Интервью заместителя министра иностранных дел Республики Абхазия Ираклия Хинтба
АПСНЫПРЕСС
ИНТЕРВЬЮ ЗАМЕСТИТЕЛЯ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ ИРАКЛИЯ ХИНТБА ИНФОРМАЦИОННОМУ АГЕНТСТВУ «АПСНЫПРЕСС»
- Ираклий Ревазович, грузинские СМИ неоднократно сообщали об успехе грузинской стратегии «вовлечение через сотрудничество». В качестве подтверждения они говорят о том, что граждане Абхазии часто посещают Грузию для получения медицинского лечения и других услуг. Как Вы прокомментируете это?
- Вопрос оказания медицинской помощи – это сугубо гуманитарный вопрос, и он не должен политизироваться. Когда речь идет о сохранении жизни человека, никто не вправе запретить ему получить необходимую медицинскую помощь. В то же время, хочу отметить, что мнения о «массовом характере» обращений граждан Абхазии за медицинской помощью в лечебные учреждения Грузии не соответствуют действительности. Надо отличать истинную реальность от виртуальной, формируемой грузинской пропагандой. Ни о каком «успехе грузинской стратегии» говорить не приходится. Никто из тех, кто побывал в Грузии и получил там медицинскую помощь, не стал от этого лояльным грузинским властям. Мы доверяем своим гражданам, поэтому я абсолютно уверен, что эти, подчеркну, немногочисленные поездки в Грузию не могут так повлиять на самосознание граждан Абхазии, что они забудут о выстраданной кровью идее абхазского независимого государства.
- И все же эти поездки используются властями Грузии в пропагандистских целях – как свидетельство возрастающей привлекательности Грузии для граждан Абхазии...
Грузинские власти умеют из камня выжать воду - они делают пиар из всего, что угодно, и по части пропаганды они добились многого. Действительно, эти нечастые поездки трактуются тбилисскими властями как пример эффективно действующей грузинской стратегии по «мягкому вовлечению» абхазов. Не скрою, что здесь кроется определенная политическая опасность, так как для нас недопустимо, чтобы эта стратегия обладала минимальными, даже виртуальными, признаками дееспособности в глазах мирового сообщества. И мы, конечно, будем делать все, чтобы эта грузинская инициатива с треском провалилась. А что касается лечения, то уже в недалеком будущем в Республике Абхазия будут созданы все условия для оказания качественных медицинских услуг населению.
- Какова ситуация с разрекламированной грузинскими властями акцией по выдаче гражданам Абхазии т.н. нейтральных паспортов?
- Нейтральные паспорта – часть той же стратегии. Я опять же выражу уверенность в том, что в нашем обществе эта идея абсолютно бесперспективна. Во-первых, эти паспорта – отнюдь не нейтральные, так как существует четкая юридическая привязка этих документов к соответствующим грузинским структурам. Во-вторых, у грузинской стороны попросту нет правовых оснований выдавать так называемые «нейтральные документы» жителям Абхазии, так как они не являются лицами без гражданства. Цель всей этой затеи – ограничить права граждан Абхазии на свободное передвижение. Мы будем всеми способами продвигать идею признания абхазских заграничных паспортов в качестве проездных документов. К сожалению, повестка дня последнего раунда Женевских дискуссий оказалась подозрительным образом сформирована так, что на обсуждение этого вопроса «не хватило времени».
- Правильно ли я понимаю, что цель грузинских властей сегодня – максимальная изоляция Абхазии?
- Вы совершенно правы. Я даже не говорю о позорном и абсолютно неправовом законе «Об оккупированных территориях». Разве не постыдилось бы любое уважающее себя государство принять закон, согласно которому сегодня судят российского гражданина лишь за то, что он ранее въехал на территорию Абхазии через КПП «Псоу»? Сегодня мы видим продолжение этой дискриминационной линии и в конкретных решениях и действиях грузинских властей. Это - и требования контроля над связями Абхазии и любых внешних акторов, и обращения к западным правительствам с целью запретить гражданам Абхазии получать визы в российские паспорта, и давление на работающие в Абхазии и с Абхазией международные неправительственные организации и коммерческие компании, и преследование наших послов и консулов в зарубежных странах, и многое другое.
- Есть ли конкретные примеры?
- Конечно, и их множество. Приведу недавний пример. Мы были весьма удивлены, узнав, что на днях большой делегации депутатов Европарламента и Бундестага было, мягко говоря, «не рекомендовано» правительством Грузии посещать нашу страну. По сообщениям немецкой прессы, Саакашвили посчитал персон, возглавлявших делегацию, «излишне проабхазскими». Поэтому фонды, финансировавшие поездку, опасаясь преследований со стороны Тбилиси, приняли решение ее отменить. И после этого кто-то в Тбилиси позволит себе утверждать, что Абхазия якобы сама закрывается от международного сообщества!?
- Перейдем к истории с грузинскими моряками, передачу которых грузинской стороне координировал МИД Абхазии. Как Вы можете прокомментировать заявления пресс-спикера Президента Грузии, что грузинские моряки находились в плену на территории Абхазии?
- Заявления, сделанные г-жой Манджагалзе, не имеют под собой никаких оснований. Еще раз расскажу историю вопроса. Власти Абхазии организовали процесс передачи граждан Грузии – членов экипажа судна «Hakki Chillioglu» грузинской стороне. Дело в том, что данное судно находилось вне юрисдикции Абхазии, так как, согласно нормам международного морского права, оно обладает статусом экстерриториальности. Поэтому для того, чтобы организовать съем моряков с судна, их перевозку к границе и передачу грузинской стороне, было необходимо соблюсти все определенные международным правом процедуры, в первую очередь, получить от моряков официальное согласие и найти сменный экипаж для судна. Этот сухогруз находится в сухумской бухте уже более девяти месяцев из-за того, что у него возникли проблемы с рулевым управлением. Подчеркну также, что судовладелец сильно задолжал экипажу и морскому порту, поэтому капитан корабля и часть экипажа приняли решение оставаться на судне вплоть до выплаты причитающихся им денежных сумм. Однако судовладелец не спешил выплачивать долги, время шло, и моряки оставались на судне. Все это время абхазские власти оказывали членам экипажа необходимую помощь. Не упускал ситуацию из виду и Международный Комитет Красного Креста.
- Почему же было принято решение содействовать передаче моряков грузинской стороне?
- В результате недавнего шторма сухогруз отнесло в открытое море. Он был обесточен, у экипажа не оставалось запасов воды. В этих условиях правительство Абхазии решило оказать помощь гражданам Грузии, находящимся в сложном гуманитарном положении, и организовать их передачу грузинской стороне. Все соответствующие службы Республики Абхазия были мобилизованы для обеспечения безопасности экипажа судна. Моряков посетили представители МИД Абхазии и Миссии Международного Комитета Красного Креста. От экипажа было получено письменное свидетельство о том, что они добровольно покидают судно и будут направлены в Грузию. Кроме того, моряки письменно подтвердили, что абхазские власти не оказывали на них давления, и что они получали от них регулярную помощь. При разговоре с членами экипажа присутствовал глава миссии МККК в Абхазии, который подтверждает доброжелательный тон разговора и отсутствие давления на грузинских моряков. Было также подтверждено, что ситуация, связанная с их нахождением на судне, вызвана неурегулированностью трудовых и хозяйственных споров с судовладельцем и не имеет никакого отношения к национальной принадлежности членов экипажа. Поэтому утверждения грузинских представителей о том, что находившиеся на судне моряки являлись пленными – это полный абсурд и проявление элементарного невежества в области международного права.
- Грузинский президент Саакашвили даже высказал благодарность замминистра экономики Грузии Г. Карбелашвили, подчеркнув, что грузинская сторона сделала все для освобождения моряков...
- Еще раз подчеркну, что данная гуманитарная акция является исключительно инициативой правительства Абхазии, и реализована она в строжайшем соответствии с международным правом и внутригосударственным законодательством Республики Абхазия. Однако, как я говорил ранее, тбилисские власти очень любят на всем делать пиар. Встречавшая моряков на Ингурском мосту министр экономики Грузии Вера Кобалия и ее свита меньше всего обращали внимание на самих моряков, предпочитая делать «громкие» заявления на камеру. В этих заявлениях, в частности, говорится о г-не Карбелашвили, который якобы «вел переговоры с абхазскими властями» и добился «освобождения пленных». Большего абсурда и беззастенчивой лжи представить себе сложно. Хотя удивляться тут нечему: все уже давно привыкли к тому, что ложь и провокации являются для нынешних тбилисских властей одним из главных средств достижения политических целей. Мы же в ситуации с грузинскими моряками действовали как полноценное, суверенное, независимое государство.
- Какова дальнейшая судьба этих моряков?
- Хочу отметить, что Министерство иностранных дел Абхазии, которое координировало процесс передачи, выразило надежду, что тбилисские власти смогут обеспечить безопасность и защиту прав моряков, переданных на территорию Грузии. Отмечу, что Секретарь Совета нацбезопасности Грузии г-н Бокерия подтвердил, что эти несчастные моряки не будут подвергаться преследованиям со стороны правоохранительных органов Грузии.
- Готовы ли мы к общению с Грузией и, если да, то по каким вопросам?
- Проблема здесь заключается в том, что даже если бы мы были сегодня совершенно готовы к этому общению, нынешний режим в Грузии явно не намерен двигаться в этом направлении. Тбилисские власти сами загнали себя в прокрустово ложе «концепции российской оккупации», которой они хотят подменить реальное урегулирование конфликта с Абхазией. Понятно, что для правящей элиты Грузии мобилизация фактора российской угрозы служит средством политического самосохранения. Но это – лишь паллиатив, применение которого загоняет вглубь неразрешенные проблемы грузино-абхазских взаимоотношений. Информация о формировании в Зугдидском районе неформальных вооруженных групп на фоне нежелания Грузии подписывать с нами соглашение о неприменении силы также не может способствовать урегулированию грузино-абхазского конфликта и стабилизации обстановки в регионе. Грузия должна признать Абхазию хотя бы в качестве стороны конфликта и субъекта в переговорной ситуации. Хотя сегодняшнее руководство Грузии явно не в состоянии переступить через им же выстроенные барьеры.