«Если за 40% абхазская сторона будет платить, картина будет совсем другая»
«У нас критическая ситуация с энергетикой», – сказал в начале встречи Микаа.
«Не критическая, крайне критическая», – уточнил Мебония.
Представители оппозиции, в частности, поинтересовались, почему уровень воды в Джварском водохранилище «Ингури ГЭС» к ноябрю оказался на критически низком уровне.
Леван Мебония: «Вы знаете, что была такая устная договоренность, начиная с 1993 года, согласно которой выработка Ингури и Перепадной ГЭС распределяется в соотношении 60/40. Эта цифра приходит от имущества, которое находится на территории Грузии и на территории Абхазии. Это не соблюдается, к сожалению – все время Абхазия берет чуть больше. В этом году мы ожидаем, что это будет в районе 42–43%.
А подошли (на низком уровне) почему? Потому что абхазская сторона берет электричество без оплаты, правильно? И чтобы компания существовала, мы берем свои 60% до ноября. В ноябре этого года почти 90% ушло в Абхазию. Кроме того, были неблагоприятные погодные условия, засуха после середины июля. И вот поэтому подошли к такому уровню.
Но главная причина кризиса состоит в том, что потребление в Абхазии составляет около 2,8 млрд кВт⋅ч. И раньше этот дефицит покрывался импортом из России. Этого не стало. Естественно, это вызвало срабатывание водохранилища. Сейчас там воды практически нет, она на минимальном уровне. Работаем на притоке. Сколько идет вода, сколько вырабатываем. Это составляет около 2–2,4 млн кВт⋅ч в сутки. А потребление Абхазии, насколько я смотрю, без ограничений составляет около 9.5 млн кВт⋅ч и больше».
По словам Мебония, ситуация кардинально не изменится до марта 2025 года, в феврале может улучшиться лишь незначительно.
Леван Мебония: В Абхазии сколько человек живет?
Леван Микаа: 244 тысячи.
Леван Мебония: В Тбилиси живет полтора миллиона, а потребление одно и то же. Мне сказали, что когда отключили интернет ночью, сразу потребление упало на 50 мегаватт. Это минимум миллион кВт⋅ч в день, т.е. дополнительные три часа в сутки. Сейчас почти 98% уходит в Абхазию. Мы оставляем себе только электроэнергию для покрытия собственных нужд.
Леван Микаа: У абхазской стороны, у нас есть 40% бесплатной генерации…
Леван Мебония: Нет. Никогда такого договора не было, что это было бесплатно. Просто (абхазская сторона) не платит.
Леван Микаа: Хорошо, не платим. Мы можем купить еще 20% выработки?
Леван Мебония: Нет. <...> Если будете платить за 40%, тогда совсем другая картина будет.
Илья Гуния: Если за 40% будем платить, вода в Ингури добавится?
Леван Мебония: Нет, воды не добавится, но мы не будем, скажем, отправлять (электроэнергию) на экспорт, сохраним воду.
Илья Гуния: То есть возможность сохранить воду есть?
Леван Мебония: Если за 40% абхазская сторона будет платить, картина будет совсем другая.
19 декабря абхазские журналисты планировали посетить Джварское водохранилище «Ингури ГЭС», однако и.о. председателя СГБ Заал Хварцкия не разрешил им пересечь Ингурский мост. «Изменить ситуацию не смог даже глава правительства Бганба, который обратился в СГБ с предложением пропустить журналистов», – передает агентство «Аиашара». Журналисты предположили, что Хварцкия «пытается скрыть от народа информацию о происходящем на Джварском водохранилище».