Следует отметить, что бизнесмен прибыл в Абхазию в качестве потенциального инвестора из Российской Федерации. Невероятно, но со слов министра внутренних дел стало известно, что в операции по похищению предпринимателей был задействован милицейский спецтранспорт.
Эти тяжкие преступления резко диссонируют официально заявленному властями курсу на привлечение российских инвестиций в страну.
Несмотря на твердые заверения президента и гарантии часто меняющихся министров внутренних дел, до сих пор не раскрыт ни один из многочисленных фактов убийств граждан. Такая же ситуация и с раскрытием преступлений, связанных с ограблениями, в том числе банковских и иных учреждений. Поражает «оперативность» президента, который лишь спустя несколько месяцев после ограбления «Гагра-банка» поручает силовым структурам раскрыть данное преступление.
1 октября СИЗО МВД республики беспрепятственно покинули трое преступников, осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления, двое из них – грузинские преступники. Один из них уже совершал побег.
Не может не вызывать общественного возмущения заявление президента Р. Хаджимба от 28 сентября 2016 г., который прокомментировал для СМИ вопрос создания Информационно-координационного центра органов внутренних дел Абхазии и России, породивший протестные настроения в стране.
Р. Хаджимба заявил следующее: «Поэтому некоторым нужно сесть и почитать еще раз эти документы и тогда они поймут, что ИКЦ необходим».
Во-первых, знать бы, где можно почитать эти документы, ставшие государственной тайной. Именно засекреченность соглашения по ИКЦ порождает в обществе массу вопросов и опасений относительно уступки части суверенных прав некоему органу с дипломатическим иммунитетом. Неубедительны также слова Р. Хаджимба о численности личного состава создаваемого ИКЦ, поскольку неизвестно, зафиксирована ли в документе невозможность увеличения контингента ИКЦ через какое-то время и многие другие нюансы.
Во-вторых, призыв президента «больше дел, меньше разговоров», исходя из криминогенной обстановки в государстве, хочется переадресовать ему самому: работала бы власть под его руководством эффективно, не возникло бы и вопроса о создании межгосударственного ИКЦ со спорными полномочиями.
Таким образом, разгул преступности в стране, не раскрываемость тяжких преступлений, постоянная смена министров внутренних дел, а также полное отсутствие взаимодействия с другими правоохранительными структурами, в первую очередь с прокуратурой, руководство которой также сменяется с невероятной скоростью, свидетельствует о неспособности власти противодействовать криминалу, неумелом руководстве системой МВД.
Показательно, что на днях генеральным прокурором Абхазии назначен Н. Тания, который в 2005 г. был освобожден от должности прокурора Гудаутского района именно за отсутствие организации надлежащего прокурорского надзора за деятельностью Гудаутского РОВД.
Легко укладывается в особенности кадровой политики властей и назначение главой МВД А. Кобахия, который совсем недавно, будучи депутатом, членом парламентского Комитета по обороне и национальной безопасности, письменно ходатайствовал об освобождении из-под стражи обвиняемого в совершении покушения на жизнь президента РА А. Анкваба. Цинично звучит мысль теперь уже министра внутренних дел о том, что нельзя быть адвокатами преступников. К такому руководству МВД нет никакого доверия. Оно подорвано уже тем, что став главой МВД, он не инициировал расследование по факту похищения его самого в 2003 г. и пленения в Грузии (кстати, действующий президент Р. Хаджимба был в то время премьер-министром Абхазии). Общество вправе знать, кто организовал и осуществил похищение Героя Абхазии А. Кобахия, его переброску и удержание в Грузии, кто и на каких условиях освободил А. Кобахия и как он смог вернуться в Абхазию. Никаких официальных данных по этому факту нет. Поскольку власть не обладает свойством давать ответы, остается надеяться, что имеющий личный опыт в таком деле А. Кобахия сможет организовать освобождение похищаемых людей. И уже не столь важно, какими средствами это будет достигнуто – в результате спецоперации правоохранительных служб или тайных договоренностей-сделок. Вероятно, именно возможность сделки имел в виду министр А. Кобахия, когда заявил, что «Те, кто ушел на территорию Грузии, пусть не думают, что они в безопасности. Мы предпримем все необходимые меры». Насколько известно, между Абхазией и Грузией не существует официальных отношений, в том числе по борьбе с преступностью. Остаются только нелегальные механизмы.
Не обошлось на прошедшей неделе и без очередного политического скандала с отставкой министра иностранных дел В. Чирикба. Из взаимных обвинений бывшего министра и власти выясняется, что глава МИД страны не мог в течение месяца добиться аудиенции у главы государства, определяющего, в соответствии с Конституцией, внешнюю политику Абхазии. В то же время общество лихорадят слухи об истинной отставке В. Чирикба, якобы отказавшегося выдавать дипломатические документы родственнику премьер-министра Б. Барцица, обвиняемого в «организации покушения на президента Абхазии А. Анкваба и убийстве двух сотрудников личной охраны, совершенных 22 февраля 2012 г.»
Но власть, которая называет себя «самой открытой», по сути, беспрецедентно закрыта от своего народа – она не дает ответы на множество очень важных вопросов.
Серьезный провал в кадровой политике, едва не ставший причиной осложнения дипотношений двух стран, был допущен властями и в вопросе назначения нового министра иностранных дел. После уточнения некоторых аспектов биографии назначенного на эту должность никому не известного И. Бжинава, администрации президента пришлось уничтожить Указ в тот же день – как сообщается в социальных сетях, Бжинава доводится племянником члену грузинского так называемого «автономного правительства Абхазии в изгнании».
Таким образом, хаос в кадровой политике властей становится необратимым.
И последнее: то, что не подлежит никаким временным срокам – это вопрос своевременной выплаты заработной платы. Узнаем ли мы, наконец, сумму фактической задолженности государства перед работниками бюджетной сферы? По имеющейся информации, она составляет 350 млн рублей. А главное, когда перед бюджетниками будет погашена эта задолженность? Кто в Абхазском государстве способен четко ответить на эти вопросы?
Общественная организация «Айтаира»
3 октября 2016 г.