Кто обогащается на «разложении» общества?
Коррупция от латинского означает «разложение». Является основополагающей причиной бедности во всех странах. Рост разницы между уровнем дохода самых бедных и самых богатых людей в государстве неминуемо приводит к социальным потрясениям.
Коррупция всегда и везде признается «злом» номер один. Там, где ее уровень высок, коррупция приносит огромный экономический вред за счет недополученных государством разного рода платежей, а также косвенно оказывает крайне негативное влияние на социальное положение дел в стране. Если говорить о более масштабной оценке ее вреда, то на фундаменте запущенности коррупции растет преступность, снижается уровень жизни и образования населения. Она не дает странам развиваться, что в нынешнем положении Абхазии ставит под угрозу саму государственность.
В небольшом обществе, когда у всех есть родственники и знакомые, так или иначе, замешанные в коррупции, борьба с ней становится невероятно сложной. Одно верно – нужно поднимать тему на широкое обсуждение, рассматривать разные варианты снижения уровня этого «зла», пропагандировать ее губительность для общества. Однако, лишь информировать граждан недостаточно, нужно проводить реальную работу. Без совершенствования нормативно-правовой базы, любые другие методы окажутся малоэффективными.
В свете регулярных политических баталий группа общественных деятелей предприняла попытку обратить внимание абхазского общества на реальную проблему - незаконное обогащение чиновников. Ведь причины этих баталий, чаще всего, кроются в стремлениях получить доступ к неким ресурсам, или говоря простыми словами, к «кормушке». В серии интервью обсуждалась возможность заимствования для законодательства Абхазии основного принципа, изложенного в статье 20 Конвенции ООН против коррупции - признать в качестве уголовно наказуемого деяния незаконное обогащение должностного лица.
При условии соблюдения своей Конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем, чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, т.е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать.С общественными деятелями трудно не согласиться. У высокопоставленных лиц и тех, кто входит в число «приближенных», за короткое время загадочным образом заметно улучшается качество жизни. Они обзаводятся новенькими автомобилями класса люкс, строят дома и гостиницы, отдыхают со своими семьями на международных курортах. В маленьком обществе и в век цифровых технологий обогащение скрыть практически невозможно.
Любая власть должна выбрать борьбу с коррупцией, как одно из ключевых направлений своей деятельности, либо ей суждено часто страдать от бессилия. Для того, чтобы эту тему не использовали авантюристы для политической саморекламы или внешние враги для дестабилизации, государство должно активно и эффективно бороться с коррупцией самостоятельно.
Закон «О противодействии коррупции» в Абхазии разработан и принят депутатами Народного Собрания еще в ноябре 2015 года. Сегодня всем стало очевидно, что закон не работает, и тому есть ряд причин.
Из содержания закона сразу становится понятным, что он достаточно «сырой». В нем отсутствует одно из основных современных требований к государственному должностному лицу – обязанность ежегодно предоставлять в налоговые органы сведения о своем имущественном положении, о доходах и их источниках.
Заполнение декларации о доходах и имуществе для госчиновников в более чем 150 странах уже давно является нормой. Это достаточно мощный и хорошо зарекомендовавший себя инструмент, позволяющий предупреждать коррупцию, выявлять случаи незаконного обогащения и конфликта интересов. Но и эта мера не является панацеей от транснациональной болезни.
Что касается таких положений, как проведение конкурсов при передаче объектов в аренду, приватизации или при получении какой-либо фирмой подряда от государства, то в этой части закон попросту не работает. По какой причине, возможно, ответит Конституционный суд.
Противодействие коррупции не ограничивается принятием одного закона. Это пакет антикоррупционных законов, который охватывает все возможные области источников и легализации незаконных доходов. Такая кропотливая и результативная работа может быть проведена совместными усилиями исполнительной и законодательной ветвями власти.
Без создания антикоррупционной стратегии, разработки пакета антикоррупционных законов и приведения всего этого в рабочее состояние, не вернуть доверия ни к одной из ветвей власти. Без этого, состоятельность любой власти всегда будет подвергаться сомнению и справедливым нападкам. А в таком состоянии Абхазия никогда не будет развиваться, а значит, не избежит конца своей государственности.
Идар Мурза
Источник: http://pravda-abh.org/analytic
Просмотров: 2961
Дата публикации: 16.04.2018 г.
Вернуться к списку новостей