Сегодня милиция не может порадовать общество раскрытием серьезных преступлений
АПСНЫПРЕСС
АЛЕКСАНДР АНКВАБ: СЕГОДНЯ МИЛИЦИЯ НЕ МОЖЕТ ПОРАДОВАТЬ ОБЩЕСТВО РАСКРЫТИЕМ СЕРЬЕЗНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
В пятницу, 10 февраля, состоялось заседание коллегии Министерства внутренних дел РА.
На заседании присутствовали президент Александр Анкваб, секретарь Совета безопасности Станислав Лакоба, председатель Верховного суда Роман Мушба и генеральный прокурор Сафарбей Миканба. На повестке дня стоял один вопрос – подведение итогов служебной деятельности органов внутренних дел за 2011 год. С основным докладом выступил начальник штаба МВД Константин Званбая.
Цифры, озвученные докладчиком, вызвали недоумение у президента. «Вы верите, что в г. Сухум в 2011 году было 110 краж? Начальник гагрского РОВД верит, что в Гагре было 77 краж? Только в российское консульство в 2011 году обратились 240 граждан РФ, наверное, не одни паспорта у них украли? Где реальная статистика? Сколько граждан подвергаются насилию? Кто вам давал указание не регистрировать на преступления? 330 миллионов рублей в год – вот во что обходится народу Абхазии содержание абхазской милиции. Мы собрались, чтобы сказать людям и друг другу правду, не надо врать! Смысл не в переписывании цифр, надо их анализировать и искать решение проблем. Почему число ДТП не сокращается? Сколько человеко-дней было потрачено в 2011 году на борьбу с ДТП, и каков результат? Весь состав был выведен на дороги, наши «славные» сотрудники замордовали наших сельхозпроизводителей, вымогая взятки. А преступники, как гуляли, так и гуляют. Ни об одном разоблачении крупной преступной группировки я не слышал, а, между тем, именно в этом состоит главная задача правоохранительных органов!» – сказал президент.
Начальники районных отделений милиции, которых поднимал министр внутренних дел, были не в состоянии дать внятные ответы ни на вопросы министра, ни на вопросы президента. Первым «под руку» руководству «попался» начальник Гагрского РОВД Гиви Чанба. На вопрос: «Что такое 77 краж за год в г. Гагра?» – он признал, что это ошибка и пообещал исправить ситуацию. Президент посоветовал ему заглянуть в Интернет и посмотреть, что там пишут люди о криминогенной ситуации. «У вас за год выявлен всего один факт незаконного оборота наркотиков и тот не раскрыт. Что случилось? Перестали употреблять наркотики? Вы что, уже справились с этой проблемой?» – спрашивал его министр О. Хеция.
«В Уголовном розыске работают 23 человека, все молодые, их учить надо, а я не могу этим заниматься», – ответил Гиви Чанба.
Вопрос о кадрах встал в связи с работой Гагрского отделения ГАИ. Министра интересовало, сколько сотрудников там работает, чем они заняты. Оказалось, в отделении 76 человек. Причем, улиц в Гагре, как известно, не много. 23 сотрудника в смене, а смены две. Чем заняты все остальные? Количество явно излишнее, считает министр, ни один сотрудник ни одно преступление не раскрыл, видимо их основное занятие ловить нарушителей правил дорожного движения и взимать с них мзду.
«Гиви, расскажите нам о вырубке леса на Мамзышхе? – спросил президент. – Когда вы туда поднимались в последний раз? И не только на Мамзышху, но и в другие места, где ведется рубка леса? Вы знаете, что существует бизнес: деревья вырубаются и дровами обеспечиваются гагрские кафе и рестораны. Какие меры принимаются? Ни одного факта задержания грузовых машин с лесом не было. В Гагре осталось только в парке принца Ольденбургского начать вырубку деревьев! Когда вы в последний раз встречались с жителями «Кемпинга» или других районов? Именно они жалуются на варварскую рубку деревьев. Надо встречаться с людьми, говорить с ними!» – посоветовал он.
Следующим поднялся на трибуну заместитель начальника сухумского УВД Мурман Гегия. «Проблема не в кадрах, а в их количестве и качестве, – сказал он. – Весь состав Уголовного розыска – одногодки. Раньше молодых сотрудников закрепляли за старшими и опытными. Сейчас такой возможности нет. Из 24 сотрудников 20 человек – с Северного Кавказа, их доступ в преступную среду ограничен. В Новом районе милиция переведена на двухсменную работу. Сотрудников ГАИ у нас «раз-два и обчелся», если есть возможность, командируйте к нам сотрудников из Гагры», – попросил он. Гегия посетовал на недоверие граждан, которых с большим трудом удается уговорить дать показания. На вопрос о раскрытии тяжких преступлений Мурман Гегия ответил, что «похвастать особо нечем». Созданы группы по 5 человек, которые патрулируют районы города, но патрульных машин мало, две группы оперативных сотрудников и два-три экипажа ГАИ.
Президент отметил, что отсутствие местных сотрудников в Уголовном розыске столицы – серьезная кадровая ошибка. «Что могут сделать люди, которые в городе с трудом ориентируются с GPS-навигатором? Соберите личный состав, поговорите честно и подумайте, как будете работать в этом году!» – порекомендовал он.
Министр посоветовал направить «бездельников» на профилактику преступлений, причем, заметил, что 2-3 патруля для города – очень мало, необходимо, минимум, 5-6.
Александр Анкваб поинтересовался у Мурмана Гегия, что за объект строился во дворе городского отделения милиции? Что там за «кафе-ресторан с ночным клубом и офисом»? Кто из коммерсантов в милицейской форме творил это безобразие в центре города? Кто из руководства города дал разрешение? Чего вы ждете? Почему не убрали до сих пор?
«Давно вам сказали, что надо убрать это позорище!» – добавил Отар Хеция.
После Мурмана Гегия президент с министром обратились к начальнику КПП «Мюссера» Анри Кутарба. За летний период 7 угнанных в Гагре машин нашли на территории Гудаутского района. «Каким образом угонщики переезжают через ваш КПП?» – поинтересовался министр. Анри Кутарба сообщил, что на КПП работают 7 сотрудников, из них двое – оперативников и пятеро сотрудники ГАИ; по его мнению, этого не достаточно. Переезд угнанных машин через КПП он объяснил тем, что «не сообщили вовремя», а также тем, что КПП можно объехать по калдахварской дороге, что на КПП нужен шлагбаум. Его ответ не удовлетворил министра. «Последний факт угона показал, что преступники спокойно пересекли границу района через КПП «Мюссера», думаю, и в других случаях также...» – подытожил он.
«Не шлагбаум там нужен, а работать вам надо, – сказал президент. - Если пост не работает, его надо расформировать».
Начальник Гульрипшского РОВД Беслан Багателия говорил о том, что ни одно преступление против отдыхающих в районе не зарегистрировано. Были совершены четыре убийства и четыре разбойных нападения, два убийства раскрыты. Работают два экипажа, личного состава не хватает, оперативной информации нет. Преступники не оставляют следов, «одни пальцы», а судьи на основании отпечатков пальцев не осуждают, им нужны более веские доказательства.
Начальник Управления уголовного розыска МВД Рауль Зухба всего два месяца на этой должности. «Есть желание изменить ситуацию к лучшему, есть планы, – сказал он, – мы стараемся набрать молодых и достойных ребят, готовы выезжать в районы и оказывать методическую и иную помощь, знаем, что необходимо переломить ситуацию». Он посетовал на недостаточное понимание со стороны судей, которые своими решениями освобождают задержанных из-под стражи, в то время, когда необходимо продолжать с ним работать над раскрытием преступлений. Он привел пример с задержанными, которые в состоянии наркотического опьянения отказываются от медицинского освидетельствования. Те, кто на него соглашается, получают наказание в виде ареста на 15 суток. А тех, кто отказывается, судьи приговаривают к штрафу, составляющему немного более 1000 рублей.
«Что-то я не вижу, чтобы дела, по которым мы принимали такие решения, как вы просите, потом поступали в суд!» – прокомментировал его упрек Председатель Верховного Суда РА Роман Мушба.
Президент Александр Анкваб заметил, что и правоохранительные органы, и суды тут не безгрешны. «Очень трудно объяснить общественности, почему отбывает срок в тюрьме мальчишка, укравший телевизор или несколько пачек сигарет, а преступник, укравший миллионы, сидит дома и ест курочку с мамалыгой! Судам, прокуратуре, МВД надо собраться и обсудить правоприменительную практику и взаимоотношения между структурами. Надо посмотреть, кто у нас за какие преступления, какие сроки получил, какие социальные группы наказывают чаще всего? Покажите мне серийных преступников, кто из них отбывает срок? Наркоманы – это, по сути, больные люди, они сидят, а где распространители? И как вы планируете бороться с преступниками, которые совершают серийные нападения на автомашины: выбивают боковые стекла и обворовывают граждан?» – поинтересовался президент. Он напомнил сотрудникам столичного горотдела историю с задержанием молодого цыгана. Его схватила за руку и фактически сдала милиции женщина, которую он пытался обокрасть на рынке. А в сводке МВД было написано, что «грабитель был задержан по горячим следам благодаря неимоверному героизму сотрудников милиции».
Президент заострил внимание присутствующих на кадровом вопросе. Срок ухода на пенсию в системе МВД в соответствии с законом составляет 45, 50 и 55 лет. Но «на лицо некий застой кадров». Если не будет движения, молодые люди будут годами топтаться на месте.
О причинах, не позволяющих МВД эффективно бороться с преступностью, говорил 1-й заместитель министра внутренних дел Рамин Габлая. Первой причиной он назвал недоверие населения. Отметил, что за нераскрываемость преступлений никого не наказывают и не увольняют. Говорил о том, что агентура не способствует раскрытию преступлений и не обладает оперативной информацией о преступных группировках, отметил упущения в тактике оперативно-розыскной работы подразделений. Сообщил, что «намечен график проведения наиболее опытными сотрудниками учебы на местах». Отметил, что все сотрудники должны более ответственно относиться к своим обязанностям. Ничего не предпринимается по розыску скрывшихся преступников, число которых год от году растет. Не на должном уровне борьба с незаконным оборотом оружия не ведется работа по изъятию нелегального оружия. Говоря о кадровой проблеме, сообщил, что Уголовный розыск укомплектован только на 60%, причем 50% состава УР – это молодые сотрудники с опытом работы от года до пяти лет, большинство из них получили образование в Абхазии. Плохо скоординирована работа между службами, но вся ответственность за раскрываемость преступлений лежится на плечи сотрудников уголовного розыска.
Заместитель министра Алексей Ломия предрек, что если не пересмотреть кадровую политику, то ситуация будет еще более сложной, начнется отток сотрудников. Необходимо, по его мнению, пересмотреть социальный пакет и заработную плату сотрудников МВД. Он предложил «накрыть территорию Абхазии видеокамерами». Оценка работы посредством цифр, по его мнению, себя изжила, общественное мнение должно служить оценкой работы ведомства.
Секретарь Совета безопасности Станислав Лакоба отметил, что профилактическая работа оставляет желать лучшего, а отношение населения к родной милиции отражает истинное положение. По его мнению, наиболее реально отражена в цифрах ситуация с дорожно-транспортными происшествиями.
Президент Александр Анкваб, подводя итог встречи, сказал, что у общества есть серьезные опасения, что МВД не справляется с возложенной на него задачей борьбы с преступностью. Есть примеры серийных и дерзких нападений, преступники готовы оказать вооруженное сопротивление. Это означает, что Уголовный розыск должен решительно меняться и ориентироваться на пресечение деятельности преступных групп. Сегодня милиция не может порадовать общество раскрытием серьезных преступлений. Если надо пересмотреть кадровую политику, мы готовы это сделать. Готовы пересмотреть зарплаты тех сотрудников, которые успешно справляются со своими обязанностями, но средства будем изыскивать внутри ведомства. Кадровую политику надо пересмотреть и соблюдать положение о прохождении службы. Тех, кто достиг пенсионного возраста, надо провожать на пенсию. Нельзя принимать на работу родственников и по звонкам, без учета личных качеств и профессионализма, надо вернуться к аттестации сотрудников. Напомнил, что в 2011 году для МВД были закуплены автомашины марки BMW на сумму около 10 млн. рублей, обслуживание которых оказалось не по средствам Министерству внутренних дел. Еще на 6 млн. рублей были закуплены видеокамеры, которые президент назвал «никуда не годными мясорубками». В результате подобного безответственного отношения перерасход средств по ведомству в 2011 году составил около 49 млн. рублей. По поводу видеонаблюдения, он сказал, что система «Безопасный город» нужна, но для того, чтобы ее реализовать хотя бы на «тройку», необходимо около 100 млн. рублей. Пообещал «изыскать средства, чтобы наиболее острые узлы обеспечить видеонаблюдением». Он уверен, что «еще долго не умрут такие понятия, как личный сыск и агентурная работа». Воспитать хорошего оперативника – это большая и кропотливая работа, но, если ее наладить, качество работы сразу повысится. «Умение работать с гражданами тоже важно, но вы этим не занимаетесь, – сказал Александр Анкваб. – Методами уголовного преследования бороться с наркоманами не нужно, надо направить все усилия на организаторов наркобизнеса». Правоохранительные органы должны стать преградой на пути проникновения наркотиков в страну и их производству внутри страны. «Не бойтесь останавливать «известные» машины, оставьте в покое работяг, газели, тех людей, которые трудятся. Не доводите до того, что мы начнем отлавливать ваших коллег. С какой целью рядом с постом в засаде стоят машины ГАИ? Вы имеете право стоять только у школ, там, где нужна ваша помощь, передайте это всем сотрудникам ГАИ от Ингура до Псоу. В летний сезон ни одну иностранную машину не остановили без того, чтобы не обобрать водителя, – сказал президент. – У начальника Пицундской милиции под носом торгуют фальсифицированным вином. Почему его это не волнует? Почему сотрудников милиции не волнует, что берег Гумисты превратили в помойку? Арестуйте хоть одну машину, сбрасывающую мусор в неположенном месте», – потребовал он.
«Мы планируем заслушать в ближайшее время руководителя Уголовного розыска и курирующего его работу заместителя министра. Надо больше уделять внимания аналитике и сделать регулярными встречи на Совете Безопасности с работниками МВД, прокуратуры и судов, – сказал Александр Анкваб. – По моему поручению Михаил Логуа ведет проверку правоприменительной практики по предоставлению гражданства. Около 100 человек получили гражданство, даже не написав по этому поводу заявления. Материалы будут направлены в Генеральную прокуратуру. Сотрудники ПВС умудрились выдать гражданство людям, которые числятся в розыске. Поберегите свою профессиональную репутацию», – сказал он, обращаясь к сотрудникам паспортных столов. Характеризуя деятельность сотрудников УБЭП, он сказал, что «ваши погоны стоят дороже, чем принесенная вами польза государству. Вместо того, чтобы заниматься своей непосредственной работой, вы облагали «налогами» предпринимателей».
После президента выступил министр ВД Отар Хеция, он согласился с критикой, прозвучавшей в адрес правоохранительных органов. Обязал начальников управлений, РОВД и УВД принять меры для устранения недостатков, усилить работу по борьбе с преступностью, повышать свой профессиональный уровень. Напомнил, что впереди курортный сезон и к нему надо готовиться уже сейчас, чтобы оградить от посягательств преступников граждан и гостей Абхазии.