Обращение Общего Собрания учредителей СОИ к Президенту Анкваб А.З
ОБРАЩЕНИЕ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ УЧРЕДИТЕЛЕЙ СОИ К ПРЕЗИДЕНТУ РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ АНКВАБ А.ЗУважаемый Александр Золотинскович!
Мы, учредители Сухумского открытого института (СОИ), разделяя Вашу точку зрения о необходимости реформирования высшего образования в Республике Абхазия, считаем, что эта проблема носит системный характер и должна рассматриваться в рамках Концепции образования. В состав ее разработчиков должны войти ведущие специалисты высшей школы (АГУ, СОИ), Академии наук, Министерства образования Республики Абхазия под непосредственным руководством Кабинета Министров РА.
Разработка и принятие Концепции - процесс, требующий тщательной работы и выверенных подходов, и он не может быть проведен поверхностно, на скорую руку. Создать и приступить к ее реализации за несколько месяцев невозможно. Поэтому мы просим Вас не лишать СОИ ли-цензии и вернуться к этому вопросу после принятия Концепции образования РА.
Очевидно, что СОИ, являясь частью современного высшего образования в нашей стране, дол-жен стать как объектом, так и субъектом реформирования. До разработки и принятия Концеп-ции мы предлагаем несколько вариантов дальнейшего функционирования СОИ.
Мы считаем целесообразным сохранение вуза, учитывая его востребованность в обществе и участие в решении ряда социально-экономических проблем, воспитании молодежи, повышении ее образовательного уровня и приобретении соответствующей квалификации.
Современная Абхазия развивается по пути рыночных преобразований, которые подразумева-ют, в том числе, и реализацию гражданами страны права свободного выбора во всех сферах жиз-недеятельности нашего государства, включая высшее образование.
В настоящее время в СОИ обучается 881 студент. Все они, так или иначе, вовлечены в про-цесс обучения, занимаются общественно полезным трудом, а не пополняют ряды безработных.
СОИ осуществляет обучение по специальностям, в которых остро нуждается наша страна, но подготовка по которым не ведется в АГУ:
- «Бизнес и информатика»,
- «Организация перевозок и управление на транспорте»,
- «Бухгалтерский учет, аудит и судебно-бухгалтерская экспертиза» (со знанием 1С – бухгалтерия),
- «Мировая экономика и международные экономические отношения» (со знанием английского и испанского языков),
- «Налоги и налогообложение» (со знанием 1С – бухгалтерия),
- «Таможенное дело» (с углубленным изучением практики ведения внешнеэкономической деятельности),
- «Юриспруденция и экономика» (6-ти летнее обучение).
Большое внимание в СОИ уделяется изучению абхазского языка и физической подготовке студентов.
Выпускники нашего вуза хорошо зарекомендовали себя как в государственных, так и в не-государственных структурах РА, а некоторые из них на базе полученного в СОИ высшего обра-разования продолжают обучение в рамках второго высшего образования в вузах России. Кроме того среди выпускников есть и те, кто продолжают обучение в аспирантуре различных вузов России. Это свидетельствует о приемлемости образовательных стандартов, которых придержи-вается СОИ, не только условиям Абхазии, но и условиям Российской Федерации.
Следует отметить, что в вузе работают около 100 сотрудников, содержащих свои семьи, и в условиях высокого уровня безработицы в Абхазии это имеет особое значение.
За время функционирования вузом были подготовлены собственные научно-педагогические кадры, а совмещают работу в СОИ всего 10 сотрудников АГУ. В настоящее время в СОИ рабо-тают: Академики Академии наук РА – 2 человека, доктора наук – 4 человека, кандидаты наук – 11 человек, профессора и доценты – 21 человек, соискатели и аспиранты – 6 человек.
Сотрудники СОИ активно занимаются научно-исследовательской работой и изданием учебно-методической литературы. Они также принимают участие в международных научно-практи-ческих конференциях.
СОИ имеет действующие договоры о сотрудничестве в учебно-методической, научной областях с:
1. Экономическим факультетом Российского университета дружбы народов;
2. Факультетом иностранных языков Пятигорского государственного лингвистического университета;
3. Экономическим факультетом Нальчикского филиала Краснодарского университета МВД России (ныне Центр переподготовки офицерских кадров МВД России);
4. Факультетом финансов и банковского дела и научно-практической лабораторией Ставро-польского государственного аграрного университета "Статус-Эко";
5. Донецкой Академией автомобильного транспорта;
6. Ростовским институтом прикладной информатики.
СОИ постепенно наращивает свой потенциал. В 2011 году основные экономические показа-тели вуза составили:
• бюджет – 16 млн.700 тыс. руб.,
• средняя заработная плата одного работающего – 11 тыс. руб.,
• удельный вес заработной платы в общем объеме затрат – 92%,
• выплаты в виде: налогов – 1 млн.300 руб., отчислений во внебюджетные фонды – 2млн.600 руб., арендной платы – 504 тыс. руб.
На наш взгляд, целесообразность продолжения функционирования вуза обусловливает комп-лекс объективных и субъективных факторов:
• за годы своего развития СОИ создал благоприятную конкурентную среду и даже самим фактом своего существования повлиял и продолжает влиять на качество обучения в Аб-хазском государственном университете. Это касается и учебы студентов, и уровня работы профессорско-преподавательского состава. Выпускники СОИ принципиально не уступа-ют выпускникам АГУ ни по уровню подготовки, ни по способности к трудоустройству после окончания вуза. Кроме того, следует заметить, что уровень абитуриентов в АГУ по объективным причинам существенно выше, так как в нем есть возможность бесплатного (т.е. за государственный счет) обучения и поэтому потенциально лучшие абитуриенты идут на бесплатную форму обучения в АГУ, в то время как в СОИ такой возможности нет. В целом, при том, что АГУ был и остается флагманом высшего образования в Рес-публике, оба вуза, несмотря на все имеющиеся недостатки, дополняют друг друга;
• СОИ является малым вузом. Общеизвестно, что малые вузы имеют преимущества перед крупными с точки зрения взаимодействия преподавателей со студентами и их родителя-ми, в них выше коэффициент личного общения, и, следовательно, воспитательный эффект;
• периодическая аттестация СОИ Министерством образования РА. На основании проведенной в июне 2011 года аттестации, Коллегия Министерства образования РА в очередной раз приняла решение о выдаче вузу лицензии на образовательную деятельность в сфере высшего образования;
• в 2011-2012 учебном году в СОИ принят очередной набор на подготовительное отделе-ние, обучение в котором осуществляется по программе, разработанной СОИ в соответ-ствии с программой обучения в среднеобразовательной школе РА, и она отличается от программы предвузовской подготовки в АГУ. Со слушателями подготовительного отде-ления нашего вуза заключены договоры о взаимных обязательствах;
• дальнейшее функционирование СОИ имеет большое морально-этическое значение. Его закрытие нанесет непоправимый удар по имиджу и тех, кто его окончил, и тех, кто про-должает в нем получать образование, так как ставит под сомнение уровень их квалификации. А ведь многие из выпускников СОИ достаточно хорошо зарекомендовали себя в практической работе.
• студентами СОИ являются выпускники общеобразовательных школ нашей страны. Очевидно, что уровень их подготовки различен. Профессорско-преподавательский состав вуза многое делает для того, чтобы восполнить пробелы, допущенные в общеобразова-тельной школе. Было бы несправедливо, а, может быть, даже и не безопасно для общест-ва в целом, свести на нет традиции положительной работы с молодежью Абхазии в сте-нах СОИ;
• СОИ помог выжить и утвердиться в сложной послевоенной ситуации и тем, кто в нем работает, и тем, кто сделал свой выбор в пользу СОИ как высшего учебного заведения для получения профессии;
• Президенты Республики Абхазия – Ардзинба В.Г. и Багапш С.В., немало сделали для организационно-правового оформления СОИ. Вуз создан и действует на основании Устава и в соответствии с: Конституцией Республики Абхазии, Указом № УП-62 Пре-зидента Республики Абхазия «О негосударственной образовательной деятельности в Республике Абхазия» от 26.09.1996г.; Указом №УП-52 Президента Республики Абхазия «О внесении из-менения в Указ Президента Республики Абхазия «О негосударственной образовательной деятельности в Республике Абхазия» от 18 марта 2009г., Постановлени-ем №219 Кабинета Министров Республики Абхазия «Положение о регистрации, лицен-зировании и государственной аккредитации негосударственных образовательных учреж-дений в Республике Абхазия» от 30.11.1996 г., Законом Республики Абхазия «О неком-мерческих организациях» от 02.11.2005 г., Гражданским Кодексом Республики Абхазия, согласно которому гарантируются равенство форм собственности и неприкосновенность частной собственности, и другими нормативными правовыми актами РА.
СОИ в 2012 году исполнилось 15 лет, т. е. его с полным правом можно считать частью новей-шей истории Абхазии. Очевидно, что должны быть достаточно веские причины для прекраще-ния существования вуза.
В течение 15-ти лет к СОИ не предъявлялось никаких серьезных претензий. Очевидно, что крайней мере - отзыв лицензии и ликвидация, - должны были бы предшествовать различные промежуточные формы воздействия (предупреждение, предписание об устранение недостатков и т.п.), как того требует законодательство РА.. Но ничего подобного за все эти годы не происходило.
Мы осознаем, что материально-техническое оснащение СОИ оставляет желать лучшего, по- нимаем, что отсутствие достаточных средств не позволяет вузу использовать современные пере-довые технологии в учебном процессе и готовы провести преобразования как в структуре управ-ления вузом, так и в организации учебного процесса: оптимизация контингента обучающихся, пересмотр специальностей, внедрение современных информационных технологий и стандартов качества и т.д.
В связи с вышеизложенным, мы выражаем уверенность в том, что руководство Республики Абхазия взвешенно подойдет к решению дальнейшей судьбы СОИ, и будет найден оптималь-ный вариант трансформации вуза в качественно новый уровень для того, чтобы образователь-ный процесс в нем соответствовал требованиям современности.
С Вашим именем, Александр Золотинскович, мы связывали и связываем большие надежды по реформированию СОИ. Вы не раз доказывали свою готовность содействовать решению проблем нашего вуза и оказывали это содействие.
В свою очередь, мы заверяем Вас, что готовы поддержать Ваше стремление реформировать систему образования Республики Абхазия, неотъемлемой частью которой является высшее об-разование.
Одним из направлений реформирования вуза может стать реорганизация системы управления и организации образовательного процесса в нем.
В связи с этим, считаем целесообразным внесение изменений в Устав СОИ и введение в со-став учредителей вуза представителя органов исполнительной власти Республики Абхазия со всеми вытекающими из этого контрольными и организационно-правовыми последствиями:
участие в Общих Собраниях учредителей, Совете учредителей, Ученом Совете СОИ, в выборе руководства вуза, определении контингента и основных направлений подготовки специалистов и т.д., - с правом решающего голоса; сохранением принципов самофинансирования, продолже-нием подготовки кадров, в том числе, и по госзаказу (по госзаказу в СОИ за период с 2005г. по 2012 г. подготовлено 40 специалистов).
Одновременно хотели бы воспользоваться Вашим предложением о продолжении функционирования СОИ в здании, в котором он сейчас расположен, тем более, что это здание является историческим центром подготовки кадров.
Современная система высшего образования в нашей стране, представленная двумя вузами, не является единым целым и не в полной мере соответствует требованиям времени. По нашему мнению, без создания в рамках Министерства образования Республики Абхазия структурного подразделения по управлению высшим образованием, не возможны выработка комплекса единых требований к высшей школе и решение на более качественном уровне вопросов системного характера в этой сфере.
Мы с глубоким удовлетворением восприняли Вашу идею о необходимости создания Республиканского Центра предвузовской подготовки, так как он позволит унифицировать требования высшей школы Республики Абхазия и Российской Федерации к выпускникам школ нашей страны. Предвузовская подготовка и профориентация являются одними из серьезных направлений образовательной реформы. Кроме того, в рамках Центра можно сосредоточить наиболее перспективный человеческий ресурс для подбора абитуриентов по различным, востребованным в Республике Абхазия профессиям. Нами накоплен определенный опыт в организации предвузов-ской подготовки абитуриентов с учетом тесной увязки школьной программы и программы поступающих в СОИ. В вузе разработаны и изданы учебные пособия по профильным дисциплинам, на основе которых осуществляется подготовка для поступления в СОИ, и мы готовы принять активное участие в реализации идеи создания вышеуказанного Центра.
В заключение хотим заверить Вас, что верные принципам профессионализма, открытости и прозрачности во всех сферах деятельности вуза, включая финансовую, мы считаем очевидной необходимость реформирования высшей школы на основе всестороннего взаимодействия с государством и непосредственного участия СОИ в этих реформах.
Обращение принято на Общем собрании учредителей СОИ (Протокол № 73 от 20 февраля 2012 года)
Председатель Совета учредителей СОИ,
д.эк.н., проф. Шалашаа З.И.
Секретарь собрания Гицба М.А.
Подписи заверяю: начальник канцелярии СОИ Лакоба А.В.
http://www.aiaaira.com/index.php/obshchestvo/3284-obrashchenie-obshchego-sobraniya-uchreditelej-soi-k-prezidentu-respubliki-abkhaziya-ankvab-a-z.html