Только законы Республики Абхазия должны определять степень вины и меру ответственности человека за любые противоправные поступки. Оставляю для серьезной дискуссии вопрос, насколько убийства, насилие над женщинами, которые в большинстве случаев являлись матерями малолетних детей, являются отстаиванием чести семьи, соответствуют ли эти «методы» этическим нормам абхазского общества, соотносятся ли с принципами «Апсуара», с механизмами, регулировавшими жизнь общества на протяжении многих веков? На мой взгляд, абхазские традиции ничего общего не имеют с тем, что происходит сейчас.
Вызывает обеспокоенность то, как реагируют правоохранительные органы на вопиющие факты самосудов. Почти во всех случаях, за редким исключением, органами прокуратуры не были проведены необходимые следственные мероприятия и не возбуждены уголовные дела. Если же дела были возбуждены, то по непонятным причинам они не были доведены до суда, и виновники не были наказаны. Исключение составляют только те случаи, когда сами убийцы добровольно сдались правоохранительным органам.
Учитывая, какие серьезные негативные последствия могут иметь подобные преступления в жизни молодого поколения и общества в целом, а также тот факт, что спад подобных преступлений не наблюдается, я считаю необходимым вернуться к необоснованно не доведенным до суда делам последних нескольких лет, связанным с убийствами женщин близкими родственниками и дать правовую оценку совершенным антигуманным поступкам. Если же обнаружится проявление халатности при расследовании, приведшей к сокрытию преступления, то вышестоящие должностные лица в органах внутренних дел и прокуратуре должны быть привлечены к ответственности.
Возможность уйти от наказания за совершенное убийство может породить новые преступления и в этом прямая ответственность правоохранительных органов. Наблюдаемый рост числа самосудов в стране я связываю с тем, что правоохранительные органы не справляются в должной мере со своими функциональными обязанностями, а представители власти и общества не дают принципиальной оценки этому криминальному явлению. Таким образом, практически на наших глазах вершится беззаконие, без суда и следствия происходит фактическая казнь женщин, причем, в качестве палача выступает близкий родственник.
Следовательно, необходимо на уровне правительства разработать систему предупреждения гендерно мотивированного насилия. Сотрудники правоохранительных органов должны быть информированы об их роли в недопущении распространения таких преступных деяний, о важности их раскрытия. Должны быть даны четкие указания по механизму реагирования на подобные преступления, по их правильной квалификации и об ответственности за сокрытие и неэффективное расследование. Руководству правоохранительных органов необходимо проводить обучение с сотрудниками в целях повышения эффективности борьбы с гендерно ориентированным насилием. Эту работу нельзя откладывать и начинать нужно уже сегодня, если не вчера.
Мириться с подобным положением дел ни в коем случае нельзя, так как, помимо убитой, жертвами становятся все члены семьи и в особенности дети, ставшие сиротами. При этом страдает и все общество, поскольку молчание делает его косвенным сообщником преступления, что никак не способствует социальному «здоровью» общества со всеми негативными вытекающими последствиями.