Рост цен на хлеб: чему быть, того не миновать?
Последние три месяца частные производители хлеба ведут переговоры с правительством о возможности повышения цен.
Председатель Гильдии хлебопекарей Абхазии, гендиректор фирмы «Золотой Колос» Нона Чантурия рассказала о причинах, заставивших предпринимателей поднять эту тему.
Чантурия работает в этой сфере уже более 30 лет, почти сразу после войны она открыла свою пекарню. Предприниматель вспоминает, что в советское время хлебная промышленность всегда была дотационной, и цены на хлеб регулировались государством. Но сегодня многое изменилось. В Абхазии работает лишь 6 государственных пекарен, и они не в состоянии обеспечить хлебом все население. Зато в стране множество частных пекарей. В Гильдию хлебопекарей Абхазии, созданию четыре года назад, входят самые крупные предприниматели – около 15.
Три месяца назад Гильдия обратилась в кабинет министров с просьбой о поднятии цены на хлеб, в связи с повышением цен на ее компоненты – муку, масло и дрожжи. Учитывая, что хлеб является социальным продуктом, поднятие цены на него – непопулярная мера. Между тем, по словам Чантурия, работать с существующими ценами предприниматели уже не могут.
Рост цен на сырье происходил поэтапно. Чантурия объясняет, что сухие дрожжи для выпечки хлеба в Абхазию завозятся из Турции. В связи с тем, что вырос курс доллара по отношению к рублю, это отразилось на расходах предпринимателей. Затем выросла цена на растительное масло, которым смазывают формы для выпечки. После того, как повысилась цена на муку, пекари решили поднять вопрос увеличения цены на хлеб.
«Больших денег в хлебопечении нет никогда, но коль мы себя назвали предпринимателями, занимаемся производством и это частный бизнес, цены которого регулирует государство, понятно, что предприятия, в том числе учредители, хотят зарабатывать», – говорит Чантурия.
По ее словам, цены на хлеб могут сдерживаться в случае, если государство датирует госзаводы, на что 5-6 лет назад по инвестпрограмме было потрачено 300 млн рублей. Часть заводов были отремонтированы, другие просто заново отстроены.
«Они и должны выпускать социальный хлеб. А частный предприниматель имеет право какой-то определенный процент рентабельности заложить. Я хочу заработать, обновить автопарк. Это мое предприятие, я его сама построила. У меня есть автономное питание, я город никогда не оставляю без хлеба. У меня дизель потребляет от 40-50 литров в час. Я не останавливаю предприятие, хотя в этот момент уже работаю на убытки. У меня есть своя ответственность за бизнес», – подчеркивает предприниматель.
Чантурия уверена, что если государство хочет фиксировать цены на хлеб, то госзаводы должны выпускать достаточное количество хлеба, чтобы снабжать население или иметь запас сырья такой, чтобы частные пекари могли купить муку у них: «Если бы мы могли купить у них за 20 рублей, то проблем не было бы. Но они нам дать ничего не могут, а требую у нас непонятно чего».
Пекари настаивают на том, что цену на хлеб необходимо поднять на 4 рубля, то есть хлеб, который сегодня стоит 21 рубль будет стоить 25.
Чантурия утверждает, что, если правительство не даст согласие на поднятие цены, ее бизнес становится нерентабельным и ей придется прекратить производство.
«Мы не заказали муку. До решения этой проблемы у меня нет смысла заниматься производством хлеба. У меня есть другие доходы, я останавливаю производство, что озвучили и другие предприниматели. И начнется дефицит хлеба. У госзаводов нет таких мощностей. Будет спекуляция хлебом. Он будет не 25 рублей стоить, а гораздо дороже», – сказала Чантурия.
Алексей Литвинов является одним из главных поставщиков муки в Абхазию, он завозит в страну 50% сырья. По его словам, повышение цены на муку связанно с тем, что в прошлом году в России было произведено на 40 млн тонн зерна меньше, чем в прошлом.
«Это не критично, никто не говорит о голоде или неурожае. Это обычная практика. Европа и Южная Америка собрали еще меньше зерна. Естественно, интерес на экспорт зерна вырос. Квоты на вывоз зерна не уменьшились, но и не выросли. Сейчас основную роль в росте на зерно играет логистика. Нам еще полгода работать на старом зерне. Возможен сброс оставшегося зерна со стороны крестьян в конце февраля-марте, тогда март может быть пройдет без повышения цен. А апрель, май все равно начнется рост цен», – объясняет он.
Кроме того, по мнению Литвинова, необходимо учитывать инфляцию, которая за 4 года составила примерно 16%.
«Это минимум на 16% цены должны были вырасти. Это только чисто экономический процесс. Он должен восприниматься. Это значит, стоимость хлеба, без учета подорожания муки, должна сегодня составлять 24,36 рублей», – утверждает он, указывая, что в Сочи такой хлеб стоит 35 рублей.
По словам Чантурия, последний раз цену на хлеб поднимали 4 года назад. Тогда было принято решение поднять цену с 19 до 21 рубля.
«Тогда согласились поднять на 2 рубля, а потом поэтапно еще на 2 рубля. Но цены на муку стали падать, и пекари решили не обращаться для дальнейшего поднятия цен», – вспоминает предприниматель.
В министерстве экономики, которое, в частности, и занимается этим вопросом, сообщили следующее: «Министерство экономики на основе Закона «О государственном регулировании цен» является уполномоченным органом государственного управления в области государственного регулирования цен. По мере возникновения объективной необходимости на изменение цены производители хлеба обращаются к нам, как регулирующему органу. К нам поступило соответствующее обращение. Проводится анализ и есть разное видение по конечной розничной цене. Сейчас вопрос находится в разработке».
В соответствии с законом «О государственном регулировании цен» и постановлением кабинета министров «О государственном регулировании цен на хлеб и муку пшеничную» правительство устанавливает цену на хлеб, являющийся социальным продуктом и входящим в продовольственную корзину, составляющую на июль 2018 года 6 727,2 рублей.
Автор: Ольга Джонуа
Источник: Нужная Газета
Источник: http://www.apsnylife.ru/syuzhe
Просмотров: 3624
Дата публикации: 12.01.2019 г.
Вернуться к списку новостей