Депутат напомнил, что Соглашение об ИКЦ подписано в соответствии с п. 3 ст. 10 Договора между РФ и РА «О союзничестве и стратегическом партнерстве» от 24 ноября 2014 г..
В соответствии с договором, подписанным президентами Владимиром Путиным и Раулем Хаджимба, стороны обязывались подписать два соглашения - «О создании и порядке формирования деятельности информационно-координационного центра органов внутренних дел РА и РФ» и «О софинансировании материально-технического оснащения и денежного довольствия органов внутренних дел РА».
Депутаты парламента за несколько дней до подписания соглашение об ИКЦ узнали об этом и пригласили в парламент министра внутренних дел Аслана Кобахия, но повлиять на то, чтобы в текст были внесены изменения, не смогли.
Лолуа уточнил, что он выступил с обращением об отсрочке соглашения, поскольку считает, что документ содержал в себе ряд противоречий и требовал доработки.
«Мы в парламенте даже не видели заключения МИД Абхазии по данному соглашению», - заметил он.
По словам Лолуа, МВД РФ и Абхазии активно сотрудничали и раньше. «Так, начальники управлений уголовного розыска, по контролю за оборотом наркотиков, следственного управления, и других структур МВД и раньше активно взаимодействовали, сотрудничали со своими российскими коллегами», - сказал Р. Лолуа.
Между МВД двух стран после признания Россией независимости Абхазии были заключены четыре соглашения: 9 июня 2010 года в Москве Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков России и МВД Абхазии подписали межведомственное соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; 24 декабря 2010 года в Москве было подписано соглашение о сотрудничестве органов внутренних дел приграничных регионов; МВД РФ И МВД РА также подписали соглашения о совместной борьбе с хищениями автотранспорта и о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел.
Лолуа подчеркнул, что Россия уже несколько лет оказывает специальную техническую и социальную помощь органам внутренних дел Абхазии, в том числе и по линии заработной платы.
Он не согласен с мнением нынешнего руководства МВД о том, что только межведомственное соглашение об ИКЦ от 18 мая дает возможность активно взаимодействовать МВД России и Абхазии.
Недоумение депутата вызывает и то, что в самом тексте российско-абхазского Соглашения «О порядке формирования и деятельности Совместного информационно-координационного центра органов внутренних дел» ничего не сказано о структуре ИКЦ. (О составе и организации деятельности Центра говорится в Приложении к Соглашению – ред. АИ).
Он также напомнил содержание частей 4 и 5 статьи 10 «Договора между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о союзничестве и стратегическом партнерстве»от 24 ноября 2014 г., которые гласят:
«4. Договаривающиеся Стороны проводят поэтапное повышение материально-технического обеспечения органов внутренних дел Республики Абхазия, денежного довольствия и социальных гарантий работников органов внутренних дел Республики Абхазия.
5. Софинансирование расходов, связанных с реализацией мероприятий, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, осуществляется Российской Федерацией в порядке, определяемом отдельным соглашением, которое Договаривающиеся Стороны обязуются заключить не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего Договора».
«С того времени прошло не 6 месяцев, а 2,5 года, а документ о софинанисровании так и не принят все еще», - заметил он.
Лолуа не верит в том, что ИКЦ, в котором будут работать всего 20 человек, справится с такими объемом работы. В числе основных задач ИКЦ значатся: организация обмена оперативно-значимой информацией; ведение небходимых оперативных и криминалистических учетов; формирование и ведение специализированного банка данных об организованных преступных сообществах; сбор, обобщение и анализ информации в области борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений; содействие в осуществлении межгосударственного розыска и выдачи лиц, скрывшихся от уголовного преследования или исполнения приговора; содействие в реализации необходимых согласованных действий по борьбе с опасными видами преступлений, представляющих угрозу безопасности РА и РФ.
«Я, уже не говорю о словах министра внутренних дел Аслана Кобахия, который на пресс-конференции после подписания соглашения заявил, что главной задачей ИКЦ будет борьба с распространением наркотиков, хотя это прямо и не прописано в Соглашении. Он также сообщил о создании современной криминалистической лаборатории. Вся эта работа требует дополнительных кадровых ресурсов. Нужны юристы, экономисты, технические работники, специалисты по профильным направлениям, эксперты, аналитики… Для реализации всех этих задач оптимальная численность сотрудников ИКЦ должна составлять до пятидесяти человек. Исходя из этих расчетов, нам или что-то не договаривают, или попросту не понимают специфику работы», - сказал Рауль Лолуа.
У депутата также вызывают вопросы статьи соглашения, которые касаются имущества Центра, иммунитета должностных лиц, работающих в ИКЦ и др. («Должностные лица, сотрудники и члены их семей, если они не являются гражданами государства пребывания Центра, пользуются на территории государства пребывания Центра привилегиями и иммунитетами в соответствии со статьями 29 - 36 Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г.» - гласит статья 8 Соглашения)
«Это значит, что сотрудник Центра не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме; предметы обстановки и другое находящееся имущество, а также средства передвижения представительства, пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения иначе, как с согласия главы представительства. Архивы и документы представительства неприкосновенны. Дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию», - уточнил Лолуа.
По словам депутата, таким неограниченным иммунитетом на территории Абхазии не наделен даже президент республики. В соответствии с Конституцией РА, в случае нарушения Конституции и законов главу государства можно отстранить от должности, а депутата - привлечь к уголовной ответственности, лишив его неприкосновенности, но сотрудника ИКЦ нельзя.
Лолуа обратил внимание еще на одно противоречие в подписанном документе. «В задачу Центра входит сбор, обобщение и анализ информации в области борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений. Но это один из этапов оперативной работы, а для выполнения этой работы на территории Абхазии необходим специальный допуск и разрешение. У Центра же его нет», - сказал депутат.
Рауль Лолуа уверен в том, что, в подписанное соглашение до его ратификации парламентом все же можно внести необходимые поправки.
Он с пониманием относится к политикам, «которые связаны определенными обязательствами», но сам не намерен голосовать за ратификацию соглашения в его нынешнем виде.
«Не стоит забывать, что все документы, которые мы подписываем или ратифицируем, будут отражаться на нашей жизни сегодня и в будущем. Надо всегда помнить: все что мы делаем, должно быть направлено на защиту наших национальных интересов», - заключил Р. Лолуа.