджетно-налоговой политики. В этом секторе важнейшим звеном является концепция налоговой реформы и Налоговый кодекс, призванные расшить ряд узких мест, сдерживающих рост экономики. Предлагаю упростить систему налогообложения и отчетности, сократить общее количество налогов, облегчить процедуру их уплаты и администрирования, постепенно, насколько позволяет экономика, надо двигаться в направлении общего снижения налогового обременения бизнеса.
В документе, который в скором времени будет вынесен мною на обсуждение предпринимательского сообщества и широкой общественности, будут сохранены и упорядочены налоговые льготы, предоставляемые разным категориям инвесторов. Стимулирующие пакеты будут предусмотрены, как для финансово емких проектов, осуществляемых крупным капиталом, так и для отечественных предприятий, осуществляющих стартапы, делающих капитальные вложения и расходы на послевоенное восстановление, выполняющих важные заказы. Добросовестный налогоплательщик обретет возможность получения налоговых и финансовых преференций, в том числе налоговых каникул.
В результате предлагаемой комплексной налоговой реформы станет возможным постепенное сокращение теневого сектора, составляющего сегодня не менее половины экономики и рост бюджетных доходов. Увеличение в бюджете доли собственных средств позволит расширить траты на социальные расходы.
3. В отдельный блок выделяю вопросы, связанные с инвестиционной деятельностью и созданием благоприятного инвестиционного климата.
Анализ ситуации свидетельствует о явном противоречии между инвестиционными потребностями Абхазии для ускорения роста и нынешним уровнем инвестиционной привлекательности. Здесь есть ряд вопросов, требующих безотлагательного решения.
Инвестиционное законодательство Абхазии до сих пор содержит пробелы, сказывающиеся на его применении. В законе "Об инвестиционной деятельности" отсутствует четкая регламентация инвестиционного процесса, не устанавливаются стадии прохождения проектов с момента подачи заявления до завершения в увязке с временными рамками прохождения процедур и четкой логистикой. Не прописаны виды административной помощи, оказываемые инвестору со стороны уполномоченных государством органов, а именно, содействие в подборе и выделении земельного участка, техническое присоединение к коммуникациям, установление связей с районными администрациями, энерго и водоснабжающими организациями и т.д.
Считаю необходимым в кратчайшие сроки устранить эти пробелы и сделать процедуру прозрачной и понятной инвесторам. Обратил бы внимание на то, что законодательство субъектов РФ и многих стран СНГ детально описывает механизм поддержки инвестиционных проектов и консьерж-сервис со стороны государства. Некоторые из них используют механизм патронажного сертификата, как форму государственного содействия наиболее значимым проектам. Он предполагает право владельца на получение нескольких видов государственной помощи одновременно, включая льготы по аренде земли и субсидирование процентной ставки по привлекаемым заемным средствам. Проекты, наделенные таким статусом, в обязательном порядке курируют члены правительства. Этот механизм поддержки также может быть использован в наших условиях.
Следующий момент. В какой-то мере на инвестиционную привлекательность Абхазии влияет недостаток информации об инвестиционном потенциале республики. Можно использовать опыт других государств. Как пример, в субъектах РФ эта проблема в последнее время решается с помощью карты инвестиционных возможностей той или иной территории. Её составлением занимаются группы экспертов, которые вместе с администрациями городов и районов детально просчитывают действующие и возможные проекты с последующим нанесением их на карту инвестиционных возможностей. Паспорта по каждому проекту даются в приложении к документу. Карта инвестиционных возможностей размещается на официальных сайтах субъектов федерации и презентуется в разных деловых аудиториях.
Нам необходимо осознать, что для превращения потенциальной инвестиционной привлекательности в реальную привлекательность потребуются усилия, организация государственной поддержки, создание инфраструктуры и защита сделанных инвестиций с опорой на закон.
4. Важнейшим моментом в этом блоке считаю принятие закона "O государственно-частном партнерстве" (ГЧП), как возможной форме привлечения крупного частного капитала для восстановления объектов, находящихся в госсобственности. Такая форма предусмотрена законом "Об инвестиционной деятельности", но не содержит детализации и регламентации, что делает её до настоявшего времени трудно применимой.
5. Составной частью новой модели экономического развития обязательно должна стать Корпорация развития, как единое окно на территории Абхазии, оказываемое предпринимателям все виды господдержки, предусмотренные законодательством. Среди её задач осуществление координации между различными секторами экономики, комплексное сопровождение проекторов внутренних и внешних инвесторов, содействие компаниям в выводе товаров на внешние рынки, разработка маркетинговых стратегий, программа развития компетенции кадров и так далее.
6. Целесообразным для страны является развитие лизинга оборудования и техники для сельхозпереработки и других отраслей. В условиях труднодоступности кредитных ресурсов и высокой стоимости заимствования, лизинговый механизм может стать перспективной формой обновления основных фондов и расширения существующих производственных мощностей. Поддержка лизинговой программы потребует от государства предоставления таможенных льгот на ввоз промышленного и технологического оборудования в страну. Кроме того, в отношении средств, являющихся предметом лизингового договора, лизингополучатель должен обрести право применения коэффициента ускоренной амортизации и право учитывать лизинговые платежи при расчете налога на прибыль. В наших условиях лизинг может стать альтернативой банковскому кредитованию. Как пример, вопрос развития лизинга предполагает принятие нормативных решений и расширение договоренностей с российскими лизинговыми компаниями.
7. Необходимо в кратчайшие сроки добиться подписания соглашения с Российской Федерацией «Об избежании двойного налогообложения».
Это лишь небольшая часть реальных действий, необходимых для того, чтобы сдвинуться с первой точки. Надо понимать: успешной и независимой экономике Абхазии нужны структурные изменения, краткосрочные и долгосрочные экономические программы, в первую очередь отраслевые, подразумевающие их выполнение со стороны государства профессиональными управленцами. И неважно, кто будет реализовывать - чиновник, представляющий сегодня действующую власть, оппозиционер или третье лицо, главное, чтобы это был настоящий профессионал, знающий своё дело и действующий в интересах страны.
Ценны знания и способности, добросовестность и профессионализм, и, безусловно - талант. Только такой подход к делу способен дать мощный толчок развитию Абхазии.
Нам необходимо вдохнуть новую жизнь и в структуру государственного управления, и в том, что касается новой модели экономики и её пошаговой реализации. И только тогда можно будет говорить о новом, успешном этапе развития нашей любимой Абхазии.
Мы все должны понять - революция должна произойти у нас в головах, а не на площадях.
Беслан Эшба,
15 декабря 2018 г.
Источник: https://apsadgil.info/opinions
Просмотров: 4561
Дата публикации: 15.12.2018 г.
Вернуться к списку новостей