Бег на одной ноге…
БЕГ НА ОДНОЙ НОГЕ…НАДЕЖДА ВЕНЕДИКТОВА //"Асаркьа"//За непрерывными политическими страстями мы часто забываем о существенных процессах, без становления которых все наши подпрыгивания останутся только балетными па. После войны прошло почти двадцать лет, а местное самоуправление так и не стало полноценным институтом власти – ресурсы гражданской инициативы на местах по-прежнему не востребованы.
Главы районной и городской администраций по-прежнему зависимы только от президента, а не от своих граждан, и главы рангом пониже соответственно. Городские и сельские собрания, являющиеся субъектами законодательной власти, плетутся в хвосте у исполнительной, и их действия настолько невыразительны, что мы практически не помним об их существовании. Правда, недавно Сухумское городское собрание взбрыкнуло и поменяло своего председателя, возможно, это что-то изменит. Во всяком случае, наш депутат Лаша Киут уже проявляет инициативу и пытается закрыть въезд на синопский пляж тем автомобильным джигитам, которые устраивают гонки на песке даже в разгар курортного сезона.
Между тем средний класс в Абхазии худо-бедно развивается, частная инициатива все более заметна, многие привыкли к вкусу денег и запросто катаются по Европе и прочим туристическим меккам – достаточно пройти днем по центру абхазской столицы, чтобы понять, что значительное количество людей уже полагается только на свои силы. По количеству магазинов и дорогих автомашин Сухум уже давно опередил любой европейский город с таким же количеством населения.
Конечно, наши бизнесмены до сих пор очень зависимы от государства, многие смогли открыть свой бизнес, только используя государственные и служебные ресурсы, но неплохо живут и те, кто постепенно стал на ноги благодаря своему трудолюбию. Даже полное отсутствие в нашей стране дешевых кредитов (за исключением тех денег, которые тихо даются своим людям) не убило дух предпринимательства, хотя и очень затормозило развитие страны в целом.
Значит, есть потенциал, все больше людей перестают ждать подачек от государства и начинают крутиться сами. Почему же местное самоуправление остается во многом бумажной фикцией? Почему оно не востребовано ни государством, с плеч которого оно может снять множество мелких проблем, ни обществом, которое достаточно активно в политическом плане, но не торопится взять власть на местах в свои руки, чтобы решать напрямую общие для граждан проблемы?
Несколько лет назад Центр Гуманитарных Программ провел целое исследование по местному самоуправлению, а молодой юрист, специалист в области конституционного права Саид Гезердава, изучив законодательство по этому вопросу, пришел к интересным выводам.
Например, на его взгляд, Конституция, позволяя Президенту отменять акты органов местного самоуправления, ставит эти органы в один ряд с субъектами исполнительной власти, то есть происходит недопустимое огосударствление органов местного самоуправления. Административный контроль исполнительной власти подменяет собой судебный контроль и ограничивает возможности ОМС, что противоречит ст.81 Конституции: «Государственные органы не могут ограничивать права местного самоуправления, установленные настоящей Конституцией и законами. Вмешательство в законную деятельность местного самоуправления не допускается». Уже один этот пример противоречий в Конституции, а он не единственный, показывает, что необходимо разделить на законодательном уровне местное самоуправление и государственное управление, чтобы заработало реальное народовластие на местах.
Местное самоуправление постоянно должно быть в фокусе общественного и государственного внимания, пока оно не заработает в полную силу.
Если новый состав парламент хочет остаться в истории абхазского государства, он должен, в первую очередь, навести законодательный порядок в этой области – без раскрепощения народной инициативы невозможно быстро поднять экономику и благоустроить страну. Управление только сверху – это бег на одной ноге, так далеко не умчишься!
http://asarkia.info/society/index1.php?ELEMENT_ID=387