"Вопрос недвижимости излишне политизирован и мало изучен"
"Вопрос недвижимости излишне политизирован и мало изучен"
Мы публикуем большое интервью с одним из лидеров оппозиции Асланом Бжания. Попробовали охватить, насколько возможно, широкий спектр вопросов внутренней и внешней политики. Сегодня публикуем первую часть, где идет речь в основном о вопросах, связанных с экономикой, а также с проблематикой российско-абхазских отношений.
- Скажите пожалуйста, почему оппозиция записывает в свой актив восстановление социальной инфраструктуры при прежнем президенте. Деньги были российскими. Исполнение наше. Качество этого исполнения, скажем так, спорное. Где тут повод для гордости?
- Смотря кто чем гордится. Нашим гражданам эти социальные объекты крайне необходимы. Российская финансовая помощь это результат межгосударственных договоренностей. За этим стоит кропотливая работа многих российских и абхазских чиновников. Деньги, поступавшие из РФ, расходовались в соответствии с комплексным планом содействия социально экономическому развитию РА. План был согласован обеими сторонами. В ходе реализации этого плана в Абхазии удалось воссоздать современный технологичный строительный комплекс, в котором работало более 3000 наших граждан. У наших российских партнеров не было вопросов к качеству выполненных работ. Возможно, в ходе этих масштабных работ кто-то и совершил противоправное действие. Надеюсь, правоохранительные органы в этом разберутся. От того, что эти социально значимые объекты были построены на российские деньги абхазскими строителями, они не стали менее востребованными. Мы и россияне гордимся результатами нашего совместного труда. Все эти объекты наглядно показывают тот высокий уровень доверия и взаимодействия, которые существовали между нашими государствами в период руководства страной С.В.Багапш и А.З.Анкваб. А если г-н Хаджимба и его команда сумели бы сделать лучше, больше и дешевле, то мы были бы им признательны. Что изменилось к лучшему? Какой план содействия социально экономическому развитию РА реализует г-н Хаджимба и его команда?
- Вам не кажется, что на все то, о чем вы говорите, нужно время? Ведь за такой короткий срок трудно что-то создать, тем более в стране, в которой есть масса проблем?
- Подождите, но процесс содействия РФ социально экономическому развитию Абхазии шел по нарастающей. Они взяли и разрушили тот формат взаимоотношений, который был ранее. И вообще, насколько корректно говорить о том, что объекты построены некачественно тем, кто еще ничего не создал и не построил? Что можно сравнить с тем, что было сделано?
- Для тех, кто разбирается в сущности процессов, происходящих в Абхазии, совершенно очевидно, что кризис системный, и из него не выйти методом бесконечной смены президентов. Какая модель может быть не конечная, но рабочая у оппозиции? Модель выхода из тупика, в котором находится страна?
- Я соглашусь с вами, что у нас системный управленческий кризис. За редким исключением, действующая команда управленцев не справляется со своими обязанностями. До сих пор нет программы развития страны. Проблемы в государстве были всегда, но с приходом новой команды они усугубились. Нет эффективной, слаженной и осмысленной работы.
- Вы считаете, что снова нужно сменить власть, чтобы в стране были изменения?
-Да, так считаю не только я, но и тысячи наших граждан, в том числе, и те, кто приняли участие в работе съезда ПП "Амцахара". Такие сложные вопросы необходимо решать цивилизованно, в строгом соответствии с законами и с учетом мнения большинства наших граждан.
- Со стороны выглядит странной точечная поддержка, оказываемая оппозицией тем или иным деятелям, к которым ныне есть вопросы у правоохранительных органов. Ведь совершенно очевидно, что коррупция в нашей стране всепоглощающая. Почему оппозицией оказывается поддержка очень неоднозначным фигурам?
- В соответствии со ст.22 Конституции в Абхазии действует принцип презумпции невиновности. Лицо считается невиновным, пока его вина не доказана и не установлена вступившим в законную силу судебным приговором. Все остальное от лукавого.
- Но, тем не менее, вы тоже обвиняете нынешнюю власть. Все-таки вы считаете у нас в стране есть коррупция или ее нет?
- Я порекомендовал бы вам задать этот вопрос вице президенту Виталию Габния. Он считает себя обер специалистом по люстрации, диагностированию и борьбе с коррупцией. Часто об этом говорит пространно и путано. Думаю, что есть.
- Есть опасения, что в случае возвращения оппозиции во власть мы вновь получим новую схему перераспределения должностей и ресурсов, которая продолжит выкачивание из страны потенциала. Вообще, интересно было бы узнать, как вы видите организацию системы управления страной так, чтобы мы имели шанс выбраться из болота?
- Система управления прописана в Конституции и законах. В рамках этих нормативных актов и должна быть выстроена данная система. Необходимо перераспределение полномочий между ветвями власти. На мой взгляд, некоторые институты государства необходимо укрепить, некоторые реорганизовать, а от каких-то отказаться. Мы работаем в этом направлении. Сегодня проблема упирается в конкретных людей, в их некомпетентность. Надо оптимизировать государственный аппарат, провести ряд ведомственных реформ, в том числе, и правоохранительных органов, и ,наконец, выработать кадровую политику, т.е. систему подбора, обучения и продвижения талантливых и честных управленцев.
- Раз мы заговорили о правоохранительных органах, то напрашивается вопрос об Информационно-Координационном центре. Вы уже озвучили свою позицию по этому поводу. Как мы понимаем, вы выступаете "за" создание ИКЦ. Нам интересно теперь, какой вы видите модель этой работы, учитывая то, что вы имеете опыт работы в силовых структурах и знаете круг проблем.
- Подписан межгосударственный договор, в рамках которого должен быть создан Информационно-Координационный центр. Необходимо определить, какие задачи будет решать центр, и, исходя из этого, наделить его полномочиями. Очень важно, чтобы Центр координировал взаимодействие органов внутренних дел в борьбе с преступностью, вел работу по содействию в установлении и задержании лиц, находящихся в розыске, по созданию банка данных на преступные группы и сообщества и их лидеров и оперативно информировал стороны об имеющихся угрозах. Также ИКЦ должен изучать, анализировать и вносить предложения по совершенствованию работы в борьбе с трансграничной преступностью. В год пункт пропуска "Псоу" пересекает более 9 млн. человек. Среди них, к сожалению, есть и преступные элементы. В случае необходимости, стороны должны иметь возможность осуществлять оперативный контроль над ними. Вопрос подчиненности центра не является принципиальным.
- Оппозиция не едина в вопросе либерализации законодательства о недвижимости в РА. Есть сторонники того, чтобы россияне смогли приобретать в Абхазии недвижимость, есть противники. Расскажите о дискуссиях по этому поводу в оппозиционной среде?
- Есть разные точки зрения по этому вопросу. В фонде глубоко этот вопрос не изучался. В последнее время я узнал о том, что изменилась позиция президента по продаже недвижимости. Данная тема во многом политизирована и мало кем изучена. Очевидно, что продажу недвижимости иностранным гражданам нельзя увязывать с предоставлением им гражданства. Прежде, чем разрешить продажу недвижимости, необходимо завершить работу по составлению земельного кадастра и территориальному планированию. Нужно определиться с тем, где, на каких условиях и какое количество объектов недвижимости будет продаваться. При таких подходах я не вижу никаких угроз и минусов для наших граждан и государства. Поэтому закон, который позволит россиянам приобретать недвижимость, необходим, и его нужно принять.
- Но, тем не менее, какие правила игры вы могли бы предложить внедрить на рынке недвижимости Абхазии так, чтобы россияне могли приобретать недвижимость в стране, а с другой стороны, чтобы этот вопрос не создавал в будущем напряженность в обществе?
- Я говорю о концептуальных подходах и правовых нормах, которые необходимо выработать и принять. Никакие правила игры на рынке недвижимости я предложить не могу. Было бы целесообразно изучить опыт других, в чем-то схожих на нас, государств в этом вопросе и воспользоваться им. В любом случае, наличие законодательной базы, которая будет регулировать рынок, позволит создать новые ресурсы для развития экономики, даст возможность запустить строительный рынок, создать новые рабочие места. Намного хуже будет, если мы оставим все как есть, когда в этом теневом, неконтролируемом государством рынке крутятся сотни миллионов никем не учтенных рублей.
Интервью подготовила Стелла Адлейба
Источник: sukhum-moscow
Просмотров: 4642
Дата публикации: 12.11.2015 г.
Вернуться к списку новостей