Принц Ольденбургский: кто он?
Принц Ольденбургский: кто он?
Мне, как гражданину Абхазии, не безразлично, что возник разговор вокруг
«желания жителей города Гагра» установить бюст принца Олденбургского, тем более, что не прекращается спор и в интернете.
Поэтому я не могу не высказать свое мнение еще и потому, что являюсь одним из авторов ответного письма на обращение заместителя Гагрского районного собрания Тенгиза Габуниа (исх. №63 от 31.о5.2013) в Абхазский институт гуманитарных исследований им. Д.Гулиа Академии наук Абхазии, где я работаю в качестве старшего научного сотрудника.
Бесспорно, Александр Петрович Ольденбргский - основатель Гагрской климатической станции, превратившейся вскоре после этого в «великосветский курорт», где лечились и отдыхали не представители простого люда, а исключительно состоятельные люди, а об абхазах, естественно, не могло быть и речи.
Правда, как свидетельствуют письменные источники, принц Олденбургский был незаурядной личностью, главным мотивом деятельности которой являлось «прекращение утечки золота из Российской империи в заграничные курорты». Изменение направления отечественной валюты в сторону империи способствовало, с одной стороны, еще большему поднятию личного имиджа принца, с другой - его самообогащению. Более того, принц, построивший курорт за счет государственного кармана, а не личного, характеризовался как алчный родственниц царя. Яркое свидетельство тому - название статьи, помещенной в журнале «Сельский хозяин» (1906, № 25, с.6): «Черноморская авантюра» (см. Пачулиа, 1969, с. 179-186). Нет необходимости цитировать содержание этой, довольно развернутой статьи, раскрывающей суть дела с соответствующей оценкой происходившего тогда в Гагре. Не очень лестно отзывалась, естественно, и оппозиционная газета «Искра» (1903, №46, е.), давая более сжатую, но точную характеристику деятельности принца: «захват Гагринской дачи вызвал целую бурю недовольства абхазцев, аборигенов края, - для них приглашены две пехотные роты...Знает кошка, чье мясо съела! Санаторий на штыках царских опричников» (см. Дзидзария, 1975, с.475). Как видно, принц представлял собой один из активнейших проводников колониальной политики царизма в области курортного строительства. Между тем, среди абхазов и тогда находились «передовики», которые при каждом удобном случае задабривали его различного рода подарками и обильными угощениями. Однако, справедливости ради надо отметить, что, в известной мере, принц тоже поступал по отношению к абхазам весьма адекватно, отвечая им «добром на добро» (см. Лакоба (2011, 73-76; Клюев, 2011, с. 77-82).
Если мы хотим быть благородными по отношению к тем, кто, когда-то сеял «добро» на абхазской земле, то надо соблюдать логическую и хронологическую последовательность. Почему бы не установить памятник, допустим, печально известному абхазскому народу Мгеладзе, с чьим именем связано преобразование облика столицы Абхазии в самом лучшем понятии этого слова, начиная с набережной, кончая лесопарком на Сухумской горе? Не важно, какой ценой, с какой целью он это сделал. Это, господа Радетели имени царского колонизатора, обустраивавшего свою и без того роскошную жизнь на костях жертв имперской политики, далеко идущая политика. Я не могу доказать, но уверен, что за ней стоят большие силы, корни которых уходят далеко за пределы нашей многострадальной страны, выражаясь словами известного политолога нашего времени Татьяны Грачевой, «в мир невидимых хазарократов». Неужели история ничему нас не учит?
Установление бюста принца Ольденбургского в центре города Гагра равносильно оправданию нами национальной трагедии («махаджирство»), постигшей абхазский народ в результате т.н. Кавказской войны, т.е. тогда, когда он находился уже внутри империи. Сейчас о подобных «негативах» мы предпочитаем не говорить вслух, но молчание ни всегда золото. Хотим мы или не хотим, это наша история. Ведь прошлое - это еще не развившееся будущее. Поэтог, у мы и наши ближайшие друзья должны знать и всегда помнить свсе прошлое, чтобы не повторить ошибки, имевшее место в нем.
Если кто-то из нас считает, что отказ от задуманного отдельными жителями города Гагра проекта может обидеть Великого союзника нашего государства, благодаря которому признаны как субъект международного права, чувствуем себя в безопасности и благополучии, то глубоко заблуждается.
Современная Россия - это Россия Путина и Медведева, очень далекая от царской России, как г о временному пространству, так по и форме и содержанию.
А на вопрос сторонников незамедлительного осуществлен! я данного проекта, «почему на письмо гагрцев ответили этнографы не историки», то отвечаю: этнография - историческая наука, и этнографы, ответившие на него, имеют базовое историческое образование.
Валерий Бигуаа - старший научный сотрудник
АБИГИ, доцент АГУ
Источник: Принц Ольденбургский: кто он?
Просмотров: 1465
Дата публикации: 26.06.2013 г.
Вернуться к списку новостей