Ираклий Хинтба: Россия всецело поддерживает позицию абхазской стороны
АПСНЫПРЕСС
ИРАКЛИЙ ХИНТБА: РОССИЯ ВСЕЦЕЛО ПОДДЕРЖИВАЕТ ПОЗИЦИЮ АБХАЗСКОЙ И ЮГООСЕТИНСКОЙ СТОРОН, А ТАКЖЕ СОПРЕДСЕДАТЕЛЕЙ ЖЕНЕВСКИХ ДИСКУССИЙ О ПЕРВОСТЕПЕННОЙ ВАЖНОСТИ ДОСТИЖЕНИЯ ПРОЧНЫХ ГАРАНТИЙ НЕПРИМЕНЕНИЯ СИЛЫ В РЕГИОНЕ
Помощник министра иностранных дел Абхазии Ираклий Хинтба обвинил замминистра иностранных дел Грузии Нино Каландадзе в «искажении реальности в угоду политическим целям Грузии». Об этом он сказал сегодня на пресс-конференции, комментируя заявление Каландадзе, сделанное ею на брифинге 19 декабря, о том, что Россия уклоняется от выполнения международных договорённостей, не поддерживает международные гарантии безопасности и даже пытается изъять из повестки дня Женевских дискуссий вопрос о неприменении силы.
«На самом деле, Российская Федерация всецело поддерживает позицию абхазской и югоосетинской сторон, а также сопредседателей дискуссий, о первостепенной важности достижения прочных гарантий неприменения силы в регионе, - сказал Хинтба. - Об этом прекрасно известно грузинской стороне, просто наши подходы и позиция официального Тбилиси сильно разнятся. Мы и наш стратегический союзник - Российская Федерация требуем подписания юридически обязывающего соглашения с Грузией. Тбилиси же не признает нас стороной конфликта и настаивает, чтобы соглашение о неприменении силы было подписано с Россией». Это, по словам Хинтба, «некорректное требование, так как Россия не является стороной ни грузино-абхазского, ни грузино-югоосетинского конфликтов».
Что касается международных гарантий, то и здесь, по мнению Хинтба, существуют серьезные расхождения позиций сторон. «Грузинская сторона поддерживает идею Пьера Мореля о «международных механизмах безопасности» - непонятный формат, обсуждать и реализовывать который грузинская сторона, видимо, предполагает без участия руководства Абхазии и Южной Осетии. Вполне естественно, что наша делегация, представители Южной Осетии и российская сторона не согласны с этим предложением, и, видимо, поэтому г-жа Каландадзе говорит об отказе России обсуждать международные механизмы безопасности», - сказал помощник министра иностранных дел.
Однако, по его словам, г-жа Каландадзе забыла упомянуть, что российские представители предложили свой проект международных гарантий, согласно которому гарантами юридически обязывающего соглашения между Абхазией, Грузией и Южной Осетией будут Россия, США и Евросоюз.
«Очевидно, что Тбилиси выгодно умалчивать об этом, чтобы обвинить Россию в несговорчивости и безынициативности. Замечу, что грузинская делегация отказалась обсуждать этот проект, так как в нем абхазская и югоосетинская стороны фигурируют как субъекты правоотношений. Руководство Грузии почему-то полагает, что оно может игнорировать реалии и обсуждать, а также принимать, какие-либо решения в обход официальных властей Абхазии. Мы дали им четко понять, что без участия абхазской стороны любые договорённости относительно Абхазии будут нелегитимны и работать не смогут», - сказал политолог.
Он также прокомментировал материал, появившийся на сайте радиостанции «Эхо Кавказа», где цитировались слова главы грузинской делегации Серги Капанадзе о том, что в разбирательствах по случаю инцидентов по обе стороны р. Ингур смогут принимать участие и представители конфликтующих сторон. По его словам, этот вопрос стоял на повестке дня и обсуждался на прошедшем раунде Женевских дискуссий.
«Возможно, г-н Капанадзе обсуждал этот вопрос с кем-то кулуарно, но ни в повестке дня, ни фактически этот вопрос не фигурировал и не обсуждался на сессии первой группы Женевских дискуссий. По крайней мере, абхазская делегация в обсуждении этого вопроса участия не принимала. Если же комментировать это предложение само по себе, то можно отметить, что в принципе совместные визиты для расследования инцидентов предполагаются по Правилам Механизма по предотвращению и реагированию на инциденты, с которыми в свое время согласилась и абхазская сторона, - сказал Ираклий Хинтба. - Однако эти Правила не содержат четкого регламента этих визитов и не предоставляют инструкций относительно состава групп наблюдателей».
Помощник министра иностранных дел отметил, что абхазская сторона уже допускала на свою территорию наблюдателей от Евросоюза, которые посетили дом похищенного грузинскими спецслужбами Мераба Колбая. «В отношении этого вопроса мы руководствуемся национальными интересами Абхазии. Если эти визиты будут иметь положительные последствия с точки зрения защиты прав наших граждан и стабилизации обстановки, мы готовы впредь обсуждать такую возможность, - подчеркнул Хинтба. - Что же касается участия в этих визитах грузинских представителей, то вряд ли абхазская сторона на это согласится даже в обмен на возможность совершать визиты на грузинскую территорию нашим представителям».
МИД АБХАЗИИ ВЫРАЖАЕТ ОБЕСПОКОЕННОСТЬ В СВЯЗИ С РАЗВИТИЕМ СОТРУДНИЧЕСТВА США И ГРУЗИИ В СФЕРЕ ОБОРОНЫ
МИД Абхазии выражает обеспокоенность в связи с одобренным Сенатом США проектом расходов по национальной обороне на 2012 год, частью которого является «Сотрудничество с Республикой Грузия в сфере обороны», предусматривающее предоставление военной помощи для «защиты своего правительства, народа и суверенных территорий в соответствии с обязательством правительства Республики Грузия о неприменении силы».
В документе отмечается, что США должны призвать «страны–члены НАТО и страны-кандидаты возобновить и расширить продажу оборонительного вооружения и обслуживания» Грузии. Данный проект, являясь публичным, может включать в себя и некоторые секретные приложения.
«Принимая во внимание события 2008 года, а также продолжающиеся провокации со стороны Грузии, МИД РА рассматривает данный проект как продолжение политики дестабилизации в регионе. Грузинская сторона, будучи участником Женевских дискуссий по безопасности и стабильности на Южном Кавказе, категорически отказывается от подписания соглашений о неприменении силы с Абхазией и Южной Осетией», - отмечается в Комментарии сделанном МИД РА в связи с проектом Сената США о нормализации военного сотрудничества между США и Грузией.
Расширение сотрудничества США с Грузией в сфере обороны, по мнению министерства иностранных дел Абхазии, повышает риск агрессивных действий, направленных на силовое разрешение конфликтов.
«Американские сенаторы, не пожелавшие сделать правильные выводы из событий августа 2008 года, должны понимать, что ответственность за возможные негативные последствия интенсивной милитаризации Грузии будут лежать и на руководстве США», - заявляют во внешнеполитическом ведомстве республики.
МИД Республики Абхазия выступает с призывом к США и их союзникам «четко осознавать последствия дальнейшего военного оснащения и модернизации грузинской армии с точки зрения мира и стабильности в регионе».
МИНИСТР ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ АБХАЗИИ ДАЛ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЮ ПО ИТОГАМ 18-ГО РАУНДА ЖЕНЕВСКИХ ДИСКУССИЙ
Итогам 18 раунда Женевских дискуссий посвящалась сегодняшняя пресс-конференция министра иностранных дел Вячеслава Чирикба, помощника министра Ираклия Хинтба и начальника международного отдела МИД Ланы Агрба. Они, а также юрист Кама Джинджолия и член исполкома Международной ассоциации абхазо-абазинского (Абаза) народа Зеки Капба участвовали в 18 раунде Женевских дискуссий, проходившем во Дворце наций 13-14 декабря.
Как сообщил Вячеслав Чирикба, в группе по безопасности абхазская сторона выдвинула ряд инициатив, поскольку «назрели вопросы, которые можно уже обсуждать в рамках дискуссий в Женеве». В частности, вопрос демаркации линии разъединения между Абхазией и Грузией. По словам министра «вопрос очень сложный, поскольку Тбилиси воспринимает границу между Абхазией и Грузией как административную, Абхазия, естественно, как государственную». «И, тем не менее, существует ситуация, например, в Нижней зоне Гальского района, когда трудно понять, где проходит граница между Грузией и Абхазией даже по старым советским картам, - отметил Чирикба. - Демаркация необходима ввиду того, что прохождение ряда участков границы вызывает разночтения абхазской и грузинской сторон, что может быть чревато возникновением конфликтов и обострением ситуации».
Чтобы предотвратить в дальнейшем конфликт по этому поводу, абхазская сторона, по словам Чирикба, предложила создать рабочую группу между Абхазией и Грузией. «Можно даже прямые переговоры вести по демаркации границы, особенно в тех участках, которые являются спорными», - отметил он.
Представители Абхазии вновь подняли вопрос о похищениях, а также задержаниях абхазских граждан, пересекающих границу между Абхазией и Грузией. «Всем известна печальная судьба Давида Сигуа, похищенного из собственного дома и пропавшего без вести. Скорее всего, к сожалению, его уже нет в живых. Тем не менее, эти акции продолжаются со стороны грузинских спецслужб и грузинского правительства», - сказал глава МИД.
По словам Чирикба, гражданин Абхазии Мераб Колбая, похищенный в Гальском районе, осужден на 30 лет «за терроризм». «Ему не было дано никакой возможности обратиться к независимым или абхазским адвокатам. К нему нет доступа членов семьи, его права нарушаются, и мы требуем дать нам материалы дела и допустить к нему независимого адвоката», - сказал Чирикба.
Тимур Хасая - также при пересечении границы был задержан и обвинен в наркотрафике и осужден к трем годам тюрьмы. Гастелло Гурджия, отказавшийся от сотрудничества с грузинскими спецслужбами, также был обвинен в хранении и распространении наркотиков, и скоро его будут судить. «Очень много случаев, когда Грузия совершает действия, являющиеся нарушением соглашения Медведева – Саркози», - отметил министр.
Абхазская сторона требует от Тбилиси справедливого и объективного расследования этих дел, а также допуска к перечисленным гражданам абхазских или независимых адвокатов, о чем было заявлено на Женевских дискуссиях.
Другим вопросом, поднятым на 18-м раунде дискуссий, по словам главы МИД, был т.н. тезис об «оккупированных территориях» применительно к Абхазии. «Мы заявили о том, что факт оккупации является легко удостоверяемым. Для этого нужно приехать в Абхазию и понять, является она оккупированной или нет», - отметил Чирикба.
Министр заявил, что «оккупация» имеет четкие критерии, определенные, в частности, Гаагской конвенцией 1907 года «О законах и обычаях ведения сухопутной войны» и Женевской Конвенцией о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 года. Согласно этим критерием Абхазия не может быть признана «оккупированной территорией», в чем может удостовериться любой наблюдатель, посетивший Абхазию. Размещение российских войск на территории Абхазии, по мнению Чирикба, является следствием официального соглашения между Абхазией и Российской Федерацией.
Глава МИД сожалеет, что и Американская администрация, и члены Европарламента на слово верят заявлениям Грузии об оккупации Абхазии. «Мы против этого возражаем и считаем, что необходима миссия в Абхазию и приглашаем все заинтересованные стороны, чтобы они проверили утверждения Грузии об оккупации Абхазии», - сказал Чирикба.
Абхазия, отметил он, «поддержала предложение России о том, чтобы Россия, США и Евросоюз выступали бы гарантами будущего соглашения о неприменении силы между Абхазией и Грузией, Южной Осетией и Грузией».
«Мы не доверяем односторонним заявлениям М. Саакашвили о неприменении силы. Мы настаиваем на подписании юридически обязывающего документа о неприменении силы, рассматривая его в качестве единственной гарантии невозобновления войны», - подчеркнул В. Чирикба. Министр напомнил о том, как М. Саакашвили, вопреки собственным заверениям о неприменении силы, неожиданно отдал приказ бомбить Цхинвал в августе 2008 г.
Говоря о работе второй рабочей группы по гуманитарным вопросам, начальник международного отдела МИД Лана Агрба отметила, что основной темой стал вопрос о без вести пропавших. «Именно ему была посвящена информационная сессия, на которой опытный специалист в области расследования дел по без вести пропавшим ознакомил с международной практикой разрешения данного вопроса», - отметила Агрба.
Абхазская сторона вновь заявила о готовности обсуждать данный вопрос, проинформировав всех участников рабочей группы о том, что основным критерием и задачей для разрешения проблемы, безусловно, является политическая воля сторон.
«Мы надеемся на то, что политическая воля будет проявлена всеми сторонами конфликта, и мы сможем продвинуться в политическом разрешении данного вопроса. Пока основной целью второй рабочей группы, безусловно, является поиск политических механизмов. В целом в этот раз работа во второй группе прошла в довольно конструктивной атмосфере, во многом благодаря тому, что тема действительно актуальна», - сказала она.
Более того, по словам Ланы Агрба, «международные посредники выразили заинтересованность в решении данного вопроса, что, безусловно, воспринимается нами как позитивный сигнал».