Беслан Эшба: «Самое главное в жизни - доверие». Интервью.
В Пасхальное Воскресение, 8 апреля, каждый житель Абхазии сможет соприкоснуться с частицей божественного огня в главном храме Абхазской Православной Церкви в городе Сухум. Это произойдёт благодаря тому, что в канун Пасхи, со святой земли Иерусалима, в Абхазию будет доставлен благодатный огонь Фондом Святого Апостола Симона Кананита и Святого мученика Евстафия Апсильского. Это чудо происходит в Абхазии уже третий год подряд при основной организационной и финансовой поддержке бывшего вице-премьера, политика и мецената Беслана Эшба.
- Беслан Фёдорович, Вы встали рядом, когда к Вам обратилась группа паломников с просьбой помочь доставить священный огонь в Абхазию. Вы взяли на себя львиную долю забот. Почему посчитали это важным делом для себя, ведь Вы достаточно светский человек?
- Несмотря на все сложности и перипетии церковных раздоров и настроений, несмотря на то, что церковь нашу называют «непризнанной» в религиозном мире и многие выступают против нас, благодатный огонь освящает многострадальную абхазскую землю. Сам господь признает Абхазию. Это – истина и это самое главное. От первосвечи огонь разносится в каждый абхазский дом. Даёт людям мир и покой в светлый праздник Пасхи. Когда ко мне обратилась группа паломников с вопросом, возможно ли из Иерусалима специальным бортом доставить божественный огонь в Абхазию, я сразу сказал: да, конечно. В этом году это чудо произойдёт в третий раз в ночь с 7 на 8 апреля.
Для меня это большая честь.
- Какие воспоминания, возможно из детства, у Вас связаны с праздником Пасхи?
- У нас в семье есть традиция. Мы на Пасху едем в наше родовое село, дедовское имение. Собирается весь род. Старший по возрасту обращается к Господу, благодарит за прошедший год. Всех наставляет, говорит напутственные слова, молится, чтобы дети рождались, род продолжался, все были здоровы и жили в радости и достатке.
У нас есть такое специальное молебное местечко во дворе, там все и происходит. Открываем ах,ап,шьа (глиняный сосуд, где хранится вино у абхазов – Е. Л.). Затем все торжественно рассаживаются за праздничный стол, и начинается светлый семейный пасхальный праздник. Когда отец был жив, он был старший в роду и возглавлял эту церемонию. Однажды он заболел и не смог быть на празднике. По преемственности, а не по возрасту, мне пришлось держать слово от имени отца. Я до сих пор помню это огромное волнение и ответственность. Это было только один раз. Дальше он делал это сам. Я запомнил этот момент. Тогда я как-то сразу повзрослел.
- Какие главные качества привил Вам отец?
- В раннем возрасте – это, конечно, трудолюбие. У нас семья была нормального достатка, отец был из предпринимательской среды. Не было необходимости подпитываться от села. Но отец почти каждые выходные возил нас, сыновей, в деревню. И мы работали вместе с ним физически – сажали, сеяли и тохали кукурузу, копали в огороде, собирали урожай и т.д. У нас это было за правило.
Отец по нраву был очень строгим человеком. Уже в сознательном возрасте он во мне воспитывал доверие. Как-то посадил меня напротив и сказал: «Беслан, самое главное в этой жизни – доверие. Если тебе будут доверять, значит, проживёшь жизнь достойным и уважаемым человеком. И всё у тебя будет хорошо». Он это сказал так, будто вколотил в голову. Я запомнил на всю жизнь. Трудолюбие и доверие - это от отца.
Возможно, это не для интервью, но я хочу одну жизненную историю рассказать. Мы абхазы народ горячий, своевольный и справедливый, но и отходчивый. Отец мой был таким. И я такой. Он редко что-то пропускал мимо себя. Даже не касаемо его напрямую. Если несправедливость происходит – он моментально реагировал. Надеялся на свои силы, так как в молодости был неплохим боксером. Иногда, конечно, попадал в непростые ситуации, но и выходил из них достойно. История эта, ещё с советских времён.
Однажды, в ресторане «Мархьаул», первый секретарь обкома Абхазии, в верхней части ресторана, отмечал визит высоких гостей, а на нижней площадке отец ужинал с друзьями и за соседним столиком отдыхали туристы, как потом выяснилось, из Ленинграда. Там же, за другим столиком сидела группа сванов. Через некоторое время, один из сванов, немного подвыпивший, решил пригласить танцевать одну из туристок. Девушка ему отказала. Отец ему: «Иди, отдыхай. Это мои гости». Тот первый раз понял и ушёл. Вторая попытка уже сопровождалась дёрганием за руку девушки, далее все закончилась погромом ресторана. Первый секретарь наблюдал сверху, как люди летели то влево, то вправо. Когда все улеглось, секретарь обкома велел директору ресторана позвать отца. Он с отцом был хорошо знаком. Отец не знал, что сверху за погромом наблюдало высокое начальство, но после приглашения на беседу, понял, что происходит и ответил директору ресторана: «Знаешь что... пусть первым пойдёт шампанское, потом водка, затем вино... А потом я!» Как мне рассказал отец, ему недолго пришлось объяснять произошедшее. Закончилась эта история у нас дома общим застольем.
- Беслан Фёдорович, Вам всего 50 лет, но Вам удалось поработать со всеми президентами Абхазии. Вам доверял Владислав Ардзинба, Вы работали в команде Сергея Багапша, Вы были до конца с Александром Анкваб, Вас пригласил на работу Рауль Хаджимба. Чему Вы научились у каждого из президентов Абхазии?
- Говорят, судьба – это люди, которых мы встречаем. Работа с Владиславом Ардзинба – это переломный момент в моей жизни. Я безмерно благодарен судьбе, что она свела меня с таким выдающимся человеком. Он заметил меня, проверил, а затем поверил. Он – герой нашего времени, настоящий Верховный Главнокомандующий. Его смелость, выдержка и мудрость всегда восхищали меня. Рядом с ним я оценил важность именно этих качеств человека. Владислав Ардзинба был самым нужным президентом Абхазии, в то сложное военное время. С ним мы победили в войне, обрели свободу и независимость.
Президент Сергей Багапш в высшей степени обладал дипломатическими способностями. Великий переговорщик. С ним было приятно общаться. Он обладал харизмой и личным обаянием. Где ещё приобрести такой опыт дипломатической работы, как не рядом с таким президентом? При Сергее Багапш независимая Абхазия получила признание и политический статус. Был начат комплексный план социально-экономического развития Абхазии при финансовой помощи из России. Я горжусь, что имел честь работать с ним.
Александр Анкваб – президент, обладающий умением принимать правильные управленческие решения, и в отдельных случаях, лично контролировать процессы в стране. Это его стиль работы. Он человек стержневой и крепкий. Ведь известно, что личный контроль – это высокая степень персональной ответственности, а когда ответственность размыта, как это часто случается, виновного сложно определить.
Я считаю, что с ним Абхазии удалось выйти на путь развития, может не совсем такой, как всем хотелось. В известной степени известно, что путь социально-экономического развития – очень сложный и тернистый путь, тем более, если у тебя нет необходимого набора инструментов.
У него я учился принимать грамотные решения и лично контролировать исполнение. И я благодарен ему за доверие.
Президент Рауль Хаджимба – это, прежде всего, открытость и целеустремлённость. Я признателен ему за этот опыт. Очень целеустремлённый человек. Он более 10 лет шёл к власти. Ещё в 2002 году, когда Рауль Джумкович стал премьер–министром, мы все понимали, что он – преемник Владислава Ардзинба. Именно его высокая степень открытости, прямота и устремлённость говорили, что он пойдёт до конца. За время его правления состоялся рост доходной части бюджета. Это факт. Пусть даже не за счёт резкого экономического роста, но мобилизация собственных возможностей – тоже серьёзный результат. Реализованы реформы судебной власти и многое другое.
Я хочу говорить только о плюсах, о том положительном опыте, который я старался впитать рядом с первыми лицами государства. Я надеюсь, мне это удалось.
- Вы политический долгожитель, учитывая Ваш опыт. И в тоже время, Вы не специалист по части всевозможных политических выкрутасов и выживания любой ценой. Об этом можно судить по тому, что Вы не давали интервью и комментариев по поводу Ваших добровольных уходов с поста вице-премьера Абхазии в июне 2014 и в январе 2018годов. Хотелось бы пояснений, почему Вы приняли решение уйти?
- Политический долгожитель - это громко сказано. Есть более опытные люди в нашем обществе, о которых можно так сказать. Но определённый опыт у меня есть. Говоря об уходе из правительства, нельзя не сказать о том, зачем я туда пришёл. Честно скажу, предложения прийти работать в правительство были и раньше. Сразу после выборов 2014 года. Но, после известных событий в мае 2014 года и последующей президентской кампании, мне было очень сложно принять положительное решение. Требовалось время и не только.
В августе 2016 года меня пригласил действующий премьер-министр Абхазии Беслан Барциц и рассказал, как он хочет построить работу и предложил мне войти в состав правительства. Из его видения я понял, что он готов привлечь грамотных специалистов со всех политических лагерей, насколько это будет возможно, для того, чтобы добиться политической стабильности. Это было согласовано с президентом. Понятно было, что без стабильности никакой работы не получится. И это меня вдохновило. Как человек независимый, нацеленный на результат, я согласился на такой шаг.
К великому сожалению, в долгом переговорном процессе оппозиционные силы отказались работать в составе органов госуправления. Во всяком случае, попытка была предпринята. Но откликнулись представители других политических сил.
В правительстве я курировал социально-экономический блок, Инвестиционную программу, по части взаимодействия с российскими партнерами. За полтора года удалось сделать многое. Без зазрения совести могу сказать, что результатом своей работы я доволен. Стали бесперебойно поступать финансовые средства по линии Инвестпрограммы. Программа получила второе рождение. Стали восстанавливаться объекты, реконструкция которых была заморожена. Наладилась работа по выплатам компенсаций людям, пострадавшим в результате стихийных бедствий. Начали решаться вопросы жилья для многодетных семей, ветеранов и семей погибших во время войны и т.д. Конечно, много ещё можно и нужно сделать.
Но, по моему глубокому убеждению, существенных результатов можно добиться, только изменив существующую систему государственного управления, которая не позволяет получить реальный и быстрый результат.
Слишком много времени и энергии уходит на систему взаимодействия между органами госуправления, местных органов власти, принятия управленческих решений. Например, мы попытались изменить хоть немного ситуацию, разработали в аппарате правительства новый регламент работы, который дисциплинировал бы работу, усилил ответственность руководителей всех уровней, но, к сожалению, насколько мне известно, документ до сих пор находится на согласовании в ведомствах ещё с прошлого года. И это только небольшая доля того, что крайне необходимо сделать.
Осмыслив все это, я решил уйти с поста вице-премьера и заняться решением стратегической задачи – изменением структуры государственного управления. Для меня эта задача не нова. Возглавляя РОО «Апсадгьыл», мною была разработана и предложена новая структура государственного управления через перераспределение полномочий между ветвями власти. В 2016 году документы были представлены президенту и в Парламент. Сейчас я буду прорабатывать ещё один вариант, после чего развернём дискуссию вокруг этих предложений. Создание эффективного двигателя управления стало для меня главнее, чем каждодневные пробуксовки. Не могу топтаться на месте. С учётом опыта, я всегда стараюсь мыслить масштабно.
- То есть, уходя, Вы со своего курса не свернули? Из правительства Вы ушли, а работать продолжаете.
- Конечно, не свернул. Дело в том, что любовь к Родине не заключается в том, чтобы работать в структурах государственной власти и, находясь вне – забыть о том, что надо помогать стране. Все, кто со мной знаком, знают – я всегда нацелен помогать своей Родине. Это моя страна и другой у меня нет. Это было и во время войны, и когда была блокада. И тем более, сегодня, когда мы заслужили право быть независимым и самодостаточным государством. За это отдали жизни тысячи сынов Апсны, среди них и мой старший брат.
Чтобы переломить процесс, мы должны подготовить и предложить серьёзные нормативные документы, внести изменения в Конституцию, изменить структуру управления страной. Больше тянуть нельзя. Государственная машина должна быть поворотлива, чтобы проблемы, которые стоят перед нашим обществом и государством решались оперативно, а не забалтывались ввиду каких-то политических симпатий или антипатий.
- Каждая система управления власти - это традиция, которая существует на протяжении многих поколений, имеет достоинство и недостатки. Вы действительно верите в то, что эту систему можно изменить?
- Я не просто верю, я знаю, как это сделать. Система государственного управления должна отвечать вызовам времени и пользоваться доверием народа.
Если страна 25 лет поднимается с колен после войны, если страна не может встать на чёткий путь развития – значит, у нас серьёзная проблема именно в системе госуправления. Значит, структура власти не отвечает вызовам времени и требованиям народа. Мы выиграли в борьбе за независимость и стали признанным государством. Вызов нового времени – победить в экономической войне. Мы стоим на пороге важнейших исторических событий. Это должен понимать каждый гражданин нашей страны. С этим согласны и представители Московской Абхазской диаспоры, представители зарубежных абхазских общин. В своём недавнем обращении они заявили, что современным лидерам “Необходимо брать на себя ответственность, ставить сложные, но реализуемые задачи, не допускать робости и всегда двигаться вперед”.
- На гербе Абхазии изображён воин - лучник, который сбивает звезду, чтобы осветить путь народу. Вы третий год привозите в Абхазию благодатный огонь. Вы тоже воин?
- В Абхазии обычно говорят не воин, а защитник Апсны.
Защитник, с оружием в руках, защищает Родину во время войны и духовно – в мирное время. Нужно делать все необходимое для того, чтобы подрастающее поколение, которое придёт за тобой, впитало это чувство ответственности защитника. Появление благодатного огня на светлый праздник Пасхи в Абхазии – одно из тех чудес, которое даёт духовное освящение и обогащение, дарит мир, доверие друг к другу, теплоту общения и примиряет всех. А это как раз то, чего нам так не хватает.
Беседовала Елена Лебединская, член Союза журналистов России
Источник: Аҧсадгьыл/Апсадгьыл/Apsadgil
Просмотров: 4169
Дата публикации: 05.04.2018 г.
Вернуться к списку новостей