Новая власть должна приложить усилия для возрождения Абхазской Православной Церкви
З А Я В Л Е Н И Е
В последнее время обстановка вокруг церковного вопроса вновь обостряется, что может осложнить и без того непростую ситуацию в стране. Хотя наше общество давно определилось в своей социально-политической ориентации, но правовое положение православной церкви в Абхазии все еще остается неопределенным.
Грузино-абхазская война, как известно, прервала духовную связь между православными верующими Абхазии и Грузии. В этой войне Грузинская православная церковь (ГПЦ) поддерживала агрессора против своих единоверцев из Абхазии. Тем самым ГПЦ лишила себя права на окормление православных верующих Абхазии.
Абхазия и Грузия и сегодня находятся в состоянии войны. В этих условиях православные верующие Абхазии не могут вернуться в лоно ГПЦ. Единственным выходом из этой ситуации является восстановление автокефальной Абхазской православной церкви (АПЦ), какою она была на протяжении тысячелетия. В понимании необходимости восстановления АПЦ наше общество едино, о чем свидетельствуют, в частности, более 70-ти тысяч подписей граждан республики.
Едины в этом вопросе и абхазские священники, но лишь на словах. На деле же они разошлись. Одни из них провели (2011г.) Церковно-Народное Собрание, на котором было принято решение о выходе из ГПЦ и учреждении независимой от нее епархии – Священной Митрополии Абхазии (СМА). Среди православных церковных организаций Абхазии СМА - единственная, которая зарегистрирована в Министерстве юстиции РА. Но она не признана православным церковным сообществом.
Другая группа священников во главе с о. Виссарионом, заверяя общество в независимости АПЦ от ГПЦ, уповает на то, что вопрос о православной церкви в Абхазии будет решаться патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Но эти слова ничем не подкреплены. Патриарх Кирилл уже не раз заявлял, что Абхазия должна оставаться частью канонической территории ГПЦ. Широкой общественности в этих условиях остается лишь гадать, как будет решаться данная проблема.
Недоумение вызывают и некоторые действия о. Виссариона, как главы епархии. Он позиционирует себя, как «зам. управляющего» АПЦ, но личность управляющего при этом остается до сих пор анонимной. К тому же такой должности в номенклатуре церковной практики нет. Да и АПЦ, как таковая, не зарегистрирована в Минюсте РА и не значится в государственном реестре. Непонятным остается и то, как он может руководить АПЦ, будучи клириком ГПЦ. Правда, священник часто уверяет, что вышел из ГПЦ. Если это так, то клириком какой церкви он является?
Усилия о. Виссариона и отдельных его сторонников, судя по всему, направлены не столько на решение правового положения православной церкви в Абхазии, сколько на присвоение церковного имущества. Этим объясняются их попытки вывезти орган из Пицундского храма, изгнать из Афонского монастыря священников СМА, как «запрещенных». Между тем священники СМА запрещены не по решению церковного суда, а на основании тайных и письменных донесений. Действуя в этом направлении, они теперь лоббируют свои корпоративные интересы в Народном Собрании (Парламенте) РА и добиваются изменения действующего закона с тем, чтобы представляемая ими организация могла стать по праву единственным собственником церковного имущества.
Очевидно, подобные деяния трудно совместимы с саном священника и подрывают основы самой православной веры. Лишь тот может стать духовным отцом нации, кто обладает безупречным моральным обликом, глубокими и масштабными знаниями о современном мире. По крайней мере, он должен стремиться к высоким духовным ценностям и вести соответствующий им образ жизни.
Непрекращающаяся распря среди священников будоражит не только православных верующих. Она тормозит формирование церковного института и выполнение им своей духовной миссии в жизни общества. В этих условиях действующая власть не может оставаться сторонним наблюдателем. В свое время первый президент В.Г.Ардзинба четко определил в соответствии с конституцией страны и ее национальными интересами позицию светской власти по церкви. Надеемся, что новая власть, следуя сложившейся политической традиции, приложит усилия, направленные на возрождение Абхазской Православной Церкви и усиление ее роли в духовной жизни общества.
Депутаты Верховного Совета – Парламента РА 1991-1996 гг.:
1. Гурджуа В.Т.
2. Дамениа О.Н.
3. Джинджолия К.К.
4. Лакоба С.З.
5. Пилия Д.Ч.
05 июня 2015г. г. Сухум
Источник: Апсныпресс
Просмотров: 3151
Дата публикации: 05.06.2015 г.
Вернуться к списку новостей