Конституция Республики Абхазия, принятая еще в 1994 г., провозглашает Абхазию независимым демократическим государством, основополагающими ценностями которого являются гражданские свободы, права человека, политический плюрализм, рыночная экономика и др. Нельзя сказать, что со дня принятия Конституции политическая элита и само общество в одночасье сменили идеологическую парадигму и стали неукоснительно и осознанно следовать духу и букве основного Закона свободной Абхазии. Требуется время для того, чтобы принципы, изложенные на бумаге, стали не просто данью международным нормам, а частью политической культуры. Это масштабная задача, решение которой невозможно без готовности власти, политических групп и гражданского общества преодолевать инерцию прошлого.
Что же мы наблюдаем спустя 24 года после принятия основного Закона? Открыто против демократической Конституции не выступает ни одна политическая сила. Однако в реальности отношение к важнейшим конституционным принципам со стороны ряда чиновников, политических и общественных деятелей, особенно активных в соцсетях, демонстрирует то, что эти принципы не вполне укоренились в нашей общественно-политической среде.
Неравенство граждан, зафиксированное в законах, указах и процедурах, регулирующих получение документов, удостоверяющих личность; ревизия права, при котором закон приобретает обратную силу; частое отсутствие реагирования на нарушения прав человека и на проблемы, связанные с коррупцией; характер ряда дискуссий в социальных сетях, призывающих, по сути, к сталинским расправам с инакомыслием; комментарии отдельных чиновников, пытающихся дискредитировать гражданские организации; отсутствие широкого запроса на независимую журналистику – это некоторые из тревожных тенденций сегодняшнего дня. Они создают нездоровую атмосферу в обществе, противоречат сути нашей Конституции, вносят в наше и без того разобщенное общество новые линии разделения.
В этом же ряду стоит и наступление на выработанную несколькими поколениями абхазских дипломатов стратегию по международной де-изоляции Абхазии. Серьезную обеспокоенность вызывают участившиеся необоснованные запреты на въезд в Абхазию ряда экспертов и сотрудников международных организаций (включая подразделения ООН), а также остающаяся без ответа со стороны абхазских властей кампания по дискредитации тех немногих международных организаций, которые, несмотря на про-грузинскую позицию своих правительств, проявляют непредвзятость и объективность в отношении грузино-абхазского конфликта. К сожалению, недавнее интервью Вице-президента РА газете «Республика Абхазия», в котором он упомянул неправительственные организации и международных партнеров в негативном ключе, говорит об укреплении этой тенденции.
На словах нашу страну закрывать никто не собирается. Однако в реальности мы имеем дело с постепенной самоизоляцией Абхазии. Для частично признанного государства подобная политика губительна, поскольку приведет к остановке внешних взаимоотношений по линии некоммерческих организаций, при том, что возможности для официальных контактов с внешним миром ограничены.
Вызывает серьезную озабоченность то, что в абхазском общественно-политическом дискурсе все чаще можно встретить примеры непонимания значимости развитого гражданского общества (и его составляющей – НПО/НКО) для полноценного функционирования современного демократического государства. В предыдущие годы в своих посланиях Парламенту Президент не раз подчеркивал важную роль гражданского общества в жизни нашей страны. Однако в последнем послании об этом важнейшем институте демократии, увы, не было сказано ни одного слова.
К сожалению, в нынешнем сложном международном контексте тему НПО стали использовать в качестве удобной и безопасной мишени, «обличая» которую можно отвлечь внимание от острых социальных и экономических проблем. Реально же граждан волнуют: профнепригодность чиновников; коррупция; использование административного ресурса для личного обогащения; зарплаты бюджетников, которые в разы ниже реального прожиточного минимума; неравные условия для ведения бизнеса; отсутствие реальной помощи начинающим предпринимателям; забытые сельчане, выживающие кто как может; ухудшение криминогенной ситуации; приоритет воровских «понятий» над верховенством закона; искажение традиций и участившиеся случаи самосуда; раскол в обществе и многое другое.
Ответственность за нерешенность этих проблем несут, в первую очередь, власти. Однако вместо серьезного разговора и поиска путей выхода из сложных ситуаций, некоторые деятели, используя известные приёмы манипуляции общественным сознанием, подбрасывают обществу в качестве «злободневной» темы мнимую «угрозу» в лице НПО.
Напротив, российские и другие эксперты на постсоветском пространстве отзываются о гражданском обществе Абхазии как о сильном институте, играющем важную роль в становлении республики как современного государства. За годы своего существования наши НПО реализовали большое количество программ и идей: предоставление гуманитарной помощи уязвимым категориям населения; многочисленные благотворительные акции; программы для детей и взрослых с ограниченными возможностями; лечение ветеранов войны и раненых женщин в клиниках Армении; юридическое консультирование граждан и сопровождение дел в суде; программы по защите окружающей среды; разработка предложений по реформированию законодательства; публикация аналитических статей по вопросам эффективного управления, права наций на самоопределение, грузино-абхазского конфликта и многое другое.
Все это свидетельствует о том, что НПО выполняют важную работу в интересах нашего государства и общества. Они осуществляют свою деятельность строго в соответствии с абхазским законодательством, включая Закон РА «О некоммерческих организациях». Многие инициативы реализуются во взаимодействии с органами власти. На самом деле, конструктивные отношения между гражданским обществом и властью – это большой ресурс для поступательного развития страны. Именно благодаря совместным действиям удавалось решать немало проблем, которые даже в более мощных государствах остаются нерешенными. Это и введение запрета на игорный бизнес, и создание доступной среды для людей с ограниченными возможностями, и ряд важных законов, обеспечивающих защиту прав человека, и создание условий для дополнительного образования и развития детей, и работа общественных приемных, в которых юристы совместно с представителями исполнительной власти сумели помочь сотням людей, оказавшимся в беде, и многое другое.
Между тем, буквально на днях на правительственном сайте был опубликован список поручений Премьер-Министра РА, в котором содержится запрет на участие чиновников в зарубежных мероприятиях, если последние организованы НПО. Было бы понятно, если бы речь шла о необходимости согласования любых поездок чиновников с вышестоящим начальством. Однако в данном случае акцент сделан на запрете, и это, видимо, не случайно.
В списке поручений также говорится о создании рабочей группы по разработке концепции государственной идеологии Абхазии. В Конституции РА, как было упомянуто выше, уже утверждены базовые ценности, на которых строится абхазское государство. Возникает вопрос: о какой еще дополнительной или новой идеологии может идти речь? Суверенность, гражданские свободы, светскость государства, соблюдение прав человека вместе с такими характеристиками государства, как - правовое, направленное на сохранение национальной культуры и языка, социально ориентированное - составляют ценностный фундамент нашего государства. Если же ставится задача создания новой идеологии, значит, мы собираемся менять эти ценностные основы?!
В целом, приходится констатировать, что образовался разрыв между демократическими декларациями и реальностью, поэтому встает серьезный вопрос о том, насколько в обществе присутствует единое понимание задач и путей развития Абхазии как демократического государства. Если не обращать внимания на тревожные сигналы, то мы можем не заметить, как произойдет разворот в сторону авторитаризма, волюнтаризма, этнократии и ограничения свобод. Все это способно окончательно подорвать единство абхазского общества и резко снизить шансы на построение дееспособного государства, на укрепление суверенитета республики и расширение ее международного признания. В этой ситуации особенно актуальна необходимость откровенного и глубокого разговора всех политических и общественных сил.
25 июня 2018 г. Сухум.
- Общественная благотворительная организация "Центр гуманитарных программ"
- Сухумский Дом Юношества (благотворительный фонд)
- Общественная организация «Амилат ресурскуа»
- Общественная организация «Международный фонд Апсны»
- Культурно-благотворительный фонд "Ашана"
- Некоммерческое партнерство работодателей "Союз промышленников и предпринимателей Абхазии"
- Благотворительный фонд "Детский фонд Абхазии"
- Благотворительный фонд «Асаркья»
- Общественная организация "Деловые женщины Абхазии"
- Ассоциация родителей детей-инвалидов
- Благотворительный фонд «Абхазский Общественный Фонд Развития"
- Ассоциация "Инва-Содействие" (благотворительный фонд)
- Культурно-благотворительный центр "Мир без насилия им. З. Ачба"
- Фонд социально-культурных инициатив