Станет ли Рауль Хаджимба спикером?
АПСНЫПРЕСС
СТАНЕТ ЛИ РАУЛЬ ХАДЖИМБА СПИКЕРОМ?
Надежда Венедиктова
Новый состав парламента, судя по всему, обещает более интересные политические игры, чем старый. При нынешнем раскладе у Рауля Хаджимба есть реальные шансы претендовать на место спикера, которое при Нугзаре Ашуба было очень уютным. Если Раулю Джумковичу удастся занять это кресло, для него создастся новая политическая реальность, в которой он еще никогда не был – впервые в жизни он может стать самостоятельной политической фигурой. Будучи премьер-министром при Владиславе Ардзинба, он светил отраженным светом, будучи вице-президентом при Сергее Багапше, он скрывался в полумраке несогласия с основной линией чуждой ему власти. Роль лидера оппозиции тоже давалась ему с трудом, ибо требовала не только критики действий правительства, но и контрпрограммы развития страны.
Быть оппозиционером в роли спикера парламента еще сложнее. Нужно будет регулярно и аргументировано оппонировать власти, чтобы объяснять обществу свое несогласие. Для этого необходимо иметь хотя бы маленькую команду единомышленников. Все равно придется играть на одном поле с властью, и любой промах будет восприниматься обществом уже по-другому – ты сам во власти, у тебя есть полномочия, и ты можешь влиять, а не просто критиковать.
В истории куча примеров, когда выход на первые роли высвечивал как скрытые резервы политика, так и его неспособность к реальному делу – Рауль Хаджимба попал в центр политической силы, и это в ближайшее время вынудит его продемонстрировать или свою силу, или свою слабость.
Результаты второго тура подтвердили, что нынешняя власть не особо напрягалась с административным ресурсом, а партия «Единая Абхазия» сдувается, как проколотый шар, прямо у нас на глазах. Пока покойный Сергей Васильевич поддерживал эту партию своим мощным плечом, она казалась партией власти и привлекала многих в силу властных привилегий. Сейчас «Единая Абхазия» почти так же беспомощна, как остальные партии в нашей стране. Почему-то с партиями нам не везет, хоть какой-то жизненной силой обладают лишь общественно-политические движения, и те сникли в последнее время. Поэтому на парламентских выборах электорат разбежался по личным симпатиям и родственным связям.
Состав парламента омолодился, и в нем впервые появился банкир – Артур Миквабия. Обычно банкиры редко сами идут в политику, предпочитая дергать своих марионеток из-за кулис, но в наших условиях марионетку трудно спрятать, поэтому лучше попробовать самому. Непростой характер Артура Артемовича вряд ли позволит ему обрести симпатии большого количества своих коллег, но какую-то группу влияния он сможет организовать.
В предыдущем парламенте только двое депутатов, покойный Владимир Начач-оглы и не попавший в новый парламент Батал Кобахия, инициировали принятие новых законов, остальные проекты подавали другие субъекты законотворческой инициативы. Хотелось бы, чтобы новые избранники народа не забывали о своих прямых обязанностях и, наконец, привели в порядок во многом устаревшее абхазское законодательство.
Если говорить честно, то каждый новый состав нашего парламента выглядит слабее предыдущего, словно первый «золотой» парламент истощил все силы этого уровня. А вдруг нынешние парламентарии преподнесут нам сюрприз и сделают нашу политическую реальность более разнообразной.
http://asarkia.info/society/index1.php?ELEMENT_ID=361&SECTION_ID&fb_comment_id=fbc_10150701800394771_21756837_10150701985174771#f10eaf