Генеральная прокурора направила письмо Председателю Верховного суда с просьбой «истребовать протокол судебного заседания от 20 апреля .2018 г. и дать официальное предостережение средствам массовой информации, освещающим ход судебного разбирательства по уголовному делу в отношении Адлейба Э.Д., о недопустимости вмешательства в уголовный процесс».
Это письмо было опубликовано 24 апреля на сайте Генпрокуратуры https://genproc-abh.ru/k2/item/482-письмо-председателю-верховного-суда-ра-в-связи-с-публикациями-в-средствах-массовой-информации-по-уголовному-делу-по-обвинению-адлейба-э-д
Речь шла о статье Елены Заводской «Дело об убийстве Чолокяна: бывший подозреваемый заявляет о давлении» <https://www.ekhokavkaza.com/a/29182880.html> и репортаже «Абаза-ТВ», которые по мнению прокуратуры «нарушают один из принципов уголовного судопроизводства, закрепленный в ст. 19.1 УПК РА, согласно части 7 которой средства массовой информации (журналисты) не должны предрешать в своих сообщениях результаты судебного разбирательства».
В связи с письмом Генерального прокурора пресс-служба Верховного суда Республики Абхазия заявила:
«В соответствии со статьей 31 Конституционного Закона Республики Абхазия «О судебной власти» и статей 19.1 и 241 УПК Республики Абхазия разбирательство дел во все судах открытое, слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных законодательством.
Гласность судопроизводства обеспечивается возможностью присутствия в открытом судебном заседании лиц, не являющихся участниками процесса, журналистов, которые могут использовать портативные аудиотехнические средства. Фотосъемка судебного заседания, его видеозапись, радио- и телетрансляция, трансляция с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет допускается по решению суда.
Одним из главных приоритетов законов, принятых в рамках осуществления судебной реформы Абхазии, является принцип открытости и гласности судопроизводства, который призван формировать доверия общества к суду, что служит важнейшим индикатором независимого и справедливого правосудия.
В случаях злоупотребления лицами, присутствующими в открытом судебном заседании, в том числе журналистами, правом на фиксацию хода судебного заседания, а равно осуществление фиксации без разрешения суда, когда такое разрешение необходимо в силу требований закона, суд вправе применить в судебном заседании меры воздействия, предусмотренные процессуальным законодательством.
Согласно части 7 статьи 19.1. УПК Республики Абхазия СМИ не должны предрешать в своих сообщениях результаты судебного разбирательства, высказывать мнение о признании подсудимого виновным или невиновным до вступления приговора или иного судебного решения в законную силу или иным образом воздействовать на суд, прямо или косвенно создавая общественное мнение о правоте позиции одной из сторон судебного процесса.
В случаях установления таких обстоятельств в процессе деятельности журналиста, суд, рассматривающий дело, по собственной инициативе, либо по ходатайству сторон, в частности прокурора, вправе установить некоторые ограничения в рамках закона и разъяснить порядок опубликования хода судебного разбирательства в СМИ, в том числе установить запрет на опубликование показании свидетелей.
Относительно ходатайства Генерального прокурора об истребовании Председателем Верховного суда протокола судебного заседания, а также о вынесении предостережения о недопустимости нарушения закона некоторыми представителями СМИ, обращаем внимание на следующее:
В силу статьи 259 УПК Республики Абхазия Председатель Верховного суда не наделен полномочиями истребования протокола судебного заседания, в ходе разбирательства дела, такими правами обладают исключительно участники процесса.
Полномочия Председателя Верховного суда РА определены статьей 66 Конституционного Закона РА «О судебной власти» и главой 46 УПК Республики Абхазия, которые не предоставляют право внесения официального предостережения СМИ, освещающим ход судебного разбирательства по уголовному делу, таким правом в соответствии с Законом РА «О прокуратуре Республики Абхазия» обладает прокурор».
В среду, 25 апреля, с заявлением выступила и группа журналистов, которые расценили письмо генпрокурора как форму давления на журналистов и попытку ограничить свободу СМИ, «запугать журналистов и добиться от них составления материалов, в которых не будет никаких указаний на ошибки или нарушения, которые допускают сами сотрудники прокуратуры и которые выявляются при рассмотрении дел в судах».
Журналисты считают недопустимыми публичные высказывания и не подтвержденные обвинения в заказном характере материалов.
«Это серьезное обвинение и его надо доказать. Когда журналист работает в жанре репортажа, у него нет ни возможности, ни обязанности проверять информацию, которую сообщают прокуроры, подсудимые или свидетели. Журналист транслирует только их высказывания, ссылаясь на них. Мы также заявляем, что ни у одного СМИ Республики Абхазия нет возможности публиковать или транслировать в полном объеме все показания свидетелей и потерпевших. При подготовке своего короткого репортажа каждый журналист по своему усмотрению излагает материал, он вынужден «вырывать из контекста» отдельные цитаты, наиболее важные на его взгляд, чтобы рассказать читателям или зрителям о сути происходящего. Перед журналистами не может стоять задача дать стенограмму или полный отчет о судебном заседании или каком-то ином мероприятии, которое он освещает», – заявляют журналисты.