Темур Надарая: «Куда ни копни, везде проблемы»
Темур Надарая: «Куда ни копни, везде проблемы»
Елена Заводская
24.02.2015 22:07
В ноябре 2014 года в Галском районе Абхазии сменился глава районной администрации – им стал в прошлом оппозиционер, заместитель председателя общественной организации ветеранов войны «Аруаа» Темур Надарая. Уроженец села Моква Очамчырского района, во время Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 г.г. он был заместителем командира Гагрского батальона. Кавалер ордена Леона. После войны был командиром военной части, преподавал на военной кафедре Абхазского государственного университета. Темур Надарая рассказал нам о том, как обстоят дела в Галском районе.
Елена Заводская: Темур, расскажите, пожалуйста, о положении в районе, какие проблемы наиболее острые?
Темур Надарая: Куда ни копни, везде проблемы. Это то, что связано с инфраструктурой, – что дорожной, что энергетической, что любой другой. Надежда на то, что у нас трудолюбивое население, которое умеет обрабатывать землю. В то же время население очень стареет. Население Галского района сегодня 31 тысяча человек, семь тысяч из них – пенсионеры. Экономически активному населению, которое не занимается своим приусадебным участком, кроме бюджетных мест найти работу где-то очень трудно, высокий уровень безработицы, особенно в городе. Городское население – более снми тысяч человек, 24 тысячи человек живут в селах. Всего 18 сел. Ситуация в селах разнится. Есть очень бедные села, например, село Приморское и Гудаа, в Гудаа осталось около 70 человек, все они преклонного возраста. Они находятся в особенно сложных социально-экономических условиях. Мы предпринимаем все от нас зависящее, чтобы облегчить жизнь этим престарелым людям. Например, каждую неделю машина скорой помощи с лекарствами и медиками выезжает туда, независимо от того, вызывали ее жители или нет. Измеряют давление, смотрят за ними, если есть какие-то просьбы, стараются их выполнить. Дорога там в ужасном состоянии. Мы недавно слегка ее подремонтировали, но это капля в море. Дорога состоит из выемок, куда машина может заехать и по самые фары загрузиться в грунтовые воды.
Е.З.: Есть ли какие-то перспективы улучшить эту ситуацию?
Т.Н.: Мы надеемся, что в этом году с помощью Дорожного фонда проведем определенные работы, которые улучшат состояние дороги, хотя положить асфальт мы там возможности не имеем. В городе дороги приведены в порядок, и трасса Очамчыра-Ингур в хорошем состоянии, но у нас нет ни одного села, где бы дорога ремонтировалась или проводился капитальный ремонт. В этом году планируется капитальный ремонт дорожного покрытия Хиацха-Печора. Это более 30 километров дороги четвертой категории, она является стратегической.
Е.З.: Что даст району ремонт этой дороги?
Т.Н.: Экономическое и стратегическое обоснование заключается в том, что дорога проходит вдоль государственной границы, по ней двигаются все наши силовые структуры: таможенники, пограничники, российские пограничники, которые обеспечивают охрану государственной границы. Эта дорога проходит через пять сел с населением более восьми тысяч человек. После ремонта этой дороги мы будем иметь возможность сделать автобусное сообщение с селами Нижней зоны регулярным и ежедневным, мы сможем запустить городской рынок не в определенные дни недели, а каждый день. Можем закрыть пограничные переходы в Нижней зоне и весь поток перевести на центральную дорогу на Ингур и на центральный КПП. Это позволит нам проводить более качественный досмотр, чтобы границу не пересекали контрабандные грузы, а также регулировать поток людей, проходящих через государственную границу. Нам надо решить вопрос с теми жителями, которые проживают на границе. У нас около сорока домовладений, через приусадебные участки которых проходит государственная граница. Есть такие дома, в которые заходишь в Абхазии, а выходишь через калитку в Грузию. В следующем году нам необходимо выдать людям компенсацию, предложить другое жилье, а это жилье снести, потому что в таких условиях, как сейчас, контролировать государственную границу невозможно.
Е.З.: Делается ли что-то российской стороной для укрепления абхазо-грузинской границы?
Т.Н.: Я лично очень высоко оцениваю службу, которую несут российские пограничники. С их приходом граница стала походить на границу. Они оборудовали инженерные заграждения, перекрыли десятки, а, может быть, и сотни мест, где через реку вброд переходили жители, нарушая государственную границу. Их присутствие является стабилизирующим фактором.
Е.З.: Какие еще проблемы волнуют вас и требуют решения?
Т.Н.: Необходимо решить проблемы водоснабжения сел. Особенно эти проблемы стоят остро в Нижней зоне из-за того, что грунтовые воды подходят близко к поверхности. В советское время здесь проводили определенные работы по осушению. Фактически эти села находятся в болотистой местности, и питьевая вода непригодна. Раньше она подавалась из единой системы, которая сейчас разрушена и не работает. Нужны скважины, которые дают хорошую питьевую воду. Мы будем проводить работы по реанимации некоторых скважин и постараемся наладить подачу качественной воды населению. Для этого выделено 37 миллионов рублей из средств российской финансовой помощи. Мы собираемся обеспечить водой город Галл, и подать ее в самое большое село Хьацха (Чубурхиндж).
Е.З.: На какие еще проекты выделены средства?
Т.Н.: Мы должны привести в порядок подвалы жилых многоэтажных домов. На это выделено 10 миллионов рублей. Эти подвалы во многих домах затоплены, канализация нарушена. Мы также проводим работы своими силами и за счет своего бюджета по благоустройству города, приводим в порядок парки, убираем мусор, потому что свалки хаотично образовались в городе во многих местах.
Особые проблемы у нас в сфере образования, в школьных и дошкольных учреждениях. Это выражается в том, что в очень многих школах дети учатся по учебникам, которые издаются в Грузии. Они несут идеологию грузинской стороны и их видения решения вопроса Абхазии и процессов, которые проходили здесь. Гальских детей они собираются воспитать патриотами Грузии, которые будут, когда вырастут, бороться за восстановление территориальной целостности Республики Грузия. Тот факт, что большинство окончивших эти школы едут учиться в Тбилиси и в другие города Грузии, говорит о том, что идеологически мы во многих селах проигрываем.
Е.З.: Что, по-вашему, надо сделать, чтобы изменить эту ситуацию?
Т.Н.: Нам надо принять государственную программу и расписать в ней те меры, которые мы должны предпринять в Галском районе, чтобы будущие поколения воспитывались в духе любви к Абхазии и к абхазской государственности. Я не специалист и не эксперт по образованию, но я прекрасно понимаю, что мы должны максимально оградить наши учебные заведения от влияния Грузии. Мы должны постараться вывести население Галского района из информационного пространства Грузии, потому что это не столько информационное пространство, сколько идеологическое, предложив им альтернативу. Для этого мы будем в Гале в этом году формировать местный телевизионный канал, который будет вещать на русском, абхазском и мегрельском языках на территории Галского района. Это даст нам обратную связь с населением и возможность противодействовать той идеологической обработке, которая проводится со стороны Грузии.
Эхо Кавказа.
Источник: Темур Надарая: «Куда ни копни,
Просмотров: 10358
Дата публикации: 24.02.2015 г.
Вернуться к списку новостей