"Меня многие спрашивают: что ты делал на съезде? А я отвечаю вопросом на вопрос: почему я не мог присутствовать на съезде, тем более что он проходил на стадионе. А на стадионах я всегда себя чувствую уютно.
Никакого отношения никогда не имел ни к какой власти, и надеюсь, не буду иметь. Федерация футбола - это общественная организация. Моей задачей было развивать футбол, и я старался, как мог, этому способствовать",- говорит Джемал Губаз.
- Анонимный автор публикации обвинил вас в том, что деньги Федерации оседали в ваших карманах. Что скажете по этому поводу?
- Я достаточно обеспеченный человек, и никогда себе не позволю присваивать чужие деньги. Если кто-то считает иначе, пусть проверяют.
Многие знают, что используя свои связи, я находил средства на различные мероприятия. Так было и во время поездки на первый Чемпионат мира ConIFA в Швецию. Мы тогда впервые вышли на международную арену. Это и отметил недавно член Совета Федерации футбола Рафаэль Ампар. Я благодарен за оценку моей работы. Мои друзья поддержали нас в той поездке.
Могу назвать спонсоров Федерации. Это, в первую очередь, наши соотечественники, живущие в России - Отар Аршба, Беслан Агрба, Алик Миносян, Анзор Джугелия, а также Дмитрий Ардзинба и другие. Также финансовую и иную помощь оказывали представители власти - Алиас Лабахуа, Алхас Квициния, Заур Ардзинба, Альберт Таркил, Саид Таркил, Беслан Халваш и многие другие.
Пользуясь случаем, хочу им всем сказать огромное спасибо за то, что поддерживали проводимые нами мероприятия. В целом около 4,5 млн рублей спонсорских денег получила Федерация с 2012 года.
- Эти деньги поступали на счет Федерации?
- Конечно. Как и средства, выделяемые Минфином, а их около 9 млн за тот же период. При президенте Александре Анквабе, по моей просьбе, учитывая финансовое положение команд, государство начало выделять деньги на проведение Чемпионата и Кубка Абхазии. Также выделяли деньги и частным клубам, кому бы они не принадлежали. Сегодня команды перебиваются, как могут.
В этом году я с трудом добивался перечисления денег. Вы помните, что даже вынужден был объявить о приостановке чемпионата, поскольку даже судьи в долг обслуживали матчи. Я объяснил журналистам, как было и как стало. Это, конечно, не понравилось руководству страны, особенно куратору спорта Шамилю Адзынба, чей клуб, в числе других, финансировался при Анквабе. Может потому, что я не вписываюсь в его будущие схемы? Время покажет.
Конечно, я понимал, что так будет, но не умею говорить то, что кому-то может понравиться.
- Из той же анонимной публикации мы узнали, что незадолго до вашей отставки Рауль Хаджимба вручил Вам орден "Ахдз-апша".
- Указ о награждении я прочитал в СМИ, но из рук Хаджимба я ничего не получал и, если честно, не хочу получить.
- Вы отказываетесь от награды?
- Да. Пусть не думают, что я обижен. Если я разваливал футбол - я говорю сейчас не о мнении анонимного автора, а о действиях руководства страны - зачем меня награждать?
- Почему вы объявили о проведении досрочных выборов главы Федерации? Вы же могли еще работать?
- Объясню. Незадолго до моей отставки Хаджимба меня принял. В ходе беседы он сказал, что поддерживает проводимую мною работу. Тогда я решил объявить досрочные выборы президента Федерации, а они по сроку должны были пройти в марте будущего года, учитывая, что Чемпионат мира ConIFA состоится у нас летом 2016 года, и глава Федерации должен подготовиться и провести его на должном уровне.
Через неделю мне звонит Руслан Аджинджал и сообщает, что президент поддержал его кандидатуру, и он будет выставляться на выборах главы Федерации. Я подумал и решил уйти. Я просто в такие игры не играю. Вот и все. А Руслану Аджинджалу я желаю успехов в работе. Хочу, чтобы Чемпионат мира ConIFA прошел успешно. Я считаю это своим детищем.
- А как вы вышли в свое время на ConIFA?
- Сложно сказать, кто на кого выходил. О существовании таких турниров узнал от Мадины Бганба. Я пришел в очередной раз к президенту Александру Анквабу по футбольным делам, и пока ждал, общался с ней. Мадина меня спрашивает: «Джемал, что за информация про то, что сборную Абхазии пригласят на чемпионат мира среди стран, не входящих в FIFA?» - и показала мне распечатку из Интернета. Потом мы с президентом ФК "Динамо" Астамуром Адлейба вышли на них. Нас пригласили на Чемпионат мира в Швеции. Провели там переговоры. Помощь нам оказывал наш соотечественник Дмитрий Пагава. Вот так была проложена дорога. А что было после, вы уже знаете сами. В этом году я пригласил президента ConIFA в Абхазию. Во время его визита меня уже не было в Федерации. Рад, что ему понравилась футбольная инфраструктура. Пер Андерс Блинд привез мне в подарок майку сборной Швеции.
Естественно, меня не пригласили на встречу с ним. А я вам скажу, что руководство страны упрекало меня в том, что без их согласия я дал добро на проведение чемпионата мира в Абхазии. И до приезда представителей ConIFA я не слышал о твердом намерении властей провести у нас этот чемпионат.
У тех, кто сегодня меня анонимно или же кулуарно обвиняют в том, что я чуть ли не развалил футбол, присваивал деньги Федерации, хочу спросить: если так плохо работал, почему меня терпели четыре года? У меня непростой характер, но я довольно открытый человек и могли бы мне прямо сказать, что не так делаю.
Да, в этом сезоне с дисциплиной игроков, тренеров и поведением болельщиков было плохо. Такого не припомню за все время моей работы. Но в стране тоже в последнее время с дисциплиной стало хуже. Это все взаимосвязано. И пусть никто не удивляется, если меня еще где-нибудь встретит. Земля круглая, как и мяч, а я - свободный человек.
- Спасибо за интервью.
- По разным причинам у меня не получилось провести пресс-конференцию. Спасибо вам, что дали мне возможность высказаться.