Генерал Джергения: заказ выполнил
Генерал Джергения: заказ выполнил
В партийной газете «Единая Абхазия» (23 июля 2013. №5) вышла в свет статья «Кому выгоден раскол Абхазской православной церкви?», автором которой является бывший генеральный прокурор, бывший премьер-министр, бывший кандидат в президенты Абхазии, генерал Анри Джергения.
Буквально вскользь он касается непростой демографической, паспортной, экономической проблемы, а затем переходит к рассмотрению церковного вопроса в Абхазии, крайне политизируя эту тему, низводя ее до уровня «торговых отношений». «Мы имеем независимое государство, - пишет А.Джергения, - признанное субъектом международного права Великой Россией, Венесуэлой, Никарагуа... Но это не означает, что вопрос нашего суверенитета решен окончательно и бесповоротно». И это заявляет гражданин Республики Абхазия, независимого государства?
В чем же причина подобной истерики прокурорского генерала? В чем провинились молодые священники? В том, что они служат в Ново-Афонском монастыре? Вообще создается впечатление, что некие силы на самом деле больше волнует судьба монастыря, а не автокефалии Абхазской церкви. Прикрываясь геополитикой, они, раскатав губу, смотрят на обитель как на доходное место. Только сребреники звенят в их головах и у нашего экс-прокурора, который обвиняет молодых монахов в том, что они якобы захватили монастырь и распоряжаются его доходами. «Они получили своё», - заключает он. Неужели все так просто и примитивно? Если есть сомнения, можно почитать их ежегодные финансовые отчеты, которые они публикуют. Почему А.Джергения не интересуется подобными отчетами у сторонников о.Виссариона? Потому что подобных документов у них вообще никогда не было.
Как известно, автокефалия церкви укрепляет государственность. Невозможно быть независимым государством при зависимости от церкви другого государства. Особенно, если оно враждебное.
Взлет Абхазской
государственности (Абхазского царства VIII-XI вв.) приходится на восьмой век, когда ее
признание со стороны Византии опиралось на автокефалию Абхазской православной
церкви. Исторически так сложилось, что наша апостольская церковь официально
признается в мире автокефальной с восьмого века, а грузинская – с
одиннадцатого. В новейшее время произошли кардинальные изменения: в
На сегодняшний день мы являемся независимым государством, а в церковном, духовном отношении, остаемся в зависимости от ГПЦ, - с государством которой все еще находимся в состоянии войны.
Как известно, Россия
признала Абхазию 26 августа
Прошло 16 лет, но за это время ничего не изменилось. Более того, попытки выйти из подчинения ГПЦ преподносятся как антироссийские по своей направленности. Анри Джергения договорился до того, что всех, кто принимал участие в опросе, и высказался за независимую Абхазскую церковь, - а это более 70-ти тысяч человек, - обвинил в том, что они вбивают «клин между РПЦ и АПЦ, между Россией и Абхазией»? Все это напоминает не столь отдаленные времена, когда сторонников независимой государственности Абхазии, самого Ардзинба, весь наш народ, обвиняли в экстремизме, сепаратизме и крайней неблагодарности... Так что, не надо, Анри Михайлович, с больной головы на здоровую, - это не мы ведем «охоту на ведьм», обвиняем молодых монахов во всех смертных грехах.
Бывшему прокурору не по
душе даже вопрос, который, видите ли, неверно сформулирован в опросном листе.
Интересно, а может быть и вопрос о государственной независимости Абхазии,
поставленный на референдуме в октябре
Сегодня из уст генерала мы слышим угрозы в адрес афонских священнослужителей, которые, в отличие от клирика Грузинской церкви о.Виссариона, осмелились каноническим путем обрести автокефалию Абхазской православной церкви. К сожалению, РПЦ в течение 20-ти лет не смогла решить наш вопрос и внятно объяснить в связи с чем. Более того, на последней встрече с Католикосом Грузии Илией II в Москве решался вопрос о временной передаче Абхазии под окормление РПЦ, признавая при этом за ГПЦ юридические права на Абхазскую церковь. Иными словами, Абхазию пытаются сдать в своеобразную субаренду! Дело дошло до того, что от наших священников и общества в целом требуют признать результаты такого «сговора». Таким образом, мы сами должны подтвердить, что являемся канонической территорией Грузинской церкви!? Этого абхазский народ никогда не признавал и не признает. В противном случае мы сделаем первый шаг, который приведет не только к потере независимой государственности, но и поэтапному заталкиванию Абхазии в состав Грузии. Чем это завершится, мы все хорошо знаем. Помнил об этом раньше и Анри Джергения. Пока был рядом с В.Ардзинба.
Как сказал один острослов: «Конечно, сегодня выгоднее быть патриотом России, чем Абхазии», и добавил: «Посмотрите, на каких джипах катаются «виссарионовцы».
За кулисами церковных
интриг в Абхазии стоит католикос Илия II. Известно, что он давно ставит вопрос о посещении
святынь Абхазии. Об этом он просил и Вселенского Патриарха, и Московского.
Однако для Абхазии Илия II, еще по событиям
Интересно заметить, что многие документы того времени, либо обсуждались, либо составлялись при участии, пожалуй, самого доверенного человека в окружении В.Ардзинба, его родственника А.Джергения. Возможно к тексту этого послания на имя Алексея II и он приложил свою руку. Но времена изменились, и сейчас он фактически ратует за то, чтобы Абхазия оставалась канонической территорией Грузинской церкви. Неужели как политик он не понимает, к чему это может привести? Чьи интересы выражает автор этой во многом тенденциозной статьи? Почему сейчас со своими «геополитическими страшилками» он обрушился на наше общество?
Конечно, можно предложить самый жуткий сценарий будущего Абхазии, все что угодно написать о Вселенском Патриархе Варфоломее, но солидно ли это? Ведь к нему ездят и встречаются с ним все патриархи, включая российского и грузинского. Считают за честь пригласить его в Москву или Киев, несмотря на то, что, он, по словам г-на Джергения «бывший сотрудник спецслужб, члена НАТО Турции (а бывших, как известно не бывает)». Вот так: не много, не мало. А насчет «бывших», нашему генералу лучше знать... Но насколько известно, у Вселенского Патриарха, грека по национальности, непростые отношения с турецкими властями,
Почему, как только речь зашла об автокефалии Абхазии, всплыли разговоры о неких спецслужбах? В свое время и о.Виссарион ездил в Турцию к патриарху Варфоломею, но не был там принят.
Понятно, что в последнее время наблюдается некоторое потепление отношений между Россией и Грузией, особенно между РПЦ и ГПЦ, в связи с чем мы тоже можем порассуждать, чем это аукнется для Абхазии. (Правда, руководство России не раз заявляло, что это сближение возможно, но не за счет интересов Абхазии и Южной Осетии, т.к. их признание как государств носит необратимый характер). И не обманется ли сама Россия, как это уже не раз бывало? Здесь А.Джергения не видит никакой угрозы, никакого «крючка» для нашего государства или, скажем, руки коварного Запада. Он, например, заявляет: «...В экономически эффективном и независимом государстве любая церковь будет служить интересам Абхазского государства». Какая любая церковь – грузинская? Не абхазская? В таком случае представьте себе Россию без РПЦ или Грузию без ГПЦ.
Еще об одном существенном моменте для верующих. Если мы останемся под юрисдикцией Грузинской церкви, то во всех храмах Абхазии, на богослужениях, в соответствии с христианской традицией, будут поминать имя католикоса Илии II, известного своими антиабхазскими призывами и заявлениями милитаристского характера. Как на это будут реагировать прихожане Абхазии, многие из которых потеряли своих близких во время войны 1992-1993 гг.?
В отличие от А.Джергения мы не считаем себя экспертами по церковному вопросу, но есть очевидные вещи, которые бросаются в глаза. Например, Константинопольский Патриарх Варфоломей до сих пор нигде не заявлял о том, что Абхазия – каноническая территория ГПЦ. С каких это пор автор, который вообще ни во что и ни в кого не верит, поверил вдруг сообщениям грузинских СМИ? А если Константинополь не может решить вопрос автокефалии нашей церкви, то к чему тогда весь этот вселенский переполох? Абхазия, что, уплывет куда-то?
Очевидно, что Анри
Михайлович Джергения решил выступить в роли оракула по абхазскому вопросу. В
связи с этим, вспоминаются некоторые характерные эпизоды его биографии.
Общеизвестно, что до
Интересные сведения о нем привел в свое время бывший министр иностранных дел С.Шамба. «Могу напомнить, - пишет он, - чем увенчалась деятельность А.Джергения в качестве представителя Абхазии на переговорах с грузинской стороной – документом о федеративных отношениях, на котором запечатлена подпись А.Джергения. В то время это вызвало бурное негодование в парламенте и обществе». (Апсныпресс 12 июня 2006).
Этот факт можно
подтвердить документально. 25 июля
Когда Абхазия стояла перед
выбором принятия новой конституции (26 ноября
Отдельная тема: начало
войны. Вспоминает С.Шамба: «... Во время массовых народных акций протеста,
направленных в основном на освобождение от должности министра внутренних дел
Абхазии Гиви Ломинадзе, в селе Лыхны А.Джергения устроил пир по поводу
присвоения Ломинадзе генеральского звания. В первый день войны (14 августа
Вообще нужно сказать, что
с самой войны (с
Очень интересную оценку Джергения дает газета «Сегодня», когда он был назначен премьер-министром. Издание сообщает: «К моменту начала вооруженного конфликта А.Джергения уже работал прокурором Абхазии, что позволяет грузинской стороне рассматривать его в качестве легитимного должностного лица. Это немаловажно для продолжения грузино-абхазских переговоров. Кроме того, во время конфликта 1992-1993 гг. нынешний премьер-министр не участвовал в боевых действиях. Противники А.Джергения ставят это обстоятельство ему в вину, однако в действительности, это, скорее, достоинство, так как сугубо мирная биография существенно облегчает не только диалог с Грузией, но и возможность установления контактов и ведение диалога с западными государствами...». (http://sgline.org/cat/1/5516)/
Похоже, что наш бессменный
переговорщик с «сугубо мирной биографией» пытается опять вступить в диалог с
Грузией при посредничестве ГПЦ и РПЦ.
Разве мог предположить В.Ардзинба, что путем такого сговора будет решаться
проблема «неопределенного канонического положения Абхазской православной
церкви»? (Письмо Алексею II от 7 июня
Депутаты первого Парламента Республики Абхазия 1991-1996 гг.:
ДАМЕНИЯ Олег
ГУРДЖУА Валерий
ПИЛИЯ Давид
ДЖИНДЖОЛИЯ Климентий
ЛАКОБА Станислав
Источник: Генерал Джергения: заказ выпол
Просмотров: 5036
Дата публикации: 28.07.2013 г.
Вернуться к списку новостей