Кривой дом - прямые улики
В феврале текущего года Генеральная прокуратура возбудила уголовное дело в отношении должностных лиц администрации города Сухум в связи с тем, что в дом по улице Басария 73, это так называемый кривой дом незаконно были прописаны лица, не обладавшие правом проживания в указанном доме. Мы попытались разобраться, как получилось, что в доме живут люди, не имеющие к нему никакого отношения.
Информация о том, что возбуждено уголовное дело, появилась на официальном сайте Генеральной прокуратуры еще в феврале. Дело возбуждено по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 288-Уголовного кодекса Республики Абхазия-превышение должностных полномочий (санкция статьи предусматривает наказание в виде лишения свободы до 4 лет). Но после этого никаких заявлений прокуратурой сделано не было, также пока не названы лица, которых собираются привлечь к ответственности.
Прокуратура на стадии следствия и никаких комментариев не даёт, поэтому мы отправились в Жилищно-коммунальное управление при администрации города Сухум. Заместитель начальника структуры Эмма Хварцкия, рассказала, что в этом деле идет разборка между жильцами дома, а администрация никакого отношения к этому не имеет.
"Еще до ремонта квартиры в этом доме были заняты. Когда появилась информация о том, что дом собираются реконструировать, появились хозяева. Мы до войны еще знали, что дом аварийный, и поэтому было принято решение не оформлять квартиры в нем. Но, так как люди после войны всё равно захватили эти квартиры, им как-то удалось оформить их. Были и те, кто жил без оформления. Когда был сделан анализ состояния дома, бывший президент Александр Анкваб поручил тогдашнему мэру Алясу Лабахуа выселить людей, чтобы произвести ремонт. Даже нескольким семьям город оплачивал съемные квартиры. Но людям нужна была гарантия, что они после реконструкции туда вернутся. Поэтому мы сделали жильцам гарантийные письма и, согласно утвержденному списку, каждый из жильцов получил свое письмо. Сейчас эти письма находятся в прокуратуре, поэтому точное количество таких писем я назвать не могу. Но в любом случае, жилье получили те, у кого были гарантийные письма, за остальных я сказать ничего не могу", - рассказала Хварцкия.
Как известно, закон запрещает выдавать ордер, если в этот момент идет реконструкция дома. Как нам объяснили в жилуправлении, был лишь один случай, когда во время ремонта дома была выделена квартира. Это был особый случай, так как жилье получил сирота. Всего в доме по улице Басария 90 квартир, из них 71 квартира оформлена, туда входят старые жители, и некоторые квартиры были оформлены перед реконструкцией дома. 28 человек подали документы на оформление квартир, но жилуправление пока эти документы не рассматривает, так как дом еще не сдан в эксплуатацию. Из этого числа два человека взяли гарантийные письма, но еще не подали документы. Остаются еще несколько квартир, судьба которых неизвестна. Эту информацию мы получили непосредственно в жилуправлении.
Чтобы понять, живут ли там вообще люди, мы отправились к так называемому "кривому дому". Жительница этого дома Вера (фамилию попросила не называть) живет там еще с 80-х годов и знала всех жителей, которые когда-либо там проживали.
"Я живу здесь так давно, что помню каждого соседа. Но людей, которые после ремонта стали моими соседями, я никогда не знала. Они даже не здороваются, закрываются в своих квартирах и сидят там. Есть и пустые квартиры, хозяева иногда приходят, но не остаются", - сказала женщина.
Далее мы поднялись в те самые спорные квартиры, но там, к сожалению, никого не оказалось.
Лариса Тарба представляет организацию женщин ветеранов войны, она тоже проживает в этом доме и поделилась с нами интересными фактами своего собственного расследования.
"Эту квартиру мне дали как ветерану войны, оформила я ее еще в 2006 году, когда еще только появились слухи о том, что дом собираются реконструировать. Поэтому я тоже могу себя назвать старым жителем. Из старых соседей остались те, кто живут напротив меня и этажом ниже. Многих соседей мы просто не знаем и даже до ремонта они никогда здесь не появлялись. Но есть квартиры, в которых появились новые жители, и, как я понимаю, им эти квартиры продали во время ремонта дома. Я часто бываю в администрации и вижу людей, которые там давно уже не работают, но возятся с какими-то документами. Я подозреваю, что они пытаются замести следы. Что там было на самом деле, когда шел ремонт дома, я не могу утверждать, но то, что там замешаны старые чиновники, это факт", - сказала Лариса.
73-й дом по улице Басария, возведенный в далеком 1984 году, был экспериментальным и, в своем роде, единственным в Абхазии. Его фундамент не был укреплен сваями, представляя собой сплошную плиту. Эксперимент оказался неудачным. Уже через два года из-за подмывания грунтовыми водами здание дало значительный крен, стал деформироваться фундамент. И в 2012 году было принято решение реконструировать этот дом, чтобы исправить его. Дом исправили и до нового года радостных жителей заселили обратно, но после эйфории наступили будни, которые открыли новые проблемы, и начались частые визиты следователей из прокуратуры.
Сегодня следствие продолжается, и как закончится эта история, покажет время, но помимо того, что в этом доме есть спорные квартиры, там еще проблема с коммунальными услугами. Жители дома жалуются, что дом до сих пор до конца не доделан, не во всех квартирах есть вода, так как во дворе нет главного насоса. До недавнего времени не работал и лифт, но жители сами договорились, чтобы им сделали лифт, и за это каждый месяц платят по 150 рублей. Напомним, что еще в 2014 году Генеральный прокурор Алексей Ломия заявил о том, что обязательно накажет всех лиц, которые незаконно присвоили себе денежные средства, предназначавшиеся для реконструкции дома.
Финансирование проекта осуществлялось за счет средств Комплексного плана содействия социально-экономическому развитию Абхазии. На ремонт было затрачено 294 миллиона рублей. Сумма солидная. Работы выполняла печально известная "Южная строительная компания", генеральным директором которой был Вадим Матуа. В связи с известными событиями, которые произошли с этой компанией и её директором, дом не был сдан и поэтому уже год находится в "подвешенном" состоянии. Жильцам даже не выдают справки в домоуправлении, ссылаясь на этот факт. Таким образом, получается, что это уже второе уголовное дело, которое касается дома по улице Басария 73. Ну а пока идут споры за "прозрачные метры", на сайтах по продаже недвижимости появляются объявления о продаже квартир в этом доме.
Материал подготовила Стелла Адлейба
Источник: http://sukhum-moscow.ru/index.
Просмотров: 3628
Дата публикации: 11.03.2016 г.
Вернуться к списку новостей