Дмитрий Сериков, вице-премьер, министр финансов: Во-первых, часть российской финансовой помощи по линии Инвестпрограмы перераспределяется на 2017 год; во-вторых, недополучение части доходов республиканского бюджета в связи со льготами по налогу на добавленную стоимость.
Кроме того, недопоступили средства по госпошлине на ввоз импортных товаров и экспортной таможенной пошлине на орех. Это три вещи, из-за которых мы идем на секвестирование бюджета.
По ореху пришлось снизить таможенную пошлину с 25 рублей до 10 рублей, в итоге при плане в 250 млн рублей в бюджет поступит порядка 70 млн рублей.
Следует отметить, что кроме снижения пошлины негативно сказался и неурожай.
В конце прошлого года ввели ввозной НДС в размере 10%, а затем предоставили льготы. Не облагаются ввозным НДС продукты питания, запчасти, ГСМ, сырье и материалы, оборудование. А в итоге потери составят от запланированного порядка 400 млн рублей.
Республиканский бюджет на новый год мы формируем с учетом уроков и потерь этого года. То есть, все льготы, введенные в 2016 году, будут учтены при формировании бюджета на 2017 год.
Георгий Агрба, председатель комитета по бюджету, кредитным организациям, налогам и финансам: Депутаты не против того, чтобы доходная часть бюджета пополнялась, но цифры должны быть реальными. При принятии бюджета на 20016 год были мнения, что он не выполнится – это касалось прогнозов по ввозному НДС, но наше мнение не приняли во внимание. В итоге, нам предстоит секвестирование: бюджет в целом уменьшается на 3 млрд 248 млн 876 тыс. рублей. Из них собственный бюджет будет сокращен на 746 млн 314 тысяч рублей. Сокращению подлежит и российская финансовая помощь в размере 2 млрд 502 млн 562 тысяч рублей. На то уже есть решение российско-абхазской Межправкомиссии, сумма эта не теряется, просто она будет перенесена на 2017 год. Что касается потерь, то в основном они пришлись на ввозной НДС – это около 300 млн рублей, еще 60 млн рублей – это освобождение от НДС проведения работ и используемых в них стройматериалов по Инвестропрограмме и госпошлина на ввоз импортных товаров.
Мы предупреждали, что будут потери, были митинги и, как помните, в итоге правительству пришлось потом вносить изменения в закон о НДС. Все это можно было и нужно было предвидеть.
Но вернемся к 746 млн 314 тыс. рублей, на них естественно были планы. Хочу сразу подчеркнуть, что сокращение бюджета не коснулось взятых обязательств правительства в социальной сфере – зарплат, пенсий, социальных пособий. Будут свернуты программы Администрации президента, Кабинета министров, ряда министерств и ведомств. К примеру, по министерству здравоохранения пришлось отказаться от проведения диспансеризации населения, в Минкульте – не будет проведен ряд мероприятий и так по другим министерствам.
Бюджет на 2017 год мы будем рассматривать более внимательно, детально, с учетом имеющихся ошибок. Мы постараемся принять реальный бюджет.
Беслан Цвинария, член комитета по бюджету, кредитным организациям, налогам и финансам: Секвестирование бюджета связано с тем, что выбыли некоторые виды доходов, которые были запланированы в бюджете, они не поступают.
Во-первых, это Инвестпрограмма, часть средств по ней перенесена на следующий год. Во-вторых, мы планировали от введения экспортной пошлины на орех получить доходы в размере до 300 млн рублей, а фактически соберут до 70 млн руб.
Что касается госпошлины, то планировалось увеличить ее размеры на разные виды продукции, но в итоге ставки остались прежними.
Выбытие доходов произошло и по ввозному НДС. Я считаю, что депутаты несколько погорячились, когда освободили от НДС всю ввозимую продовольственную группу товаров. НДС взимался и ранее, до принятия нового закона, и тогда часть продовольственных товаров была освобождена от НДС. Сегодня же мы своим решением освободили всю группу. Оставили лишь пиво, табачные изделия и алкогольную продукцию. Но до этого люди платили НДС, просто принцип определения ставки налога на добавленную стоимость изменился с принятием нового законодательства. Тогда НДС рассчитывался исходя из наценки внутри республики, а теперь - со всего оборота.
На мой взгляд, надо было вводить мягкую форму перехода на НДС. Я предлагал уйти от ввозного НДС, так как для нас это совершенно новая форма налогообложения. К примеру, в России сложно контролировать поступление товаров по всему периметру госграницы, и там применяют налог на добавленную стоимость. Мы же могли поменять действующее законодательство о НДС только в сфере торговли. В остальном все осталось бы как есть. В сфере торговле надо было рассчитывать НДС с оборота, но уже после реализации товара.
Вы можете сказать, что у нас нет кассовых аппаратов во многих торговых точках, но в любом случае учет поступления товаров ведется. Необходимо улучшать администрирование: после того, как предприниматели поймут, что НДС надо платить только таким образом, можно ставить вопрос о новом законодательстве по ввозному НДС. Всему этому должен предшествовать подготовительный период, когда при пересечении границы таможенники определяют стоимость товара, а затем передают информацию в налоговую службу.
При формировании бюджета на 2017 год все это надо будет учесть. Нам надо по большому счету изыскивать резервы для пополнения доходной части бюджета.
Я убежден, что НДС следует применять по отношению к высоко оборачиваемому бизнесу, в первую очередь - к реализации ГСМ. Мы же ГСМ освободили от НДС, да и практически всю торговлю. Вопрос: для чего мы тогда вводили ввозной НДС? Ведь все концентрировалось именно на торговле!
Кстати, когда я слышу отчеты по исполнению бюджета, при казалось бы таких пессимистических прогнозах, налоговики нормально выполняют план, хотя потери составляют порядка 700 млн рублей. Только по НДС потеряли около 300 млн рублей. А если бы приняли решение о введении НДС для ГСМ, я думаю, что мы получили бы дополнительно 400 млн рублей.
Что касается резервов, многие меня может и не поймут, но я сторонник легализации торговли на грузино-абхазской границе и введение там таможенных пошлин. Я об этом говорил и президенту. К примеру, взять европейское государство, экономически развитое и успешное и проделать с ним то, что сегодня происходит с нами – открыть одну из границ. Я вас уверяю, что экономика этого государства очень скоро рухнет. Если мы не можем перекрыть полностью границу, то надо хотя бы экономически себя обезопасить. То есть, либо полностью запретить ввоз товаров, либо обложить их таможенными пошлинами и налогами.
Что касается политической стороны вопроса, это Грузия считает границу по реке Ингур административной и не взимает пошлину с ввозимых в Абхазию товаров. Мне непонятно, почему и мы освобождаем ввозимые из Грузии товары от пошлины, ведь они поступают к нам из соседнего государства. Люди будут платить все причитающиеся сборы, если четко установить нормы и учитывать всю ввозимую продукцию. Если мы сможем вывести на цивилизованный уровень торговлю на грузино-абхазской границе, от этого мы выиграем и политически, и экономически.
Но сегодня, несмотря на то, что торговля с Грузией у нас запрещена, при желании контрабандой оттуда можно перевезти все что угодно, включая автомобили, оружие и наркотики.
Кстати, в Южной Осетии вопрос легализации торговли с Грузией давно решен.