Порядок - основа развития!
Наша страна переживает не лучшие времена, и наступил момент, когда необходимо принимать решения, от которых зависит ее будущее. Одно из таких решений – избрание людей, которые будут представлять вас в Народном Собрании – Парламенте Республики Абхазия, вместе с вами определяя путь, по которому мы будем идти в следующие пять лет.Но судьбоносный выбор нельзя делать, руководствуясь эмоциями, родственными узами или пустыми обещаниями. Каждый избиратель должен понимать, что человек, за которого он отдает свой голос, имеет четкое представление о способах решения накопившихся проблем, путях дальнейшего развития нашего государства, укрепления его независимости и повышения уровня жизни граждан. Именно эти причины побудили меня по результатам обсуждения в нашей организации принять решение о выдвижении в качестве кандидата в депутаты Парламента. Уверен, что имеющиеся знания и накопленный опыт профессиональной и общественной деятельности позволят мне достойно нести бремя ответственности перед избирателями в Народном Собрании и будут способствовать повышению эффективности его работы.
Абсолютно убежден, что государство начинается с порядка в нем. Как невозможно построить здание, если инженеры и рабочие будут делать всё, что им заблагорассудится, не придерживаясь проекта работ, точно так же нельзя и строить государство, если его граждане не будут соблюдать установленные правовые нормы. Мы можем сколько угодно принимать законы, утверждать стратегии и концепции развития, но ни один из этих документов не будет исполняться и реализовываться, если у государства недостаточно для этого воли и сил.
Нынешняя ситуация не внушает повода для оптимизма. Правонарушения самого разного характера и степени серьезности, в том числе и преступления, стали нормой жизни. И если некоторых такое положение дел вполне устраивает, то подавляющее большинство из вас ожидает от государства решительных мер по наведению порядка, обеспечению защиты жизни и здоровья граждан как базовой ценности любого общества, без которой невозможно представить себе его благополучие и развитие.
К сожалению, эта проблема возникла не сегодня. Беззаконие давно и глубоко пустило корни в нашем обществе. При этом предпринимавшийся отдельными лицами, в том числе и мной, усилия в данном направлении растворялись в общей атмосфере бессистемности и безразличия в управлении государством, а также отсутствия политической воли. Более того, ситуация продолжает усугубляться. Поэтому прежде чем приступать к глубоким преобразованиям и реформам, необходимо начать целенаправленную и бескомпромиссную борьбу с нарушениями закона.
Как человек, всю свою сознательную жизнь посвятивший делу защиты страны и укрепления правопорядка и не понаслышке знающий обо всех проблемах, существующих в этой сфере, я предлагаю комплекс мер, которые необходимо принимать в законодательной плоскости, создавая правовую базу для слаженной и эффективной работы государственного механизма, а также контролируя исполнение действующих законов.
Современное демократическое государство начинается с Конституции, поэтому и порядок в нем начинается с ее соблюдения. Самое важное здесь – добиться реального разделения властей, чтобы суды и прокуратура были по-настоящему независимы и самостоятельны, а не служили придатком исполнительной власти, как это происходит сейчас. Это краеугольный камень, основа наших проблем, и именно с его устранения нужно начинать действовать. Поэтому вижу важную роль Парламента в контроле за соблюдением Конституции со стороны исполнительной власти, в обеспечении условий для самостоятельной работы судебной системы и органов прокуратуры.
Но и сам Основной закон нуждается в изменениях, поскольку создает предпосылки для возникновения зависимости судов от других ветвей власти. Если президент предлагает кандидатуры судей, а парламент их утверждает, это уже становится огромной угрозой для самостоятельности судей. Поэтому считаю, что в нашей стране настало время для серьезного изучения возможности избрании судей народом, – это будет первый шаг к истинной демократии и независимости судей.
Теперь остановимся на работе собственно правоохранительных органов. Здесь существуют три основные проблемы:
1. Несовершенство законодательства. Не секрет, что Закон «О милиции» и многие другие основополагающие акты в этой сфере давно устарели, они не соответствует реалиям сегодняшнего дня, не учитывают глубину имеющихся проблем. В связи с этим изменение законодательства, регулирующего деятельность правоохранительных органов, на мой взгляд, будет одной из основных задач Парламента нового созыва.
2. Качество кадров. Любые преобразования в законодательной сфере в конечном итоге воплощаются профессионалами своего дела, именно поэтому проблема дефицита кадров в правоохранительной системе – одна из важнейших. Нам стоит задуматься над тем, что одна из самых крупных статей расходов бюджета – финансирование правоохранительной системы, а штатная численность ее сотрудников составляет значительную часть всех бюджетников. Являюсь сторонником того, что нам нужно идти по пути сокращения штатов, но повышения квалификации тех, кто остается на службе. Мы добьемся куда большего эффекта, если будем платить зарплату нескольких неэффективных милиционеров одному квалифицированному сотруднику, справляющемуся с выполнением поставленных перед ним задач.
3. Структурные преобразования. У нас небольшая страна с ограниченными ресурсами, в том числе и кадровыми. Поэтому считаю, что назрела необходимость в серьезных структурных преобразованиях. В условиях маленькой страны иметь отдельные органы – СГБ, МВД, ГСО, Миграционную службу - бессмысленно. Это приводит к дублированию функций и увеличению расходов бюджета. Так, например, и в МВД, и в СГБ существуют подразделения по борьбе с экономическими преступлениями. Какой в этом смысл? Считаю, что в Парламенте необходимо серьезно изучить возможность объединения правоохранительных органов, сохраняя при этом четкое функциональное разделение внутри объединенного ведомства. Помимо консолидации материально-технических возможностей, это позволит обеспечить качественные изменения в работе. При этом нужно избавиться от несвойственных правоохранительной системе функций, таких как регистрация и технический осмотр автотранспорта, выдача водительских удостоверений и многое другое.
Естественно, я не намерен ограничиваться работой только в сфере правопорядка, хотя, безусловно, это приоритетное направление, потребность изменений в котором со стороны общества ощущается наиболее остро. От успехов в нем напрямую зависят наши будущие достижения во многих других сферах.
К примеру, развитие экономики невозможно представить в условиях беззакония. Только когда мы обеспечим реальную защиту инвесторов на всех уровнях – начиная от милиции и заканчивая справедливым судебным разбирательством, в нашу страну будут вкладывать деньги, а это и рост налоговых поступлений, и новые рабочие места.
Другой аспект экономических проблем – заброшенные и разрушенные объекты санаторно-курортной сферы, промышленности, торговли, пустующие земельные участки и т.д. Нужно отчетливо понимать причины и последствия этой ситуации. Всё это происходит потому, что на бумаге написано одно, а в жизни мы наблюдаем совсем другое. С одной стороны, большинство таких объектов находится в собственности государства, которое ими реально не распоряжается, так как каждый объект имеет фактического «хозяина». И всё это происходит с молчаливого согласия государства и общества. Другая категория - приватизированные или арендованные объекты, которые их законные владельцы и арендаторы также не стремятся восстанавливать. При этом государство в лице ответственных должностных лиц не может или не хочет расторгнуть договоры, которые не исполняются.
А ведь каждый такой неработающий объект или неиспользующийся земельный участок – это недоплаченные налоги и, следовательно, неотремонтированные дороги, отсутствующие тротуары, низкие зарплаты бюджетников, низкие пенсии и многое другое. Вот за что нужно взяться и исполнительной власти, и парламенту. Но эту проблему нельзя решать просто силовым методом. Для начала нужно на законодательном уровне признать само ее наличие и стимулировать фактических владельцев к использованию недвижимости или распоряжению ею, предоставив им для этих целей законные механизмы, но в то же время поставить их в жесткие временные рамки и требовать неукоснительного соблюдения взятых на себя обязательств.
Теперь что касается налогообложения. Мы слышали много обещаний про увеличение доходов бюджета за счет вывода экономики из тени. В итоге получили прямо противоположное - повышение налога на добавленную стоимость, таможенных пошлин и сборов, в том числе и на сельхозпродукцию.
Нужно понимать, что невозможно собирать урожай, не посадив семена и не дав им прорасти. Многие первые зачатки бизнеса были задавлены новым налогом. Конечно, НДС - это прогрессивный налог, но принимая столь важное решение, нужно было учитывать реалии: наша страна, в том числе и государственный аппарат, не готова к его введению. Данный вывод отчетливо подтвержден бюджетом 2016 года, который был очень сильно урезан по сравнению с показателями, запланированными на фоне эйфории от возможности сбора с населения фактически нового налога. В итоге, во-первых, мы не получили те налоговые поступления, на которые рассчитывали, а во-вторых, нанесли сокрушительный удар по зарождающемуся бизнесу. Кроме того, очевидно, что в результате значительно увеличили теневой оборот и создали дополнительные возможности для коррупционных схем.
Поэтому я являюсь сторонником обеспечения полной собираемости существующих налогов, а не повышения их ставок и введения новых. Здесь нужно идти по пути повышения финансовой дисциплины, ужесточения требований к неплательщикам и к качеству работы должностных лиц, ответственных за сбор обязательных платежей в бюджет. Одновременно от фискального вектора налоговой системы надо переориентироваться на стимулирующий характер налогов, то есть создать режим, максимально благоприятный для становления малого и среднего предпринимательства.
Но существует и еще один, даже более серьезный барьер, препятствующий росту экономики, – это отсутствие кредитных ресурсов. И здесь причина проблемы тоже в отсутствии правопорядка и бессилии государства. Мы имеем негативный опыт, когда деньги фактически были розданы без реальных обязательств по их возврату, а в результате добросовестные предприниматели не могут взять кредит на развитие своего дела, когда в этом есть реальная потребность. До тех пор, пока не будет работать система исполнения судебных решений, то есть не будет механизма неизбежного исполнения решений суда, в основе которого лежит дисциплина, успехов в развитии банковской системы ждать не стоит. И мы все понимаем, что недостаточно просто принять новые законы в этой сфере, нужно жестко контролировать их применение, одновременно занимаясь фундаментальными изменениями в работе правоохранительной и судебной систем. Одновременно нужно осуществлять и стимулирование кредитования, в том числе посредством предоставления государственных гарантий под кредиты. Одной из действенных мер, по моему мнению, могло бы стать включение Парламентом в ежегодно утверждаемый бюджет сумм, направляемых на обеспечение государственных гарантий для льготного кредитования малого и среднего бизнеса.
В условиях ограниченности государственных ресурсов, направляемых на социальную защиту граждан, наиболее важным является обеспечение справедливого и адресного распределения социальной помощи. Для начала на законодательном уровне необходимо определить наиболее уязвимые и незащищенные категории граждан и присвоить им соответствующий статус. В настоящее время у нас очень слабая законодательная база в данном направлении. Так, регулирование пенсионного обеспечения в основном осуществляется на основе советского законодательства, а базовый закон о социальной защите вовсе отсутствует. Более того, к стыду наших законодателей до сих пор не урегулирован статус участников Отечественной войны народа Абхазии 1992 – 93 гг. Неужели ветераны войны не заслужили право на безвозмездную приватизацию жилья или повышенную пенсию по достижении определенного возраста?
В настоящее время вся социальная помощь ограничивается выплатой ежемесячных пособий, но этого недостаточно. Наше законодательство должно быть ориентировано на реализацию целевых программ в социальной сфере, направленных на решение конкретных задач и достижение реальных ощутимых результатов.
Одним из неотъемлемых условий становления и развития нашего государства является качественное образование. Каждый вложенный в образование рубль – это долгосрочные инвестиции в будущее страны. Несмотря на то, что сегодня благодаря нашему стратегическому партнеру есть возможность отправлять студентов на обучение в вузы Российской Федерации, к сожалению, не все талантливые молодые люди могут этой возможностью воспользоваться в связи с элементарным отсутствием средств. Считаю необходимым и посильным для нашего государства внедрение механизма государственной поддержки и стимулирования успешно обучающихся студентов, а также студентов из малообеспеченных семей, в том числе посредством выплаты им регулярных государственных стипендий. Помимо этого, нужно изыскивать возможности для направления студентов на обучение в страны с иными системами образования.
В настоящее время, несмотря на наличие нормативной базы, есть примеры, когда в связи с отсутствием действенных механизмов реализации законов и контроля за ней, все заложенные в законах инициативы не приводят ни к какому результату. Ярким примером может служить принятый в 2010 году Закон «О молодежной политике», содержащий нормы о стимулировании занятости молодежи, которые на практике не применяются. Более того, о наличии таких норм по-прежнему мало кому известно. Помимо этого, мы можем наблюдать негативный эффект от отсутствия на уровне государства механизмов идеологического и патриотического воспитания молодежи.
Одним из следствий слабой молодежной политики является проблема заболевания наркоманией. Сегодня реальный масштаб этой беды никак не отражен в рамках государственной политики, что абсолютно недопустимо. Сегодня созданы определенные условия для снятия наркозависимости, но полностью отсутствует такая важная составляющая, как реабилитация больных. Данное обстоятельство сводит на нет практически все усилия по борьбе с данным заболеванием. Считаю важнейшей задачей создание государственного реабилитационного центра для наркозависимых. Безусловно, важной задачей является также борьба с распространением наркотиков, и Парламент должен уделить особое внимание контролю за деятельностью уполномоченных органов в этом направлении.
Еще одним весьма значимым моментом, про который мы часто забываем, является вопрос национальной политики. Нам не стоит дожидаться, когда он станет очередным источником проблем. Уже сейчас на государственном уровне мы должны думать о том, как обеспечить реальное равноправие всех граждан независимо от национальности, предоставив им одинаковые возможности в реализации своих экономических, социальных и политических прав.
На закономерный вопрос о поиске источников финансирования перечисленных выше инициатив предлагаю начать изыскивать свободные средства за счет оптимизации государственного аппарата и бюджетной сферы в целом. Для этого существует множество очевидных возможностей. Например, давно назрела необходимость объединения аппарата Кабинета Министров и Администрации Президента и создания на их основе единого аппарата исполнительной власти.
Есть ли реальная потребность в существовании пяти отдельных аппаратов внебюджетных фондов, если все стоящие перед ними задачи можно успешно решать в рамках единой структуры?
Нужно ли было создавать казначейство – очень крупную новую организацию? Конечно, сама по себе идея правильная, но ее реализация привела к тому, что в финансировании бюджетной сферы ничего не поменялось в лучшую сторону, а вместо этого появились дополнительные бюрократические процедуры. Существовала ли реальная потребность в Конституционном суде как отдельной структуре со своим аппаратом и значительными издержками на его содержание, если Верховный суд вполне мог и должен был по ранее действовавшей редакции Конституции осуществлять конституционное судопроизводство? Выше было сказано и про возможности по оптимизации силовых структур.
Нам необходимо формирование компактного и эффективного аппарата государственной власти. Нужен действенный парламентский контроль за расходами чиновников, в том числе за покупкой для их нужд шикарных автомобилей, цена на которые несопоставима с уровнем социально-экономического развития страны, или, например, дополнительными привилегиями в виде государственных регистрационных номеров.
Несмотря на популистскую меру по принятию законодательства о противодействии коррупции, по истечении определенного периода времени в этом направлении не наблюдается никаких реальных результатов, хотя этого так ждет наше общество.
В отношении конкретных мер, которыми я могу быть полезен своим избирателям, отмечу следующее: статус депутата позволяет осуществлять полноценный контроль за планированием и расходованием средств, выделяемых на решение социально-бытовых проблем населения. Более того, я уверен, что это не просто полномочия, но и обязанность депутата. Обеспечение качественного и бесперебойного электроснабжения и водоснабжения, надлежащего состояния дорог, а также санитарно-эпидемиологического состояния территории городов является неотъемлемым правом нашим граждан и безусловным обязательством государства. Положение дел в этой сфере наиболее явным образом демонстрирует отношение государства к гражданам, а также эффективность деятельности власти. Являюсь сторонником комплексного решения вопросов восстановления инфраструктуры. Мы не настолько богаты, чтоб распылять наши ограниченные возможности на латание отдельных участков изношенной инфраструктуры.
У меня нет ни малейшего сомнения в том, что все обозначенные проблемы могут быть решены, а поставленные цели - достигнуты. Наша страна должна не просто состояться, она должна развиваться и двигаться вперед, обеспечивая высокий уровень жизни своих граждан, защищая их и проявляя о них реальную заботу. И основу будущих свершений мы обязаны заложить уже сейчас, сделав единственно правильный выбор, – выбор в пользу совести, порядка и процветания Абхазии!