Анри Барциц: понимаю, какая перспектива нас ждет, если молодые люди, вместо реальной помощи стране, снимают селфи и пытаются заниматься политикой
Апсадгьыл-инфо, 14 ноября 2022 г.
Недавно в одной государственной нотариальной конторе в Сухуме установили терминал для оплаты государственных пошлин. В его интерфейсе есть иконка министерства юстиции, нажав на которую, надо ввести свои данные и сумму пошлины. После оплаты терминал выдает чек, он прикладывается к заявлению, а дальше происходит нотариальное действие.
Министр юстиции Абхазии Анри Барциц рассказал Апсныпресс о причинах перехода на такую форму оплаты госпошлины, поделился результатами цифровизации данных и обозначил проблемы, связанные с этим процессом.
– Анри Львович, в чем смысл установки терминалов?
– Юридически оборота денежных средств в нотариальной конторе быть не должно. С другой стороны, брать квитанцию с реквизитами, идти в банк, оплачивать, а потом возвращаться обратно и только после этого получать услугу, как минимум, не удобно. Поэтому главная цель нововведения – это достижение комфорта для самих граждан.
– Будет конкретный прайс на услуги?
– Мы много раз возвращались к вопросу прайса и поняли, что составить его для таких специфических услуг практически невозможно. Так, каждая ее форма высчитывается в зависимости от многих факторов. Например, сделать простую доверенность на управление автомобилем – это одна сумма, а доверенность с правом выезда за пределы РА – уже другая. Доверенность на абхазский автомобиль – это одно, на российский – другое и так далее.
– Вы планируете установить терминалы по всей стране?
– Да. Они будут установлены абсолютно во всех ЗАГСах и нотариальных конторах. Мы с этого пути сворачивать не будем, хотя этот процесс достаточно сложен. Самостоятельно закупить оборудование мы сами не могли, так как это очень дорого, и нам не хотелось бы нагружать этим бюджет страны. Кроме того, есть сложности с обслуживанием терминалов, инкассацией денежных средств и программным обеспечением.
– Как вы решили эти проблемы?
– Мы обратились в разные банки, рассказали о том, что хотим создать комфортные для граждан точки оплаты в общественных приемных нотариальных контор. Один из банков откликнулся, они оперативно закупили необходимое оборудование и разработали программное обеспечение. Один терминал установлен в Сухуме. Ближайшая цель – установить их по всей столице.
– На каком этапе подготовка Инструкции совершения нотариальных действий?
– На сегодняшний день мы пользуемся инструкцией 1977 года Грузинской ССР. Новая инструкция - очень сложный документ, он охватывает огромный пласт общественных отношений. Мы создали рабочую группу, в которую вошли юристы, в том числе опытные государственные нотариусы. Документ очень долго и скрупулезно прорабатывался. В результате мы получили подтверждение от каждого участника рабочей группы о том, что Инструкция должна выйти в свет. Мы планируем вступление этого документа в силу с 1 января 2023 года. Это, можно сказать, еще одна дипломатическая победа, так как документ, на котором написано Грузинская ССР, уйдет в историю.
– В чем принципиальное отличие двух инструкций?
– В новом документе не будет ссылок на несуществующие районы и названия, а также противоречий действующему законодательству, что порождало юридические коллизии. С 1977 года существенно изменился круг общественных отношений, поэтому была проделана огромная предварительная работа, так как было необходимо проанализировать большой объем документов. Мы понимаем, что идеальных инструкций не существует, и готовы к оперативной доработке, если возникнут неточности.
– На сайте вашего ведомства есть информация о встрече директора Института судебных экспертиз при Минюсте РА Георгия Амичба с руководством Воронежского Центра судебной экспертизы минюста РФ. Можете рассказать о результатах этой командировки?
– Абхазские специалисты смогут проходить стажировку и аттестацию по нужным нам направлениям в экспертных центрах Юга России. Экспертов, которых у нас пока нет, мы будем привлекать из России в дистанционном формате по видеосвязи.
– Как обстоит дело с цифровизацией документооборота?
– Нам уже удалось оцифровать единые государственные реестры индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, а также создать программное обеспечение базы записей актов гражданского состояния и базы нотариальных действий. Эту сложную работу удалось реализовать с помощью молодых ребят, которые увидели мое выступление на эту тему на телевидении. Они просто пришли и помогли. Один из них создал виртуальную машину, другой подключил все к накопителю и бесперебойному электроснабжению, который установлен в министерстве по налогам и сборам, а третий написал программное обеспечение к новым базам данных. В результате то, что должно было обойтись минимум в 15 миллионов рублей, как мне заявили в одной из российских фирм, нам стоило не больше 300 тысяч.
– Недавно на одной из встреч вы обратились за помощью к молодежи по оцифровке записей актов гражданских состояний. На каком этапе эта работа?
– Предстоит оцифровать около 850 000 актовых записей. В ближайшее время мы планируем полностью закончить эту работу по Новому Афону, и жители этого города смогут быстро получить необходимые сведения в электронном формате.
– 850 000 записей – это огромное количество. Кто занимается оцифровкой?
– Это, на самом деле, большая проблема. Сначала мы предполагали, что переводом в цифру займутся несколько сотрудников минюста, которые будут нацелены только на эту работу. Но в связи с кадровой оптимизацией, такой возможности у ведомства сейчас нет. Например, в отделе по регистрации юридических лиц на всю страну всего 2 человека, такая же картина в отделе по регистрации индивидуальных предпринимателей. Запрашивать у государства большие средства для найма специалистов со стороны я считаю в нашей ситуации неправильно. Мы должны попытаться это сделать своими силами, поэтому я обращался в молодежные и волонтерские организации, в АГУ, чтобы ребята приходили помочь хотя бы один раз в неделю или на один час в день, но откликов на призывы о помощи мы не услышали. Я пытаюсь на каждой встрече, на которой присутствует молодежь, об этом говорить, но результат почти нулевой. Пришло всего 3-4 человека, из которых только один регулярно нам помогает. Меня это чудовищно разочаровывает. Я понимаю, какая перспектива в развитии нас ждет, если молодые люди, вместо реальной помощи стране здесь и сейчас, снимают селфи и пытаются заниматься политикой, создавая пустой фантик. Взять деньги у государства и нанять специалистов из России сможет любой дурак. Я не хочу действовать, как любой дурак. Для меня важно попытаться сделать это с помощью нашего общества.
– Что даст перевод в цифровой формат данных ЗАГСов?
– Это необходимое условие, чтобы предоставлять государственные услуги в режиме «одного окна». Это комфорт, оперативность и безопасность. Мы живем уже в 21 веке, но до сих пор, чтобы открыть, например, ИП, человеку надо ехать из Очамчыры или Гудауты в Сухум. Так быть не должно. Это безобразие.
Источник: Апсадгьыл
Просмотров: 4531
Дата публикации: 14.11.2022 г.
Вернуться к списку новостей