Генеральная прокуратура занимается проверкой фактов незаконного строительства
АПСНЫПРЕСС
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА ЗАНИМАЕТСЯ ПРОВЕРКОЙ ФАКТОВ НЕЗАКОННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Вопросам незаконного строительства посвящалось совещание, состоявшееся сегодня в Генеральной прокуратуре под председательством генпрокурора Сафарбея Миканба.
В совещании участвовали военный прокурор Зураб Агумава, начальник Государственного управления по землепользованию и землеустройству Геннадий Джонуа, временно исполняющий обязанности начальника Управления по архитектуре и строительству Валерий Инапха, заместитель главы Администрации Сухума Анзор Кортуа, прокуроры, архитекторы и руководители отделов по землеустройству г. Сухум и районов республики.
«Начатая нами проверка соблюдения закона при строительстве, кроме возмущения ничего не вызывает. Выявленные факты иначе как преступлением против народа нашей республики назвать невозможно, - сказал, открывая совещание, Генпрокурор. - Столько контролирующих органов, а толку мало. Не снимая ответственности ни с кого, в первую очередь, я обвиняю в этом прокуроров района».
С информацией по проверке законности строительства и соблюдения земельного законодательства на территории Гудаутского и Гагрского районов выступил зам. генпрокурора Эшсоу Какалиа.
Он отметил, что к проверке, проводимой Генеральной прокуратурой по исполнению норм, регулирующих земельные отношения, привлечены специалисты землеустроительной службы, отделов архитектуры и строительства, санитарно-эпидемиологической и экологических служб.
Проверка в настоящее время не завершена, однако, уже сейчас выявлены факты грубейшего нарушения действующего законодательства, установлены многочисленные факты незаконного строительства. При этом службы, призванные обеспечить контроль в данной сфере, от данной проблемы самоустранились, - сказал Какалия.
Он напомнил об утвержденном еще в 1996 году Положении «О порядке осуществления Государственного контроля за использованием и охраной земель», которым определены специально уполномоченные государственные органы, осуществляющие контроль за использованием и охраной земель, а именно: Управление по земельной реформе и землеустройству и его подразделения; Государственный комитет по экологии и природопользованию; Государственная санитарно-эпидемиологическая служба; Управление по строительству и архитектуре. Эти органы должны осуществлять свои функции во взаимодействии с органами местного управления и между собой.
Контролирующие службы, по словам заместителя генпрокурора, обязаны приостанавливать промышленное, гражданское и другое строительство, если оно осуществляются в нарушение земельного законодательства, а также, если эти работы ведутся по проектам, не прошедшим экспертизы, либо получившим отрицательное заключение; обращаться в суды по делам о взыскании штрафов с физических и юридических лиц. Однако, как показала проверка, эти требования не исполняются.
Фактически, по словам Какалия, работа контролирующих служб, призванных обеспечить контроль за законностью в указанной сфере, сводится к предоставлению разрешительных документов на строительство объектов. В этом случае в поле зрения попадают только те, кто обратился за согласованием.
Без реагирования остаются факты самовольного захвата земельных участков и незаконного строительства, - сказал Какалия. - Только на территории Гагрского района проверкой выявлено 28 объектов, строительство которых произведено без каких-либо правоустанавливающих документов. А это и жилые дома, и объекты общепита, гостиницы, магазины.
По мнению Эшсоуа Какалия, эти нарушения стали возможны вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей должностными лицами контролирующих служб. Главный архитектор Гагрского района, отметил он, ни по одному из вышеперечисленных объектов не ставил вопрос о привлечении в установленном порядке к административной или уголовной ответственности лиц, виновных в самовольном строительстве. Не приняты меры по приостановлению строительства, осуществляемого самовольно.
Кроме того, отдел по землепользованию и землеустройству Гагрского района не составил и не передал на рассмотрение соответствующей комиссии ни один протокол о нарушении земельного законодательства; не предприняты меры для приостановления строительства.
Вышеперечисленные нарушения остались и вне поля зрения прокуратуры Гагрского района, - сказал Какалия.
Что касается Гудаутского района, то, по словам заместителя генерального прокурора, и здесь выявлены нарушения требований Земельного кодекса Республики Абхазия.
«Так, на территории Гудаутского рынка на землях общего пользования возведено 34 торговых объекта. На строительство торговых рядов отсутствуют правоустанавливающие документы на право строительства, а также проектно-сметная документация. Возведение данных объектов является нарушением требований ст. 67 Земельного Кодекса Республики Абхазия, в соответствии с которой земли общего пользования не могут предоставляться для строительства объектов капитального строения, - сказал Какалия. - Так же в нарушение ст.67 Земельного Кодекса Республики Абхазия на тротуаре по ул. 23 Июля в г. Гудаута возведен торговый ряд с 10-тью торговыми объектами капитального строения, при этом нарушены санитарные нормы и правила, так как объект построен на сливном коллекторе».
В нарушение ст. 75 Земельного Кодекса Республики Абхазия, на землях транспорта, вдоль ул. Адыгская на проезжей части, также возведен торговый ряд. Никаких правоустанавливающих документов на строительство указанных торговых объектов не имеется. Строительство производилось Администрацией Гудаутского района, при этом, перекрыв проезд транспорту и подъезд лицам, проживающим вдоль торгового ряда.
Подобных примеров Эшсоу Какалия привел множество. Все эти нарушения, по словам заместителя генпрокурора, стали возможны также вследствие ненадлежащего исполнения своих обязанностей должностными лицами контролирующих служб. Отделом по землепользованию и землеустройству Гудаутского района не составлен и не передан на рассмотрение соответствующей комиссии ни один протокол о нарушении земельного законодательства; не предприняты меры для приостановления строительства.
Эшсоу Какалия признал недостаточной работу прокуроров на местах по выявлению указанных фактов. Вместе с тем, он отметил, что прокуратура оказалась единственным ведомством, которое ведет определенную работу.
По мнению Какалия, во многом выявление фактов незаконного строительства зависит от того, насколько полноценно выполняют свои прямые функции контроля Госуправление по архитектуре и строительству и соответствующие отделы в местных администрациях. Речь идет о о контроле за осуществлением всех видов градостроительной деятельности в городах и других населенных пунктах в соответствии с градостроительной документацией; соблюдении всех норм и правил планировки и застройки; соблюдении порядка использования территорий с особым режимом градостроительной деятельности; предотвращении самовольного строительства.
Как сообщил зам. генпрокурора, проверка также установила факты выделения земельных участков, предоставленных для строительства, где вопрос согласования строительства с заинтересованными службами производится формально, ограничиваясь учинением подписей в актах выбора земельных участков. Не проводятся соответствующие исследования и не выдаются заключения, что фактически не позволяет удостовериться в законности выделений земельных участков и дальнейшего строительства.
По словам Какалия, самовольное строительство носит негативный характер и является правонарушением, которое существенно затрагивает интересы государства и граждан, препятствует рациональному использованию земли, сохранению окружающей природы, планировке, застройке и благоустройству населенных пунктов, представляет опасность в пожарном и санитарном отношении.
«Причины, побуждающие застройщиков, владельцев земельных участков и подрядчиков осуществлять строительство с нарушением требований законодательства, могут быть разными: это и сложность процесса выделения земельного участка, согласования проекта, получения разрешений и согласований, - сказал Какалия. - Как показывает практика, осуществить незаконное строительство не составляет труда, так как контроль над этим процессом в нашей стране довольно низкий. С реальными проблемами приходится сталкиваться, как правило, уже на завершающей стадии - ввода в эксплуатацию и оформления прав собственности на возведенный объект».
В настоящее время проверкой охвачены Гагрский и Гудаутский районы. По выявленным фактам будут приняты меры прокурорского реагирования, предусмотренные законодательством. Проверка в данном направлении продолжается, - заключил заместитель генерального прокурора.
Архитектор Гагрского района Тамара Лакрба отметила, что с ее приходом намного уменьшился «самострой» в самой Гагре. Но проблема, по ее словам, еще и в том, что в архитектурном отделе работает всего 2 человека, а район большой и тяжело охватить его.
«Штраф в размере 2,5 тысяч руб., который накладывается на нарушителей, не решает проблемы. Если не будет сноса самостроя, то этот процесс удержать будет невозможно», - сказала она.
Аналогичные проблемы, по словам архитектора Адгура Тарба, есть и в Гудаутском районе.
Лакрба также сетовала на то, что ее обращения в прокуратуру остались без реагирования. «Никто не требует от вас брать отбойный молоток и рушить фундамент, нужны законные методы реагирования», - сказал в этой связи генпрокурор.
Временно исполняющий обязанности начальника Управления по архитектуре и строительству Валерий Инапха считает недостаточным взаимодействие всех контролирующих служб. По его словам, составляется график, и с нового года раз в квартал будут проводиться соответствующие проверки. Он также считает недостаточными предусмотренные законом штрафные санкции и приостановление строительства.
Генпрокурор Сафарбей Миканба посоветовал обратиться в правительство, а если необходимо внести изменения в законодательство, представить свои предложения в парламент или Генеральному прокурору, обладающему правом законодательной инициативы.
Начальник Государственного управления по землепользованию и землеустройству Геннадий Джонуа сетовал на неукомплектованность штатов практически во всех районах.
Непонятно, по его словам, как изымать и передавать районам выделенные еще в 2000 году земельные участки в прибрежной полосе, которые до сих пор не используются. «Они были выделены в аренду с условием, что в течение двух лет начнется строительство», - сказал Джонуа.
Что касается столицы Абхазии, то, по словам прокурора Сухума Алисы Бигвава, здесь ситуация не лучше. Городская прокуратура провела 23 проверки, по результатам которых объявлены предостережения 25 лицам, принесено три протеста, вынесено одно представление.
Бигвава отметила, что прокуратура принимает соответствующие меры в связи с хаотичным строительством, но нет координации с контролирующими органами.
«В Администрации города отсутствует архитектурно-строительная инспекция, в обязанности которой входит выявление фактов самовольного строительства и принятие мер по их недопущению, контроль за исполнением требований законодательства к застройщикам. Нет генплана застройки города, не ведется учет земель, не создан земельный фонд, не ведется земельный кадастр из-за отсутствия землеустроительной службы, - сказала прокурор Сухума. - В связи с этим предоставление земельных участков и строительство по городу производится хаотично».
Особое возмущение у Бигвава вызывает то, что владельцы ресторана «ДЭМ» до сих пор не выполнили условие, при котором им разрешили строительство на набережной. «До сих пор не построен бассейн, который долгие годы работал в нашем городе, а ресторан давно успешно функционирует. Более того, они вышли за пределы своего участка», - сказала Бигвава.
Заместитель главы столичной администрации Анзор Кортуа согласился с многими замечаниями прокурора города. Он отметил, что до конца года землеустроительная служба в Администрации будет создана, и она будет заниматься только вопросами земельных отношений. Вместе с тем Кортуа отметил, что в законодательных и нормативных актах тоже есть упущения, создающие проблемы в работе.
«В земельном кодексе 1994 года, по которому мы работаем, иногда одна статья противоречит другой, и мы до сих пор не можем определить, чем должна заниматься земельная комиссия. В связи с этим около 3 месяцев ни один вопрос по земле не рассматривается. Нет и градостроительного документа. Генплан Сухума, подготовленный еще в советское время, устарел еще в начале 90-х годов. В 2002 году мы составили схему развития центральной части города, обсуждали ее на всех уровнях, но она все еще не утверждена», - сказал Кортуа.
Что касается генплана, то на его создание необходимы огромные средства.
Начальник управления общего надзора за соблюдением законности Зураб Барцыц также отметил, что незаконное строительство носит массовый характер и в Сухуме, и в Гагре, и в Гудауте, но говорить, что все службы совсем не справляются со своими обязанностями тоже нельзя. «Другое дело, что этой работы недостаточно», - сказал он, не снимая при этом ответственности и с прокуратуры.
По мнению Зураба Барциц, не только у прокуроров, но и у архитекторов достаточно рычагов воздействия при обнаружении фактов незаконного строительства. «Вы вправе в соответствии со ст. 146, 147 Административного кодекса обратиться в суд или сами вынести решение о различных санкциях. Вы вправе вынести штраф и наказать нарушителя», - сказал Барциц, обращаясь к архитекторам.
Подытоживая совещание, генеральный прокурор подчеркнул, что необходимо выработать единую политику в данном вопросе, чтоб не искать крайних и виноватых. «Все мы виноваты в том, что в свое время не смогли остановить процесс незаконной застройки или контролировать его. Но лучше поздно, чем никогда», - сказал он.
Сафарбей Миканба предложил в течение недели выработать конкретные предложения по устранению данных нарушений и представить их в Генпрокуратуру для ознакомления.
«Когда здание подведено под крышу, нам его сносить трудно, хотя все возможно. Проще контролировать процесс на стадии нулевого цикла. Мы прощать никому ничего не будем. На поводу у нарушителей закона идти ни в коем случае нельзя», - заявил генпрокурор.