Сожжение домов – это по апсуара?
Десять дней назад у меня на «Эхе Кавказа» была публикация «О правах человека, апсуара и табуированных темах», в основу которой легло продолжительное, в течение недели, обсуждение на форуме популярного сайта «Абхаз авто» выложенного там социального видеоролика, где осуждалась дискриминация женщин при приеме на работу. При всей своей незатейливости, в каких-то моментах уязвимости (а может, и благодаря этому) он вызвал активный отклик и бурные споры форумчан. В ходе их был поднят и ряд других актуальных тем, связанных с правами человека, в основном с правами женщин.Данная публикация на «ЭК» послужила причиной моего персонального приглашения на организованную Детским фондом Абхазии в сухумском Центре имени Даура Зантария беседу за круглым столом. Ее участники обсудили итоги общественной кампании по популяризации прав человека среди молодежи через социальные сети и СМИ, проводившейся в течение прошлого года. Принципы концепции прав человека были в ней представлены в свете морально-этического кодекса абхазского народа «апсуара», а потому и кампания была названа «Права человека и апсуара».
Председатель Детского фонда Абхазии Асида Ломия, открывая беседу, сказала об этой кампании:
«Может быть, к сожалению, не все участвовали в ней, не все были оповещены о ней. В основном эта работа шла в «Фейсбуке», у нас была страница – и сегодня она существует – «Права человека и апсуара». В самом начале мы провели круглый стол, на котором говорили о сделанном за два месяца. У нас был проведен опрос в трех школах Сухума и в наших вузах – АГУ и СОИ. И на основе результатов этих опросов мы сделали упор на то, что молодежь хотела бы больше знать, и создавались наши ролики, создавались наши буклеты на абхазском и русском языках, которые потом в течение года распространялись среди молодежи».
К сожалению, есть в абхазском обществе люди с неким парадоксальным предубеждением, что права человека – это нечто навязанное извне, нечто чуждое нам. (Может быть, поэтому – это мое личное предположение – организаторы кампании и решили связать их в ее названии с традиционным абхазским нравственным кодексом «апсуара».) Говоря о дискуссиях, которые возникали в соцсетях, Асида Ломия заметила, что порой оппоненты, выступавшие под никами, после «пицундского скандала» в конце прошлого года сводили почему-то представление об этих правах к правам сексуальных меньшинств. Есть у некоторых и такое убеждение, что у нас нет случаев домашнего насилия, а потому и ни к чему на эту тему говорить. Между тем, как сказала Асида Ломия:
«Есть многие случаи. Вот буквально две недели назад мне рассказали, как женщина убежала из дому, из Акуаски прибежала в Члоу, потому что муж ее бил, стрелял в нее, пугая. И теперь она находится у родственников и хочет с ним развестись и забрать детей. Ну, я вам не говорю ни имени ее, ни фамилии. Но до сих пор женщина находится вне семьи, она боится идти туда, хотя муж зовет назад».
Своими мнениями в ходе беседы за круглым столом поделились секретарь Общественной палаты Абхазии Нателла Акаба, вице-спикер парламента Эмма Гамисония, уполномоченный по правам человека в Абхазии Дмитрий Маршан, сотрудница Центра гуманитарных программ Асида Шакрыл. Ее коллега Арда Инал-ипа в своем выступлении, в частности, возразила тем, кто принял в штыки название кампании (как написал один форумчанин, «скрестили ежа с ужом»):
«Ваша кампания называется «Права человека и апсуара». Толстой написал роман «Война и мир». Но это не значит, что война – это мир, или мир – это война... Это разные вещи. Но там есть что-то, что можно анализировать, можно различать. И то и другое регулирует отношения людей».
Я в ходе беседы сказал:
«Асида, я вообще посоветую и дальше выкладывать ваши ролики на «Абхаз авто», несмотря на всю ту критику, которая там прозвучала. То, что там было выложено, привлекло внимание множества людей, а это главное. Я думаю, мы там, при обсуждении на форуме, столкнулись с двумя вещами, которые обусловлены инерцией мышления. Первое, как уже было сказано, представление, будто «права человека» – это западное что-то. Хотя права человека – всеобъемлющая вещь. И второе. Увидели название «права человека и апсуара» – и ставят знак равенства между ними, хотя это вовсе не тождественные понятия. Наверное, этого не было бы, если бы участники интернет-обсуждения знали предысторию, знали, что организаторы хотели вложить в это название».
Я сказал и о двойственности своего отношения к табуированности у нас ряда тем. Порой эта табуированность в таком обществе, как наше, играет позитивную роль, не дает разрастаться конфликтам, но нередко приводит и к тому, что зло остается ненаказанным, а реально существующие проблемы замалчиваются.
Немало внимания участники беседы уделили понятию апсуара. В нашем обществе многие любят рассуждать на эту тему, причем, как высказался недавно в «Фейсбуке» архимандрит Дорофей (Дбар), нередко все сводится к болтологии об апсуара, именно ею подменяется предметное обсуждение проблемы. Приходится сталкиваться и с поверхностным, искаженным пониманием апсуара. После недавних ужасных случаев кровной вражды между представителями фамилий Квициния и Жиба, сожжения трех домовладений, говорили участники беседы, приходилось слышать от некоторых людей слова, по сути, одобрения в адрес тех, кто осуществил «возмездие», что это, мол, было сделано «по-мужски» и в соответствии с понятиями апсуара.
Добавил: Admin
Источник: http://www.ekhokavkaza.com/a/2
Просмотров: 5014
Дата публикации: 16.01.2017 г.
Вернуться к списку новостей
Источник: http://www.ekhokavkaza.com/a/2
Просмотров: 5014
Дата публикации: 16.01.2017 г.
Вернуться к списку новостей