- Сегодня многие говорят о внедрении в аграрный сектор экономики принципов государственно-частного партнерства. Хотелось бы услышать суть этой идеи.
- Сразу скажу, что мы не выдаем кредитов. Заключив договор с потенциальным фермером, ставим ему на участок бизнес под ключ. Проанализировав очень много удачных примеров, мы попытались разобраться, почему проекты, связанные с сельским хозяйством, не всегда успешны. На мой взгляд, нам удалось разобраться, в чем формула успеха проекта. Суть в следующем. В центре всей этой организации, будет управляющая компания, которая будет заниматься не только заключением договоров и установкой теплиц. Речь идет о полном комплексе услуг. Условно, я бы разделил функционал УК на девять этапов:
1.Заключение договора, и юридическое сопровождение.
2. Поставка и монтаж тепличных конструкций, и систем орошения.
3. Подготовка грунта, и анализ почвы в течение всего вегетационного периода.
4. Выращивание качественной рассады и поставки в эти хозяйства.
5. Консультации по технологии выращивания .
6. Организация защиты растений биологическими методами.
7. Расчет количества удобрений.
8. Выявление болезней и применение мер по их ликвидации.
9. Организация забора продукции до терминала и сортировка, хранение и продажа.
Такой системный подход, когда государство контролирует на всех этапах всю программу, позволит получить результат.
- Есть ли у государства деньги на реализацию этого проекта?
- В нашем комплексном плане есть статья, которая заложена на развитие предпринимательства, и мы должны согласовать с нашими российскими коллегами этот вопрос. Математика этого проекта позволяет нам надеяться, что у нас все получится, и мы получим хороший экономический эффект. Поэтому я думаю, что вопрос финансирования будет решен положительно.
- Вы говорили, что в этом проекте речь идет об объедении 100 крестьянских хозяйств Абхазии в единый союз. Можете пояснить, о чем здесь идет речь?
- Большие продовольственные компании, как правило, становятся успешными, когда они объединяют большое количество небольших фермерских хозяйств. Смысл в том, что для небольшого производителя шансы попасть на прилавок в крупные сети, равен практически нулю. Самое главное не только произвести продукт, его надо сохранить, и грамотно реализовать.
Речь идет о том, что, порядка ста тепличных хозяйств будут объединены под одним брендом в этой управляющей компании. Более того, они будут совладельцами в управляющей компании. Потому что, если наш фермер не будет чувствовать свою сопричастность, есть большая вероятность, что после того как его финансово-кредитные отношения будут закрыты с управляющей компанией, то он предпочтет этим заниматься сам. И реализовывать свой товар не через управляющую компанию, а на свободном рынке. Поэтому, как только мы объединим наших фермеров в одну большую корпорацию, наши шансы выйти на внешний рынок очень сильно возрастут.
- А как вы собираетесь выходить на российский рынок и конкурировать с другими брендами? Ведь чтобы занять конкретную нишу, нужны огромные расходы на рекламу и продвижение.
- У нас уже были проведены предварительные переговоры с различными российскими сетями, и они готовы с нами работать , более того есть договоренности подписании предварительных контрактах и договоров. К тому же у нас есть ряд преимуществ, которых нет у других западных российских партнеров. Прежде всего, это договор о союзничестве и стратегическом партнерстве, благодаря которому на товары, произведенные в Абхазии, Россия не вводит никакие дополнительные таможенные платежи. Так же у нас большие преимущества по логистике. А о конкуренции, могу сказать, что у нас сейчас есть уникальный шанс. В России много говорят об импортозамещении, а у нас есть возможность занять нишу, которая освободилась, после того как Россия ввела ответные санкции, применив их к Европейским странам. Кстати, на мой взгляд, мы совершенно напрасно забываем о нашем внутреннем рынке, количество гостей Абхазии растет год от года, и я уверен, наш местный, качественный и органический продукт будет очень востребован. В любом случае, у меня нет сомнений, что у нас все получится. И я смотрю на это все с большим оптимизмом.
- Возвращаясь к нашим фермерам. Все- таки, по какому принципу их будут выбирать для сотрудничества?
- Безусловно , будет рекламная компания, где мы будем разъяснять принципы работы, и приглашать к сотрудничеству наших сельчан. А принцип отбора будет один. Нужно желание и наличие у нашего потенциального фермера наличие приусадебного участка в тысячу квадратных метров. И нам будет достаточно общения с этим гражданином, чтобы принять решение. Он должен жить на своей земле, где у него есть приусадебный участок и на этом участке мы установим ему теплицу, и он будет трудиться там сам. Математика проекта позволяет надеяться, что через полтора года участвуя в этом проекте, он уже полностью рассчитается с управляющей компанией, и после этого, его доходы возрастут.
- В республике уже функционируют сельхоз объекты - овощехранилище и садовые насаждения. Программа предусматривает и их объединение в единое целое?
- Я не сторонник какого-то насильственного объединения, хотя думаю, что произойдет следующее. После того как заработает управляющая компания и наши граждане увидят, что все работает, есть гарантированный спрос, продажа и заработок - все эти граждане будут обращаться в нашу управляющую компанию. И я не вижу никаких преград, чтобы компания занималась еще и этими культурами. Более того, мы намерены и дальше заниматься серьезным развитием и расширением ассортимента этого проекта.
Интервью взяла Стелла Адлейба