Дмитрий Сериков: «Деньги находятся на счете Минфина, это единственная правда»
На прошлой неделе депутаты абхазского парламента заслушали отчет Министерства финансов об исполнении бюджета 2017 года и не утвердили его. Парламентарии обвинили правительство в неисполнении бюджета, а также в том, что Минфин не израсходовал 1,2 млрд рублей. Парламент поручил Генпрокуратуре проверить деятельность кабмина на предмет коррупции. На доводы исполнительной власти депутаты не реагировали. Министром финансов, который, по мнению депутатов, должен был отвечать за неисполнение бюджета, называли Дмитрия Серикова, ушедшего в отставку с поста главы ведомства в феврале 2018 года. Дмитрий Сериков ответил на обвинения депутатов и объяснил ситуацию.
Елена Заводская: Дмитрий Николаевич, парламент не принял исполнение бюджета 2017 года и обратился в прокуратуру с требованием проверить деятельность кабмина. Где и при каких обстоятельствах вы об этом услышали? Какая у вас была реакция?
Дмитрий Сериков: О произошедшем на сессии я узнал из средств массовой информации. Я был в отъезде два с лишним месяца. Вечером 3-го мая я только прилетел и ехал домой из аэропорта, когда прочитал первую информацию, которая была опубликована в СМИ, и увидел первые комментарии. У меня сложилось впечатление, что в большинстве средств массовой информации данные, которые были озвучены на сессии парламента, были отражены, к сожалению, не в полном объеме. В основном присутствовало выступление депутатского корпуса, а комментарии со стороны исполнительной власти, в частности, человека, который исполнял на тот момент обязанности министра финансов, Ирмы Федоровны Амичба, представлявшей этот отчет, не были услышаны. Со стороны Министерства финансов была практически в полном объеме предоставлена развернутая информация, были даны комментарии по каждой цифре.
Если у кого-то из депутатов появились дополнительные вопросы, на которые они хотели бы получить ответ, нужно было их предоставить в письменном виде или озвучить кабинету министров.
Министерство финансов, конечно, представляет отчет о бюджете, оно организует исполнение бюджета, но реально расходование средств по различным направлениям осуществляют все органы власти, которые существуют у нас в стране. В соответствии с действующим бюджетным законодательством, депутаты, если у них есть вопросы и они считают, что Министерство финансов не до конца раскрыло информацию или что-то неправильно отразило, должны задать эти вопросы и отправить отчет на доработку, чтобы кабинет министров на нераскрытые, по их мнению, вопросы дал дополнительную информацию.
Е.З.: Почему они этого не сделали?
Д.С.: Мне трудно это комментировать. Все люди рассуждают по-своему и принимают решения так, как они считают нужным. И комментировать их решения, на мой взгляд, некорректно.
Е.З.: Дмитрий Николаевич, депутаты парламента обвинили кабинет министров в том, что он не израсходовал 1 млрд 200 млн рублей. Что это за сумма? Почему она не была израсходована?
Д.С.: Бюджет состоит из двух частей: есть доходная и расходная части бюджета. Эта сумма состоит из двух крупных составных частей. Первая часть – это те деньги, которые мы не получили в результате неисполнения доходной части бюджета, это порядка 380 млн рублей. Это те деньги, которые, в принципе, не были собраны в бюджет. Причина для всех жителей Абхазии, на мой взгляд, вполне понятна. Наша экономика очень сильно зависит от туристического потока, соответственно, чем меньше приезжает туристов в Республику Абхазия, тем меньше зарабатывают жители, компании, тем меньше получает доходов наш бюджет. А 2017 год, на мой взгляд, был худшим годом за последние пять-семь лет. В этом смысле министр по налогам и сборам в парламенте докладывал, что неисполнение бюджета по доходам произошло практически во всех отраслях нашей экономики. Не добраны были доходы как в туризме, так и в связи, торговле, строительстве. В 2017 году были серьезные проблемы в рыбной отрасли, от которой мы не получили довольно крупную сумму налоговых платежей, потому что не было путины.
Что касается второй, более крупной части суммы, – это 800 млн рублей, которые поступают в качестве помощи со стороны Российской Федерации. Львиная доля этой суммы – это непотраченные деньги, связанные с реализацией Инвестиционной программы. Речь идет о сумме порядка 545 млн рублей, которые на 31 декабря находились на остатке счетов Минфина в Национальном банке и не были распределены между строительными организациями.
Почему по стройкам не были в полном объеме реализованы выплаты, мне лично комментировать тяжело, потому что строительный вопрос – это не вполне сфера деятельности Министерства финансов. Я думаю, что это должны прокомментировать соответствующие чиновники, которые отвечают за этот функционал. Но все-таки, со своей стороны, я могу сказать, что порядка 800 млн рублей по Инвестпрограмме поступили только в декабре месяце. Соответственно, документы, которые были предоставлены со стороны подрядчиков и исполнителей на финансирование, были профинансированы. Часть не была профинансирована по разным причинам: где-то было отставание по срокам реализации, соответственно, министерство не выделило деньги; где-то не были вовремя предоставлены документы. Но со стороны Республики Абхазия определенный набор документов, который требует согласования с Российской Федерацией, был предоставлен. Российская Федерация, приняв их, осуществила финансирование в конце года. И очень большая сумма, порядка 400 млн рублей, пришла практически 24-25 декабря, и, естественно со стороны Минфина физически было невозможно ее израсходовать за оставшиеся два-три рабочих дня. Но эта сумма никуда не делась, никуда не пропала, эти деньги остались на расчетных счетах Министерства финансов в Национальном банке. И они будут расходоваться и расходуются на соответствующие цели уже в текущем, 2018 году.
Е.З.: Что сейчас с этой суммой? Она за пять первых месяцев 2018 года была как-то потрачена?
Д.С.: 9 февраля был мой последний рабочий день. За январь и первую неделю февраля часть из 545 млн рублей была направлена соответствующим подрядчикам в момент предоставления документов. На текущий момент, я думаю, что большая часть из этих денег уже разошлась по строительным компаниям, которые предоставили соответствующие документы и выполнили необходимый объем работ, который должен был быть профинансирован этими деньгами. Здесь логично дождаться исполнения бюджета первого полугодия, и там вся эта информация, черным по белому, будет представлена Министерством финансов.
Е.З.: Депутаты предъявили претензии и по неисполнению бюджета по доходам на сумму около 400 млн рублей. Что вы можете сказать на это?
Д.С.: В 2017 году по доходам бюджет был исполнен на 95,7% из 100%. А в былые годы, за последние 8-10 лет, доходная часть исполнялась от 92% до 99% в зависимости от года.
Е.З.: Дмитрий Николаевич, поясните, пожалуйста, все то, о чем вы говорите, было неизвестно депутатам? Они ничего об этом не знали, когда оглашали свой вердикт по бюджету?
Д.С.: Мне сложно это комментировать, я думаю, что знали. Если было недостаточно информации, то можно было задать вопрос. Насколько я знаю, к исполняющей обязанности министра Ирме Амичба до сессии многие депутаты приходили с вопросами. И она на все эти вопросы давала в письменном виде ответы. И Контрольной палате все ответы были представлены. Если же у парламента или у Контрольной палаты есть еще вопросы, так давайте представим их и дождемся ответа. И действовать надо в таком русле, чтобы не заниматься политиканством, а заниматься делом. Если есть вопрос по конкретной статье конкретного ведомства, если непонятно, почему произошло то или это, давайте зададим этот вопрос, и давайте получим на него ответ. Здесь мне трудно комментировать, почему они приняли такое решение? Это вопрос, скорее, к ним. На мой взгляд, кабинет министров должен зафиксировать все вопросы депутатов и дать максимально развернутый, доскональный ответ по всем вопросам, которые были депутатами заданы, и представить его в парламент. Провести еще одно слушание на сессии, где соответствующий руководитель соответствующего ведомства, которому будет задан вопрос, ответит на него. Это будет правильно и конструктивно. А сейчас, на мой взгляд, ситуация не в правовом поле.
Е.З.: Дмитрий Николаевич, одним из депутатов был задан вопрос: «Где деньги, Зин?» Где деньги?
Д.С.: Позвольте я буду отвечать, как положено пусть и для бывшего, но министра финансов. Деньги находятся на счете Министерства финансов в Национальном банке. Я не знаю, что еще на это ответить, потому что это единственная правда. 800 млн рублей было на счете на 31 декабря, но это же живой механизм: ежедневно есть приход денег на счет, ежедневно есть расход. В динамике - это меняющиеся цифры. Понимаете, я три месяца не исполняю обязанности министра, я, в принципе, и полномочий не имею, чтобы владеть этой информацией.
Источник: https://www.ekhokavkaza.com/a/
Просмотров: 2473
Дата публикации: 10.05.2018 г.
Вернуться к списку новостей