Представлявший законопроект председатель комитета по экономической политике и реформам Александр Цишба отметил, что проект предварительно обсуждался на заседании профильного комитета, который принял решение включить его в повестку дня очередного заседания сессии.
«Энергетическая отрасль имеет стратегическое значение, поэтому объекты энергетики в основном должны находиться в собственности государства. Однако, к примеру, те же распределительные сети, можно приватизировать», - сказал Цишба.
По словам депутата Батала Табагуа, часть энергетических объектов, в том числе генерирующие объекты следует закрепить за государством, а часть приватизировать.
«При этом функции общего контроля за отраслью должны быть возложены на государство», - считает депутат.
Приглашенный на заседание сессии гендиректор «Черноморэнерго» Аслан Басария отметил необоснованность нынешних тарифов на электроэнергию.
«Ни один инвестор не придет в Абхазию, если мы не изменим тарифы. С другой стороны, если мы поднимем плату за электроэнергию, то и инвесторы нам не будут нужны. Мы сами сможем решить многие проблемы», - считает Басария.
По его мнению, к энергетической отрасли применимо государственно-частное партнерство. Если парламент одобрит приватизацию отрасли, то можно будет поставить вопрос продажи трех перепадных ГЭС и гидроэлектростанции «СухумГЭС».
По мнению представителя президента в парламенте Дмитрия Шамба законопроект нуждается в доработке.
«Я понимаю всю важность принятия этого закона, потому что от энергетики зависит безопасность государства. Именно поэтому мы предлагали при обсуждении законопроекта в профильном комитете пригласить представителей исполнительной власти, в лице членов Энергетической комиссии. К сожалению, этого сделано не было. Полноценную позицию исполнительной власти по данному законопроекту я предоставить не могу, так как мы его получили накануне, и у нас не было возможности ознакомиться с документом детально. Беглое же ознакомление с законопроектом показало, что он нуждается в поправках и доработке», – отметил Шамба.
К примеру, касаясь статьи 6 законопроекта, Д. Шамба отметил, что формирование единой государственной политики в отрасли - это прерогатива президента, а не Кабмина. Он также не может защищать права потребителя – для этого есть уполномоченный орган. Правительство не имеет право заниматься передачей распредсетей – этим также занимается соответствующий орган, как и отзывом лицензий. В абхазских законах нет таких понятий как «земли энергетики» и «публичный сервитут».
«Такие понятия прописаны в российском законодательстве, у нас этого нет. В законопроекте масса и других несоответствий», - подчеркнул Дмитрий Шамба.
Вызвало сомнение и предложение о создании нового уполномоченного органа, который следует сформировать до 1 июля 2018 года. По мнению Шамба, для этого существует Минэкономики, которое вполне может контролировать деятельность энергетической отрасли страны.
«Вы занимаетесь крючкотворством. Мы можем просто вычеркнуть ненужное из законопроекта или что-то вставить», - заявил юрист РУП «Черноморэнерго» Леварса Багателия.
Дмитрий Шамба посчитал некорректным такое высказывание юриста и напомнил, что РУП не обладает правом законотворческой инициативы.
Чуть позже Багателия извинился перед Дмитрием Шамба за свое высказывание.
В свою очередь председатель Контрольной палаты Роберт Аршба сообщил, что вообще не знаком с этим законопроектом.
«В чем заключается экстренность принятия законопроекта, если Контрольная палата и представитель президента были не в курсе вынесения документа на заседание сессии»? - поинтересовался у Валерия Кварчия депутат Дмитрий Гунба.
В ответ спикер предложил отложить обсуждение законопроекта «Об энергетики» до следующего заседания.
«На повестке дня стоит вопрос о защите энергоотрасли от бессовестной приватизации. Почему мы не должны голосовать за законопроект?», - возмутился председатель комитета по социальной политике, труду, здравоохранению, демографии и делам ветеранов и инвалидов война Алхас Джинджолия.
«Как можно голосовать, если есть проблемы с формулировками, которые, как тут некоторые предлагают, можно просто вычеркнуть или вставить», - парировал Валерий Агрба.
После долгих споров было принято решение проголосовать за законопроект во втором чтении и продолжить его обсуждение еще в двух чтениях.