О заявлении МИД Польши по поводу парламентских выборов в Республике Абхазия.
АПСНЫПРЕСС
О ЗАЯВЛЕНИИ МИД ПОЛЬШИ ПО ПОВОДУ ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРОВ В РЕСПУБЛИКЕ АБХАЗИЯ.
МИД Польши распространил заявление, в котором выразил сожаление по поводу проведения 10 марта "сепаратистскими властями в Сухуми "парламентских выборов" на территории Абхазии в Грузии". Польский МИД не признает их законность, в силу поддержки территориальной целостности и суверенитета Грузии. "МИД Польши считает, что такие действия не способствуют сближению позиций сторон, вовлеченных в конфликт, и отдаляют перспективу его разрешения"», - сообщает агентство РЕГНУМ (http://www.regnum.ru/news/polit/1507978.html#ixzz1onXUMMFy»).
Данное заявление распространил МИД Польши. В Абхазии уже привыкли к подобным заявлениям со стороны стран западного мира, и, собственно, ничего нового в позиции Польши по отношению к Абхазии не прозвучало. Привыкли также к тому, что всякий раз, упоминая Абхазию, о ней говорят как о «самопровозглашенном» государстве, вкладывая в это понятие негативный, нелегитимный характер процесса его образования. Я, конечно, не филолог, но мне кажется, что высшей формой похвалы со стороны западных стран по отношению к Абхазии является именно то, что Абхазия является самопровозглашенной страной, ибо во всем мире есть только одна страна, которая была провозглашена не самой, а Организацией Объединенных Наций. Конечно же, речь идет об Израиле. И если следовать этой логике, то все остальные государства в мире, самопровозглашенные народами этих стран, являются нелегитимными. Нелегитимной получается и ООН, которая, в свою очередь, легитимно провозглашает новое государство - Израиль. Одним словом, получается полная несуразица.
Возвращаясь к заявлению МИД Польши, хочется спросить, о чем все-таки сожалеют в министерстве иностранных дел страны, которую в Абхазии с древних времен считают братской? О том, что у нас налаживается мирная жизнь? О том, что народ Абхазии выбрал для себя, после долгих исканий путь самостоятельного развития? О том, что Абхазия продвигается по пути демократического развития, свидетельством чему являются выборы органов местного самоуправления, парламента и президента Абхазии, проводимые регулярно в условиях политической конкуренции и под контролем многочисленных международных наблюдателей? О том, что в Абхазии проживает очень активная польская диаспора, имеющая возможность полноправного участия в общественно-политической жизни республики, имеющая свою католическую общину и соответственно Костел? Тому, что среди абхазов уже два столетия живут потомки ссыльных поляков, которые полностью интегрированы в жизнь Абхазии, и многие себя считают абхазами, при этом не теряют памяти о своем польском происхождении? О том, что во время грузино-абхазской войны 1992-1993 года в рядах защитников Абхазии с оружием в руках сражались добровольцы из Польши? О том, что Абхазия не является фактором угрозы окружающему миру и не собирается ни на кого нападать?
Если следовать логике польских дипломатов, то само существование Польской Республики тоже стоит под сомнением, ибо ее отделение от Российской империи в результате распада последней тоже произошло нелегитимно. Ибо такой же путь проделала Абхазия, которая, в результате распада СССР, не нарушив ни одного международного закона, проведя несколько референдумов, самоопределилась в качестве независимого государства. В статье «Абхазский суверенитет как ценность и перспектива», опубликованной на сайте Международного Движения по защите Прав Народов, можно прочитать об истории становления абхазской государственности в новейшее время. (http://www.peoples-rights.info/2012/03/abxazskij-suverenitet-kak-cennost-i-perspektiva/)
Абхазия в полной мере реализовала свое право Народа на самоопределение, которое прописано в Декларации прав народов, принятой в Алжире в 1976 году (http://www.peoples-rights.info/2011/04/vseobshhaya-deklaraciya-prav-narodov-alzhir-1976-god/).
Могу совершенно точно сказать, что современная Абхазия является государством в полном смысле этого слова, созданным при волеизъявлении всего народа Абхазии, выбравшее демократический вектор своего развитии. Многонациональный народ Абхазии в полной мере выстрадал это право на свою государственность. И Абхазия не является ни для кого угрозой в этом мире, а наоборот, стремится соответствовать всем международным стандартам во всех областях, включая сферу соблюдения прав человека. И в этом стремлении Абхазию необходимо поддержать, признав ее на официальном уровне, заключив с ней общепринятые в мире соглашения о дружбе и экономическом сотрудничестве. Абхазия вольется в мировое сообщество, в котором она, во все времена, в разных формах присутствовала.
А ведь в мировой истории немало фактов участия адыгов (черкесов) в освободительных войнах, которые вела на протяжении всей своей богатой истории Польша. Так, «...С XVI века адыги появляются в Польше. В 1570 году у короля Сигизмунда II Августа на службе было 3 черкесских князя: брат жанеевского князя Сибока Кансаукова (его имя не сохранилось в источниках), Александр Сибокович и Гаврила Тазритов. Последние 2 князя ранее состояли на службе у царя Ивана Грозного. Другой адыгский князь, Темрюк, принял христианство и получил имения в Польше, а в 1570 году был назначен ротмистром. Польский король Ян Собесский всегда одевался на черкесский манер и ездил на черкесском скакуне. Все польские дипломаты в Стамбуле в XVII веке одевались по-черкесски. Черкесские воины отличились в войнах Польши с Россией, Турцией, Швецией. Польский историк Б. Барановский констатирует, что черкесское военное искусство оказало большое влияние на польское. В августе 1561 года польский король Сигизмунд II Август зачислил в ряды шляхты – польского дворянства – значительную группу черкесских князей. В 1562 году в Краков прибыли 5 черкесских князей с отрядом в 300 человек. В Речи Посполитой из кавказских адыгов была создана особая группа войск – «Пятигорские хоругви». Эти войска прославились в войне поляков с турками-османами. «Когда 13 апреля 1572 года, – писал историк Кружинский, – сильная турецкая армия атаковала польские войска в Молдавии, все польские части в панике покинули поле битвы и только Темрюк с его «пятигорским» полком остался и сражался до тех пор, пока польские отряды не вернулись и не остановили турок...». (http://www.vchechne.ru/showthread.php?t=746).
Одной из самых ярких страниц польско-абазских отношений является экспедиция на Кавказ Теофила Лапинского, который с юных лет активно включается в борьбу за обретение независимости Польши.
В предисловии к своей книге Лапинский напишет: «Я стремился прежде всего доказать, что как в моральных так и в материальных интересах Европы нельзя дать погибнуть этому родственному народу и забыть его так окончательно... Нигде европейская цивилизация так быстро не пустила бы корни, как у абазов (черкесов -автор), дух которых подготовлен к принятию цивилизации... Велика будет перед человечеством заслуга тех, которые поддержат спасение этого прекрасного народа от духовной и моральной гибели».(http://archivesjournal.ru/?p=3189).
В истории остался призыв, который объединял польско-черкесские отряды в борьбе за свободу и независимость. Звучал он так: «За нашу и вашу свободу!»
История наших народов свидетельствует о мире и дружбе. Не надо забывать историю.
Беслан Кобахия, координатор Международного Движения по защите Прав Народов, кандидат социологических наук.