Комментарий к Пресс-конференции Президента РА Анкваб А.З. ( газ. «Нужная». 13.12.2011)
Комментарий
к Пресс-конференции Президента РА Анкваб А.З. ( газ. «Нужная». 13.12.2011)
В абхазском обществе в последнее время заметно активизировалась дискуссия о Российско-грузинском Соглашении об основных принципах механизма таможенного администрирования и мониторинга торговли товарами. Поскольку вступление России в ВТО по общему признанию является внутренним делом РФ, были высказаны различные оценки выгод и рисков, связанных с практической реализацией именно этого соглашения. Мы положительно воспринимаем вовлечение в эту дискуссию представителей власти, включая Президента РА Анкваб А.З., и ожидаем также подключения к ней Парламента РА. Практика публичного обмена мнениями должна способствовать принятию, с одной стороны, консолидированных и легитимных с точки зрения всего общества решений, а с другой стороны – наиболее выверенных и оптимальных. Думается, что отражение полноценной картины общественного мнения в государственных СМИ и особенно на АГТРК является не только законным правом абхазского народа, инструментом информирования внешнего мира, но и, самое главное, фактором поддержки решений власти в кризисных ситуациях во взаимоотношениях с другими странами или международными организациями. Внутренняя стабильность государства и легитимность власти в глазах своего народа во многом зависит от соблюдения этих общеизвестных демократических стандартов, полностью отвечающих основанной на консенсусе традиционной культуре абхазского общества.
Недавняя пресс-конференция Президента Анкваб не только высветила подходы власти ко многим проблемам, но и породила серьезную потребность части общества в дальнейшем обсуждении, корректировке и даже диверсификации некоторых из них. Вот основные вопросы, которыми хотим задаться мы вместе со всеми государственными и гражданскими институтами.
1. Комментируя Российско-грузинское соглашение, Президент сказал, что мы не можем вмешиваться в дела других стран. Поскольку данное соглашение фактически закрепило право Грузии на мониторинг, а, следовательно, и контроль российско-абхазской границы в то время, как Абхазия в нем вообще не упоминается, наш вопрос заключается в следующем: Означает ли этот подход, что Абхазия и дальше будет двигаться по пути ограничения своего внешнего суверенитета? Допускается ли нашей властью, что и в последующих международных договорах по вопросам, связанным с нашими границами, территорией или госсобственностью официальной стороной переговоров вместо Абхазии всегда будет выступать Грузия? Означает ли этот подход также и то, что мы не будем вмешиваться и в дела других стран, в частности, не сможем критиковать Резолюции Европарламента, затрагивающие интересы Абхазии?
2. 2. Президент не увидел в данном соглашении никаких рисков, ссылаясь на то, что нашу Конституцию и независимость никто не отменял. Означает ли это, что впредь наше государство будет функционировать только в рамках внутреннего суверенитета?
3. 3. Президент дал понять, что на абхазской территории «никакие чипы и другие инструменты» соглашения работать не будут, если не будут заключены соответствующие соглашения с Абхазией. На наш взгляд, даже при самом благоприятном политическом раскладе соглашения России с нами, если и будут подписаны, то только в неофициальном или полуофициальном формате ( поскольку иного не допустит Грузия), что приведет Абхазию к статусу технического исполнителя базового Грузино-Российского Соглашения. При худшем сценарии Абхазия будет объявлена страной, которая «срывая чипы», срывает международный договор, выходя полностью из международно-правового пространства цивилизованных стран. Готовы ли мы к санкциям, которые наверняка в этом случае потребует Грузия и ее международные покровители? Между тем, в ситуации, например, экономической блокады даже информация о продуктах питания, необходимых для выживания людей, может стать чрезвычайно важной для политического противника.
4. 4. Ясно, что Абхазия считает Россию своим стратегическим партнером и искренне хочет ей помогать. Ясно, что любой Президент Абхазии, в том числе и нынешний, хочет быть не только политически лояльным, но и максимально комфортным в практическом смысле партнером. Ясно и то, что нынешняя политика «соглашательства» властей с довольно опасным прецедентом игнорирования внешнего суверенитета Абхазии Российско-грузинским соглашением продиктована именно этими мотивами. Но главный риск из множества других ( который останется, даже если соглашение не будет работать на практике) заключается в том, что нам удалось создать имидж «удобного» для международных игроков частично признанного государства, поверх головы которого можно решать все вопросы его компетенции напрямую с Грузией. Так зачем же нас признавать другим странам, если мы и на такое полулегальное положение согласны? Зачем нас признавать, если мы и без этого трудного решения не создаем никаких проблем самим фактом своего существования для продвижения международных проектов? Политика « максимальной комфортности» в международных делах, а тем более в ущерб собственным национальным интересам, уместна не всегда. Мы это хорошо знаем по всему поствоенному периоду, и, особенно, по периоду блокады 90-х. Если такая политика становится доминантой внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Абхазии, то это лишает международное сообщество стимулов для международной легитимации нашего де-факто независимого государства, т.е. стимулов для широкого международного признания, необходимого для обеспечения более надежных гарантий безопасности для всего народа Абхазии.
Наш посыл власти звучит следующим образом: Используйте голос своего народа в трудных ситуациях, а не пытайтесь его заглушить, вводя в заблуждение международных партнеров (как это происходит сейчас на АГТРК) - именно таким образом строится информационная политика, основанная на национальных интересах государства.
Бжания Ахра, ОД "Ахьаца"
Микаа Леван, Герой Абхазии
Ачугба Теймураз, Доктор исторических наук
Тания Лейла, Директор Фонда "Гражданская Инициатива и Человек Будущего"
Чания Изида, редактор газ."Нужная"