Санатории подождут: почему Кабмин отложил передачу Минообороны двух здравниц в Сухуме
Первое заседание нового состава Кабинета Министров Республики Абхазия состоялось в четверг 31 мая.
СУХУМ, 31 мая – Sputnik, Бадрак Авидзба. Кабинет Министров Абхазии перенес передачу имущественных комплексов санаториев "Сухум" и "Сухумский" Министерству обороны Абхазии на заседании в четверг 31 мая.
"Вопрос нами был снят по согласованию с президентом. Мы ждали письма из Министерства обороны, оно пришло только сегодня, поэтому у нас получилась маленькая коллизия, на следующем заседании я думаю, будем решать", — сказал премьер-министр Абхазии Геннадий Гагулия.
Санаторий "Сухум", известный в Абхазии как санаторий Московского военного округа – МВО, занимает площадь в 20 гектаров, находится на берегу Сухумской бухты Черного моря и был рассчитан на 1800 отдыхающих. Существует он более 60 лет. Санаторий ПВО расположен в центре Сухума на берегу моря. Санаторий ПВО — это 14-этажный высотный корпус и несколько 2-этажных и 3-этажных корпусов.
Сухумские арендаторы провели акцию перед парламентом
Арендаторы двух бывших российских военных санаториев г. Сухума собрались у абхазского парламента, чтобы приостановить передачу этих объектов Министерству обороны Республики Абхазия. По мнению протестующих, санатории в дальнейшем будут переданы российскому военному ведомству. Арендаторы требуют, чтобы их права были учтены, а санатории остались в ведении Госкомимущества.
В столице с незапамятных советских времен работали два военных санатория МВО – Московского военного округа и ПВО – противовоздушной обороны. Они были построены в 1950-е годы и находились в управлении Министерства обороны Российской Федерации. Сейчас эти санатории называются «Сухум» и «Сухумский» соответственно.
17 сентября 2008 года между Абхазией и Россией был заключен Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. На базе этого договора в 2010 году были подписаны два соглашения: «Об объединенной российской военной базе на территории Республики Абхазия» и «О передаче в собственность Российской Федерации объектов на территории Республики Абхазия и порядке их использования». В последнем соглашении речь шла о трех объектах: санаториях «Гагра», «Пицунда» и госдаче «Мюссера».
В последующем было подписано приложение к соглашению, в котором российской стороне было передано уже 16 объектов, в том числе, и военные санатории «Сухум», «Сухумский» и «Гудаута».
Первый публичный скандал случился в 2011 году. 31 октября буквально в одночасье были уволены все местные сотрудники сухумских санаториев – 1069 человек. Люди возмутились и начали бороться за свои права.
Скандал длился долго и закончился тем, что абхазская сторона выплатила сотрудникам «выходные пособия», а сами санатории повисли в воздухе. Формально они находились в юрисдикции Абхазии, но фактически – в управлении российского Министерства обороны. И только в 2014 году после президентских выборов были переданы Государственному комитету по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Абхазия.
Госкомимущество передало оба санатория в аренду местным предпринимателям, которые хозяйствуют и поддерживают все эти годы на их территории порядок. За охрану объекта платит руководство Абхазии, за восемь лет было выплачено около 40 млн рублей (по 550 млн рублей ежемесячно). А местные предприниматели оплачивали уборку территории площадью около 20 га, вывоз в сезон до ста тонн мусора, а также следили за состоянием коллекторов и всех иных коммуникаций района, которые находятся на территории санаториев.
Арендаторы собрались у парламента, узнав о том, что на 31 мая назначено заседание кабинета министров, на котором должен решаться вопрос о передаче МВО «Сухум» в собственность Министерства обороны Абхазии, как они предполагают, для дальнейшей передачи его Министерству обороны Российской Федерации.
Омар Сангулия, который является заведующим по хозчасти, так сформулировал требования арендаторов:
«На данном этапе мы хотим, чтобы вопрос был снят с повестки дня кабинета министров, и была создана депутатская комиссия по расследованию данной истории. Мы (все арендаторы, работающие на территории данных объектов) хотим организоваться и выступить как единое юридическое лицо с обоснованием того, какую пользу эти объекты принесут государству в виде налогов и платежей, показать перспективу этого предприятия и рассказать, почему мы считаем нецелесообразным передачу его госструктурам и тому же Министерству обороны Абхазии».
Нецелесообразно изымать 20 гектаров в центре Сухума из пользования горожан, надо открыть для города и его жителей парковую территорию и пляжи обоих санаториев.
С предпринимателями были заключены договоры аренды, за эти годы они вложили немало финансовых средств в свои объекты, а вопрос получения прибыли, которая покроет их расходы, не решен. Арендаторы считают, что сухумские санатории должны остаться в собственности Абхазии и не могут быть предметом торга между военными ведомствами России и Абхазии. Они предполагают, что у данной сделки есть коррупционная составляющая, и хотят, чтобы в этом вопросе разобрались депутаты.
Адамур Багапш проработал в санатории МВО (ныне «Сухум») более 20 лет, в том числе был заместителем начальника санатория. Он рассказывает:
«В 2010 году, 15 апреля, мы уже приняли отдыхающих, санаторий работал, вдруг пришел приказ в спешном порядке, как будто началась война, эвакуировать всех отдыхающих в санаторий «Гудаута».
– С чем это было связано?
– Сердюков (на тот момент министр обороны РФ) отказался от непрофильных активов. И все. Поезжайте в Сочи, посмотрите на санатории «Фабрициус», «Дзержинского», они разломанные стоят. Они сняли льготы с военнослужащих и дали им деньги. Условно говоря, вот вам 50 тысяч рублей, и езжай, куда хочешь! И все. Зачем им санатории нужны?»
Адамур Багапш рассказал, как сворачивалась работа санатория:
«31 октября 2011 года был приказ министра обороны Российской Федерации об увольнении всех сотрудников. Мы начали процесс увольнения, он затянулся на семнадцать дней. Мой начальник – Сергей Сасин, когда все это началось, 1 сентября написал заявление и ушел. Я пришел на работу, все печати и ключи лежали у меня на столе, его уже не было, он уехал. Я стал исполнять обязанности начальника. Охрану я не уволил, потому что считал, что нельзя без нее оставлять объект. А до этого шел процесс передачи имущества Министерству обороны Абхазии. Мы передали кровати, матрасы, столы, стулья, тумбочки, холодильники, телевизоры и все медицинское оборудование».
Про соглашение о передаче в собственность Российской Федерации объектов Адамур Багапш сообщил следующее:
«Это соглашение прислала нам российская сторона. Там написано, что гудаутский санаторий и два сухумских включены в перечень объектов, которые передаются российской стороне как седьмая военная база. А она не облагается никакими налогами. Мы почитали, обратили на это внимание и начали шуметь. На сегодняшний день там, где был санаторий «Армения» в Гагре, находится российский реабилитационный центр Министерства обороны России. Туда сегодня человек не может устроиться на работу с абхазским паспортом, обязательно должен быть российский паспорт с регистрацией, СНИЛС, ИНН, все налоги они платят в России. А мы здесь, когда работали, мы во все абхазские фонды и все абхазские налоги платили. Из-за этого мы потом внесли в соглашение пункт шестой, который гласит, что порядок функционирования санаторно-курортных объектов будет определен дополнительным соглашением, но этого соглашения нет».
В проблемах бывших военных санаториев абхазская сторона увязла, похоже, надолго. В 2014 году уже была создана парламентская комиссия, она рекомендовала кабмину предложить согласительной комиссии, которая была создана между министерствами обороны России и Абхазии, исключить из перечня объектов, передаваемых в собственность Российской Федерации, санатории «Сухум», «Сухумский» и «Гудаута». Но работа парламентской комиссии не была завершена. Нынче ситуация возвращается на круги своя, и парламент будет создавать новую комиссию для решения старых вопросов.
[q]Камила Кам, Россия в принципе поменяла вектор своей политики.Нам предлагали модели развития,но нас они не устроили.Халява закончилась бы при любом президенте.[/q]
Кроме того изменилась геополитическая обстановка. Огромные траты на СВО, восстановление новых территорий России, новые миллионы граждан нуждающихся в соцзащите. мы для России теперь чемодан без ручки, который в любой момент вспыхнет и обожжет руку дающую. Конечно нужно отстаивать собственные интересы, если сами поймем какие они. Если в семье на любое предложение одного из супругов звучит нет, то неизбежен развод. Крепость семьи в соблюдении баланса интересов каждого её члена.
Камила Кам, патриот это не значит, что он хороший человек и грамотный политик.патриот это хорошо, но это совсем не значит, что он непогрешимый человек и может управлять государством. патриотизм это обязательное качество для политика, но не единственное. А разве нами все 30 лет не управляли патриоты?
Камила Кам, Россия в принципе поменяла вектор своей политики.Нам предлагали модели развития,но нас они не устроили.Халява закончилась бы при любом президенте.
Выбрать в парламент ветеранов патриотов, которые воевали, и пусть дальше отстаивают свои завоевания. И пора уже гнать эту номенклатуру из прошлого : юристы, коммунисты, умники экономисты, которые гребут только в свою сторону. А что касается профессионалов в экономике, строительстве, сельском хозяйстве всегда можно нанять работать НР за зарплату.
Государству нужна сильная рука, высокий неприрекаемый авторитет патриота без стремления к личному обогащению. Если такого нет, надо менять систему властных структур, переходить на парламентскую систему правления.