По вопросу лицензирования образовательной деятельности Сухумского Открытого Института
ПО ВОПРОСУ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СУХУМСКОГО ОТКРЫТОГО ИНСТИТУТА
Постановление
Народного Собрания –Парламента Республики Абхазия
В Народное Собрание - Парламент Республики Абхазия на имя
Спикера Бганба В.Р. было направлено письмо за подписью ректора СОИ Кварчия В.А.
с просьбой содействия в разрешении ситуации по выдаче государственной лицензии
на образовательную деятельность.
Анализ ситуации, проведенный Парламентским Комитетом по
образованию, науке, культуре, религии, делам молодежи и спорту, после
консультаций с представителями всех заинтересованных сторон, нашел отражение в
записке на имя Спикера Народного Собрания – Парламента Республики Абхазия
Бганба В.Р. и выражается в следующем:
1. Одной из официальных причин в отказе продления
лицензирования на образовательную деятельность СОИ является несоответствие
академического уровня указанного ВУЗа «Концепции реформирования высшего образования».
Однако в настоящее время Концепции не существует, соответственно не существует
документа с перечнем академического и методического характера к ВУЗу.
Другой из озвученных причин отказа в лицензировании является
тезис о нецелесообразности сосуществования в Абхазии двух ВУЗов. В этой связи в
аналитической записке приводится сравнительный обзор учреждении высшего
профессионального образования в странах, сопоставимых с Абхазией по площади,
населению и ресурсам. Исландия – 8 ВУЗов, Кипр – 7 ВУЗов, Ливан – 31 ВУЗ,
Израиль – 8 Университетов и более 100 ВУЗов и колледжей.
2. С юридической точки зрения в отсутствии Закона Республики
Абхазия «Об образовании» и Закона Республики Абхазия «О лицензировании»
настоящая деятельность СОИ регулируется Постановление Кабинета Министров
Республики Абхазия от 02.10.05 №265 и Положением «Об общем порядке
лицензирования отдельных видов деятельности на территории Республики Абхазия»,
ни одно из положений которых, не может быть использовано в качестве основания
для непродления лицензии. Кроме того СОИ (как это предусмотрено тем же
Постановлением) не получил письменного документа о причинах отказа в
лицензировании.
3. Выводы, работавшей в СОИ аттестационной комиссии по поводу финансово-хозяйственной деятельности института положительны.
4. СОИ конкурентоспособен. Не испытывает затруднений с
набором абитуриентов.
5. Позиция Министерства образования Республики Абхазия в
данном случае выражается в следующем – оно не имеет ничего против
альтернативного, в том числе высшего образования, а также не имеет возможности
проводить мониторинг его качества в отсутствии стандартов образования,
прописанных в соответствующем законе.
Выводы
- Качество образования не может быть проанализировано без
соответствующей нормативной базы. Эта база должна быть принята в новом Законе
Республики Абхазия «Об образовании».
- Качество образования не является функцией исключительно
учебных заведений и напрямую зависит от государственной системы стимулирования
тех или иных специальностей. Другими словами, если в реальной практике учитель
истории получает 2-4 тыс. руб., то обеспечить качественное обучение будет
трудно, так как на соответствующие факультеты будут поступать наименее
подготовленные выпускники.
- Практика монополизации в сфере высшего профессионального
образования по определению понизит общий уровень услуг в этой области. Как
видно из приведенных примеров, лишь свободная конкуренция на рынке получения
образования стимулирует его качество. Здесь, как и в реальной экономике, надо
дать работать рыночным механизмам.
- СОИ – это около 100 сотрудников и 900 студентов,
соответственно рабочие места и ежегодные выплаты в бюджет в размере 4 млн.
рублей. Игнорирование этого факта нам также кажется социально необоснованным и
недальновидным.
В дополнение к изложенному, хочется отметить, что принятие
решений в духе концентрации услуг в сфере высшего профессионального
образования, в корне противоречит тенденциям в понимании процесса национального
образования в мире, и вероятнее всего отдаляет нас от перехода к эффективной
экономической модели государства.
Необходимо акцентировать внимание также на том, что закрытие
негосударственного ВУЗа не решит проблему уровня, доступности и выбора
образовательных услуг в АГУ. Выпускники школ и их родители в поисках вариантов
еще более активно будут обращаться в учебные заведения юга России, уровень
образования в которых зачастую ниже того, что могут предложить специалисты в
самой Абхазии.
На основании изложенного, Народное Собрание – Парламент
Республики Абхазия постановляет:
1. Принять настоящее постановление.
2. Рекомендовать Министерству образования Республики Абхазия принять решение в части лицензирования деятельности СОИ в соответствии с нормативными правовыми актами Республике Абхазия, регламентирующими сферу лицензирования негосударственной образовательной деятельности.
3. Направить настоящее Постановление в Министерство образования Республики Абхазия.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его
приятия.
Спикер Народного Собрания –
Парламента Республики Абхазия В. Бганба
г.Сухум
18 июня 2012 года
№ 3157-с-V
http://aiaaira.com/index.php/78-v-tsentre-vnimaniya/3776-po-voprosu-litsenzirovaniya-obrazovatelnoj-deyatelnosti-sukhumskogo-otkrytogo-instituta-soi.html