Аслан Бжания: у руководства Абхазии отсутствуют идеи и реальные проекты, с помощью которых они смогли бы реализовать потенциал стран
Аслан
Бжания: у руководства Абхазии отсутствуют идеи и реальные проекты, с помощью которых
они смогли бы реализовать потенциал страны
Интервью президента Фонда социально-экономических и политических исследований «АПРА» Аслана Бжания информационному агентству «Абхазия-Информ».
- Аслан Георгиевич, недавно у Вас состоялась встреча с президентом. О чем шла речь на ней?
А.Бжания: Обсуждалось несколько вопросов имеющих отношение к внутренней и внешней политике государства. На встрече президент озвучил идею создания Политического консультативного совета.
- По чьей инициативе состоялась встреча?
А. Бжания: Мне позвонили из Администрации и передали пожелание президента встретиться. Я согласился.
- Как бы вы охарактеризовали социально-экономическое положение в стране?
А. Бжания: Начну с состояния дел в экономике. Положение сложное, можно сказать критическое. Тому есть объективные и субъективные причины. К объективным я бы отнес, прежде всего, изменение курса рубля к мировым валютам и введение режима санкций в отношении России. При нашем внешнеторговом балансе, когда импорт многократно превышает экспорт, это не могло не привести к повышению цен на продукты питания и другие товары народного потребления, что тяжким бременем легло на плечи наших граждан.
К субъективным причинам я бы отнес непрофессионализм действий властей Абхазии в этих непростых условиях. Мы располагаем достаточной территорией, природными богатствами, людскими ресурсами, впечатляющим списком ярких достижений в разных областях.
Современному поколению важно поднять Абхазию на более высокую ступень развития. Для этого необходима всесторонняя модернизация. Модернизация, основанная на законах, учитывающих экономический потенциал страны, абхазские традиции и демократические ценности. Говоря иными словами, «нам нужны перемены». Если мне не изменяет память, такой предвыборный лозунг озвучивал кандидат, одержавший победу на последних президентских выборах.
Очевидно, что решающая роль в необходимых изменениях принадлежит государству.
В интервью от 1 июля 2015 г. информационному агентству «Апсныпресс» президент Абхазии заявил, что для развития собственных экономических возможностей пытается привлечь инвестиции в страну, развивать связи с регионами РФ, создать дополнительные возможности по кредитованию отечественного бизнеса и т.д. Как и прежде, в высказываниях президента нет конкретики, одни призывы, обещания и заверения. Граждане давно хотят знать, какую экономическую политику реализует президент. И существует ли эта экономическая политика в природе? В связи с этим возникает ряд конкретных вопросов:
Почему до сих пор не принят закон, наделяющий граждан РФ правом приобретения недвижимости в Абхазии? О каких инвестициях. и на каких условиях, идет речь?
Как относится правительство к вопросам аренды и субаренды государственного имущества, ведь государство не получило ожидаемого экономического эффекта. Какие механизмы оптимального решения этого вопроса предлагается властями: продажа объектов арендаторам, акционирование или что-то еще?
Главный экономический ресурс страны — это земля. Используется этот ресурс бездарно. Считает ли президент необходимым разработать и ввести механизм продажи права аренды земли? (не путать с продажей земли!).
Отменив закон РА «Об иностранных инвестициях» в частности его льготную часть, разве мы серьезно не снизили инвестиционную привлекательность государства?
Какие отрасли экономики должны быть приоритетными?
До сих пор нет понимания, как эффективно использовать транспортную инфраструктуру - аэропорт, железную дорогу, морские порты.
Будет ли принят и когда, закон «Об особых экономических зонах»?
Как развивать человеческий капитала? Будут ли учебные заведения страны выпускать специалистов в жесткой привязке к потребностям экономики?
Какие конкретные шаги предпринимает правительство страны для развития малого и среднего бизнеса?
Что понимается под изменением существующей кредитно-банковской системы? Речь идет о создании условий для функционирования иностранных банков в Абхазии?
Почему до сих пор не разработана и не внедрена система, при которой возможен лизинг техники, сельскохозяйственных машины и оборудования?
Очевидно, что большие возможности заложены в концессионных соглашениях. Какая ведется работа в этом плане?
В стране удручающее состояние энергохозяйства. Нужны инвестиции или концессии в восстановление перепадных ГЭС, СухумГЭС, развитие альтернативных источников энергии. Какие конкретные планы для восстановления этой отрасли имеются в правительстве?
Вопрос добычи нефти на шельфе. Вокруг этого много разговоров и шума. Мировая практика показывает достаточно высокую безопасность добычи нефти с помощью платформ. Ориентировочный запас нефти на абхазском шельфе равен 80 млн тонн. Добыча, по самым оптимистичным прогнозам, может начаться в 2020 - 2021г.г. Месторождение находится на расстоянии 70 км от берега. Добыча рассчитана на 40 лет по 2 млн тонн в год. Даже при цене 60 $ за баррель, в виде налогов мы будем получать ежегодно 150 млн $. Это вдвое больше нашего бюджета. На сегодня иной альтернативы получения больших финансовых средств за счет природных ресурсов пока нет, (за исключением всем известной фантастической по содержанию темы продажи пресной воды).
Мои оценки обусловлены тем обстоятельством, что у руководства Абхазии траны отсутствуют идеи и реальные проекты, с помощью которых они смогли бы реализовать потенциал страны, о необходимости которого, они так часто и громко говорили.
Очевидно, что решение социальных проблем напрямую связано с экономическим потенциалом страны и умением управлять ею эффективно. В этом вопросе у нас, к сожалению, абсолютный провал. Предвыборные обещания, связанные с повышением заработной платы, пособий и пенсий не выполнены. Вот и получается грустная картина.
- Как вы оцениваете российско-абхазские отношения на данном этапе?
А. Бжания: Всегда считал и считаю, что потенциал наших отношений безграничен. Стороны, в частности абхазская, должна действовать более динамично генерировать новые идеи и проекты, воплощать их в реальные дела на благо наших народов. Необходимо придать новый импульс межпарламентским, межведомственным связям, бизнес-контактам, взаимодействию в социальной и гуманитарной сферах. Такой уровень взаимодействия соответствует интересам граждан.
В то же время из заявлений некоторых государственных деятелей Абхазии складывается впечатление, что по ряду ранее достигнутых экономических соглашении с РФ появились противоположные точки зрения.
- В последнее время можно слышать много разных мнений по поводу межведомственного соглашения о создании Информационно-координационного центра органов внутренних дел Абхазии и России. У общества повышенный интерес к этой проблеме. Как вам видится решение данного вопроса?
А. Бжания: Да, в обществе наблюдается повышенный интерес к этой проблеме. В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 53 Конституции, президент РА определяет основные направления внешней политики и подписывает межгосударственные договоры. К сожалению, не так много стран признали Абхазию. Тем более, что РФ является единственным стратегическим партнером Абхазии. В связи с этим, президент и его администрация, с учетом значимости этого соглашения, обязаны предложить парламенту на рассмотрение свой вариант. Несмотря на то, что времени было более чем достаточно, этого еще не произошло.
Складывается впечатление, что президент хочет переложить свою ответственность на кого угодно, лишь бы самому иметь пространство для маневра. На мой взгляд, это не тот случай! В связи с этим хотел бы напомнить президенту высказывания некоторых великих государственных деятелей.
П. Столыпин: «Для лиц, стоящих у власти нет греха большего, чем малодушное уклонение от ответственности... И эта ответственность величайшее счастье моей жизни».
У. Черчилль: «Цена величия – ответственность»
Также хочу привести пример из недавнего прошлого Абхазии, когда Б.В. Адлейба, будучи руководителем страны, на всенародном сходе в селе Лыхны в 1989 году, взяв на себя ответственность, первым поставил свою подпись под Обращением народа.
У меня была возможность ознакомиться со ст. 10 договора между РА и РФ «О союзничестве и стратегическом партнерстве». Задачи и полномочия совместного ИКЦ изложенные в данной статье, на мой взгляд, не противоречат нашему законодательству и не ограничивают суверенитет Абхазии. Сторонам необходимо договориться по количественному составу ИКЦ, вопросам организационного и материально-технического обеспечения.
- Каково ваше мнение, почему в Абхазию все еще не поступает российская финансовая помощь, предусмотренная Инвестпрограммой на 2015 – 2017 гг.?
А. Бжания: Российская Федерация четко выполняет все договорные обязательства. Ежемесячно в Абхазию на выплату пенсий поступает более 200 млн рублей. Также исправно поступают деньги на бюджетное финансирование Минобороны, МВД, СГБ, ГСО и других организаций. Что касается того, почему не финансируются объекты инфраструктуры и Инвестпрограммы, то лучше об этом спросить у президента. Гадать на кофейной гуще я не могу. А сформулировать достаточно точную причину невозможно при таких разнящихся заявлениях президента и премьер-министра. Можно только предположить, что абхазские власти сделали все для того, чтобы выглядеть ненадежными партнерами.
- Как вы относитесь к идее перехода к смешанной избирательной системе? Какова Ваша позиция по вопросам Конституционной реформы?
А. Бжания: Буквально на днях я принимал участие в обсуждении этого вопроса в парламенте. В настоящее время в нашем Фонде идет изучение материалов, подготовленных специалистами Парламента.
Наши предложения и отношение к этой идее мы озвучим после детального изучения всех вопросов, имеющих отношение к этой проблематике.
- С кем сотрудничает Фонд «Апра»? Какие общественные и политические объединения вам близки по духу?
А. Бжания: Политическая партия «Амцахара» и общественная организация «Женщины в политике».
Источник: Абхазия-Информ»
Просмотров: 7283
Дата публикации: 02.08.2015 г.
Вернуться к списку новостей