Решение Сухумского гор.Собрания о проведении референдума по вопросу избрания главы Администрации г. Сухум может быть отменено
Первый заместитель руководителя Администрации Президента Республики Абхазия Дмитрий Шамба прокомментировал Апсныпресс решение Сухумского городского Собрания о проведении местного референдума по вопросу избрания главы Администрации г. Сухум.
Сухум. 31 октября. Апсныпресс. О том, насколько юридически обосновано решение Сухумского городского Собрания о проведении местного референдума по вопросу избрания главы Администрации г. Сухум – интервью Апсныпресс с первым заместителем руководителя Администрации Президента РА Дмитрием Шамба.
Дмитрий Михайлович, 25 октября Сухумским городским Собранием принято решение о проведении местного референдума по вопросу о возможности избрания главы администрации города Сухум. Направлено ли данное решение в Администрацию Президента и соответствует ли Конституции Республики Абхазия?
В соответствии со статьей 21 Закона «Об управлении в административно-территориальных единицах» правовые акты органов местного самоуправления направляются в Администрацию Президента не позднее пяти дней со дня их принятия. Решение о проведении местного референдума по вопросу избрания главы Администрации города Сухум путем прямых выборов поступило в Администрацию Президента.
Выскажусь о правовой стороне указанного решения, не вдаваясь в обсуждения вопросов о политической целесообразности выборности глав местных администраций, так как мы неоднократно об этом говорили при принятии в 2016 году конституционных поправок, касающихся местного самоуправления и местного государственного управления.
Как известно, в соответствии со статьей 53 Конституции Республики Абхазия, главы исполнительной власти городов и районов назначаются на должность и освобождаются от нее Президентом в порядке, установленном законом.
Сам же порядок назначения определяется Законом «Об управлении в административно-территориальных единицах». Данный порядок может быть различен, его можно менять путем внесения изменений в закон. Однако положение о том, что глава администрации города и района назначается Президентом, без изменения Конституции не может быть изменено.
Уполномочено ли собрание города, района инициировать поправки к Конституции, в том числе путем проведения местного референдума?
Исчерпывающий перечень субъектов, наделенных правом вносить в Народное Собрание предложения о поправках или пересмотре Конституции, установлен статьей 83 Конституции. Таковыми являются Президент, группа депутатов, численностью не менее одной трети от общего числа депутатов, а также не менее десяти тысяч граждан Республики Абхазия, обладающих избирательным правом.
Органы местного самоуправления не уполномочены представлять в законодательный орган поправки к Конституции.
Что касается граждан Республики Абхазия, то они не отстранены от возможности инициировать изменения в Конституцию. Вместе с тем, законодатель, принимая Конституцию, в целях исключения узкогрупповых интересов, носящих местный характер, при инициировании конституционных поправок предусмотрел, что граждане, поддерживающие предложения о поправках или пересмотре Конституции, должны проживать не менее чем в пяти городах и районах Республики Абхазия, а в каждом из этих городов и районов в поддержку данной инициативы должны быть собраны не менее двух тысяч подписей граждан Республики Абхазия.
Следовательно, граждане, проживающие только в одном городе или районе, не могут инициировать конституционные преобразования.
Какой нормативный правовой акт регламентирует проведение местного референдума? Готова ли правовая база для проведения местных референдумов?
В соответствии со статьей 11 Закона «Об управлении в административно-территориальных единицах» по наиболее важным вопросам местного значения может проводиться местный референдум. Решение о проведении местного референдума принимается органом местного самоуправления по собственной инициативе либо по требованию не менее 10 процентов граждан, проживающих на территории местного самоуправления и обладающих избирательным правом.
Вместе с тем эта же статья закона предусматривает, что организация и проведение местного референдума определяются законом. Такой закон на сегодняшний день в Республике Абхазия не принят, поэтому отсутствует какой-либо нормативный правовой акт, который бы регламентировал процедуру проведения местного референдума. До того момента пока Народное Собрание не примет закон о местном референдуме, его проведение с правовой точки зрения невозможно. Никакие временные положения, о которых говорилось на заседании Сухумского городского Собрания, не могут заменить закон. Это прерогатива Парламента.
Стоит обратить внимание, что местный референдум проводится по важным вопросам местного значения. Порядок же назначения глав администраций городов и районов, по нашему мнению, является общегосударственным вопросом и не может быть предметом местного референдума.
Также необходимо заметить, что Сухумское городское Собрание в своем решении поручает Администрации города Сухум провести местный референдум. Однако, как известно, органы исполнительной власти по законодательству не уполномочены проводить различного рода выборы и референдумы, это прерогатива соответствующих избирательных комиссий.
В каком порядке может быть отменено решение городского Собрания, противоречащее Конституции и законодательству Республики Абхазия?
Функции по охране Конституции Республики Абхазия возлагаются на Президента Абхазии и Конституционный суд. Президент отменяет акты министерств и ведомств, глав исполнительной власти городов и районов, а также органов местного самоуправления в случае противоречия этих актов Конституции и законодательству Республики Абхазия. Конституционный суд осуществляет судебный конституционный контроль.
В связи с несоответствием Конституции обсуждаемое нами решение может быть отменено Президентом либо Конституционным судом; в связи с несоответствием закону – по обращению прокурора судом общей юрисдикции либо самим Собранием.
В случае принятия органами местного самоуправления решений, противоречащих Конституции и законодательству, Администрация Президента предлагает самим собраниям отменять свои решения. Если же собрания не отменяют свои решения, то они отменяются Указом Президента. И Сухумское городское Собрание в этом вопросе не является исключением. Ранее, на практике, и Собрание отменяло свои решения по нашему обращению, а также они отменялись Указом Президента.
Источник: https://aiaaira.com/component/
Просмотров: 2421
Дата публикации: 01.11.2018 г.
Вернуться к списку новостей