В их числе есть и еще одно поручение всем ведомствам, касающееся гражданской активности в Абхазии. Ведомства должны “доложить [кабинету министров] о деятельности международных неправительственных организаций на территории Республики Абхазия».
Подобные ограничения в Абхазии принимаются впервые. JAMnews предложил представителям самих неправительственных организаций прокомментировать эти решения.
Что говорят в неправительственных организациях
Заместитель директора Центра гуманитарных программ Абхазии Лиана Кварчелия считает, что само по себе появление большого количества распоряжений кабинета министров может говорить о желании нового руководства подтянуть дисциплину и лучше контролировать деятельность подведомственных структур.
Но запрет на участие чиновников в зарубежных поездках, организованных неправительственными организациями, “вызывает вопросы”, говорит она.
«Если бы в распоряжении говорилось, что все поездки чиновников должны согласовываться с кабинетом министров — ничего негативного я в этом не увидела бы. Это нормально, чиновник обязан согласовывать свои действия с вышестоящим начальством.
Но когда речь идет о запрете без всяких оговорок — я понимаю такую формулировку как выражение негативного отношения к неправительственным организациям. Создается впечатление, что цель распоряжения – не запрет как таковой, а публичное выражение определенного отношения к общественным организациям.
Мероприятия с участием официальных лиц, организованные неправительственными организациями, нужно не запрещать, а согласовывать. В каждом конкретном случае надо разбираться, какова целесообразность поездки, каков формат участия. Действительно, если пренебрегать этими моментами — необдуманное участие официальных лиц в неприемлемом для Абхазии формате международной встречи или ознакомительной поездки может быть интерпретировано международными организации в невыгодном для Абхазии свете. Хотя и это не фатально.
Именно через процессы, организованные неправительственными организациями, официальные лица могут получить доступ к важным международным площадкам, которые обычно закрыты для официальных лиц государств, непризнанных западными странами.
А для продвижения интересов Абхазии важно, чтобы они были озвучены официальными представителями.
Я думаю, что новый премьер хорошо это понимает, поскольку в недавнем прошлом сам возглавлял Торгово-промышленную палату – это же самая крупная неправительственная организация в Абхазии. Насколько я знаю, они не раз организовывали зарубежные поездки с участием официальных лиц Абхазии. Тем более странно было читать такое распоряжение”.
Лиана Кварчелия говорит, что хотя эти решения приняты только сейчас, сам этот процесс не новый. В последние годы представители исполнительной власти отказывались участвовать в мероприятиях в Европе, организованных с участием Центра гуманитарных программ, хотя никаких формальных запретов еще не было — в отличие от депутатов парламента.
«Я все же надеюсь, что новое руководство кабинета министров будет более открыто для взаимодействия с общественными организациями», — сказала JAMnews Лиана Кварчелия.
Мнения в социальных сетях
Дискуссия в социальных сетях только началась, приводим два характерных комментария:
«Постановление принято исключительно для конкретных людей, все остальное – фон».
«Когда Грузия препятствует участию наших детей или спортивных команд в международных конкурсах, мы говорим о нарушении права на передвижение, развитие и так далее. Теперь же сами начали запрещать. Изоляция — это одно бедствие. Самоизоляция попахивает маразмом».