Пресс-конференция... жреца
Четверо депутатов поклялись у святилища «Дыдрыпшь-ныха»
Четверо депутатов парламента - Рауль Хаджимба, Аслан Кобахия, Аполлон Гургулия и Ахра Бжания поднялись к одному из семи главных святилищ Абхазии – «Дыдрыпшь-ныха» в селе Ачандара Гудаутского района и поклялись в непричастности к коррупционному скандалу в парламенте. Об этом сказал журналистам на брифинге жрец «Дыдрыпшь-ныха» Заур Чичба.
Он рассказал о том, какую роль играли семь святилищ в духовной жизни абхазов.
Заур Чичба отметил, что к святилищу обращаются в самых сложных ситуациях для народа, в самых крайних случаях, «когда ни суд, ни прокуратура, ни люди между собой не могут дойти до сути, найти правду».
Он пытался отговорить депутатов. «Но я не имею права запрещать, если человек принял такое решение. Кто я? Я лишь посредник между святилищем и людьми. Если человек хочет обратиться к божеству, поклясться в том, что не совершал греха, в котором его обвиняют, или, наоборот, покаяться, я не вправе препятствовать ему в этом», - сказал жрец Заур Чичба.
Вместе с тем он обратился ко всем уважительно относиться к традициям абхазов, древним святилищам и «не поминать их всуе».
«Наши святилища оберегают нас и нашу землю», - подчеркнул жрец.
На вопрос журналиста, обращались ли к жрецу родственники арестованного Анзора Бутба, обвиняемого в покушении на жизнь президента Александра Анкваба, Заур Чичба ответил: «Они намеревались сделать это, так как сам Бутба сообщил родственникам, что они могут безбоязненно подняться к святилищу и поклясться в его непричастности к покушению. Я сказал им, чтобы они не у меня просили разрешения, а у родственников Пандария и Цугба (офицеров Государственной службы охраны, погибших при покушении на президента в феврале 2012 г. - АП). После этого они ко мне больше не вернулись, из чего я понял, что родственники погибших не дали им согласия».
Для справки: В современной этно-религиозной практике огромную роль играют традиционные святилища - аныха, которые оберегают и защищают Абхазию. Святилищ семь, поэтому их совокупность называется бжъныха ("семь святилищ"). К настоящему времени возобновлена деятельность пяти из них. В Бзыбской Абхазии – это Дыдрыпшь-ныха, Лдзаа-ныха, Лых-ныха, в Абжуйской - Лашкендар-ныха и Елыр-ныха. Шестое святилище Инал-кубанаходится в горной долине Псху, населенной ныне русскими. Кстати, местные русские называют Инал-куба «святой горой", считают, что там запрещено охотиться и еще помнят о том, как абхазы приходили в это место и совершали там жертвоприношения. Причем, по воспоминаниям старожилов, абхазы приносили в жертву одного барана, а второго отпускали на волю.
По поводу имени и расположения седьмого святилища единого мнения не существует. Некоторые указывают, что таковым является Бытха - древнее святилище убыхов. Другие считают, что седьмым святилищем является Псхуы-ныха. Однако большинство считает, чтоИнал-куба и Псхуы-ныха - это одно и то же. Гораздо реже в качестве седьмого святилища называют Аиаргь-Лапыр-ныха, Геч-ныха и некоторые другие. Эти разногласия можно объяснить тем, что в разное время в состав бжъныха могли включаться различные абхазские святилища. При этом сохранение их общего сакрального числа семь было совершенно обязательным.
Святилище Дыдрыпшь-ныха оставалось единственным из семи главных абхазских святилищ, которое продолжало функционировать непрерывно в течение всего советского периода. Ныне из входящих в число бжьныха действующими святилищами являютсяДыдрыпшь-ныха, Лдзаа-ныха и Лых-ныха, Лашкендар-ныха и Елыр-ныха. Семь главных святилищ являются "братьями" и "сестрами». С общением родственных аныха между собой связываются различные явления в атмосфере (полеты по небу огненных шаров и т.п.). Считается, что при помощи атмосферных явлений аныха могут показывать людям свое отношение к происходящему. По рассказу жреца святилища Дыдрыпшь-ныха, в начале грузино-абхазской войны "от горы Дыдрыпш исходили лучи, указывавшие в сторону занятой грузинами Гагры". После того, как Гагра была освобождена, лучи стали показывать в направлении Сухума", который продолжал удерживаться грузинскими войсками.
… культовые действия в главных святилищах могут осуществляться только аныхапааю (букв.: сыновья святилища, жрецы) При этом жрецами семи главных абхазских святилищ могут служить только представители определенных жреческих фамилий: Гочуа (Лдзаа-ныха), Харчлаа (Лашкендар-ныха), Чичба (Дыдрыпшь-ныха), Шакрыл (Лых-ныха) и Шинкуба (Елыр-ныха). (Из книги «Абхазы», Москва, «Наука», 2007)
Апсныпресс
Пресс-конференция... жреца
Виталий Шария
11.07.2013 23:17
Сегодня в информагентстве "Апсныпресс" состоялась пресс-конференция Заура Чичба – хранителя главного абхазского святилища Дыдрыпшныха, что у села Ачандара. По-другому его еще называют жрецом... Если у кого-то на лице сейчас появилась саркастическая улыбка, имею в виду прежде всего зарубежных своих читателей, то прошу не спешить с ироническими комментариями...
Абхазия известна веротерпимостью (невозможно представить себе у нас случаи, подобные происходящим в последние годы в разных регионах Грузии, когда православное большинство чинит препятствия мусульманскому меньшинству, преследует его). А также причудливым сочетанием во многих людях, скажем, следования православным установлениям и идущих из глубины столетий абхазских традиционных верований. В постсоветское время произошла активизация деятельности представителей всех религий, не исключая и традиционную абхазскую.
Сам я придерживаюсь атеистических взглядов (точнее сказать, отношусь к тем, кто считает, что существование Высшего разума нельзя в рамках наших знаний ни доказать, ни опровергнуть); но религия для меня – важная часть всемирной культуры. В примерах чудодейственного воздействия Дыдрыпшныха на поведение людей, а также в посещающих их видениях вижу чисто психологические причины. И в культе абхазских святынь, как и в любой другой религии, меня интересует, безусловно, не мистическое начало, а предлагаемая им этическая система.
Но вернемся к сегодняшней пресс-конференции. Заур Чичба рассказал о святилище, хранителем которого является уже много лет, в частности о своих детских впечатлениях времен Великой Отечественной войны, о самых разных эпизодах, связанных с Дыдрыпшныха. И заговорил, наконец, о том, с чем, как догадывались многие, и связано проведение этой пресс-конференции. О том, что недавно четверо депутатов парламента республики – Рауль Хаджимба, Ахра Бжания, Апполон Гургулия и Аслан Кобахия – поднялись к святилищу Дыдрыпшныха и в присутствии жреца и свидетелей дали клятву, что не брали денег, о которых говорят сегодня в Абхазии в связи с так называемым парламентско-коррупционным скандалом.
По словам жреца, всего к нему приехало десять человек (кто были остальные, не сказал). И сначала он отказывался проводить этот обряд принесения клятвы, объясняя, что не следует беспокоить высшие силы по таким вопросам. Но приехавшие настаивали, и в конце концов он согласился.
Когда я спросил его, не обращался ли кто еще из парламентариев к нему по тому же делу, он сказал, что нет. "А если приедет еще большая группа?" Заур Чичба улыбнулся: "Ну, пожалуйста".
Источник: Пресс-конференция... жреца
Просмотров: 4095
Дата публикации: 20.07.2013 г.
Вернуться к списку новостей