Не может быть независимого государства без собственной экономики
Не может быть независимого государства без собственной экономикиСонер Гогуа – вице-президент ТПП РА, бизнесмен, председатель Делового Совета "Абхазия-Турция". С 1994 года занимается предпринимательской деятельностью в Абхазии.
Об инвестиционном климате и о перспективах экономического развития Абхазии рассказал в интервью Sputnik вице-президент Торгово-промышленной палаты Абхазии Сонер Гогуа.
— Сонер Неджемович, как предприниматель, с одной стороны, и вице-президент Торгово-промышленной палаты, с другой, как бы Вы охарактеризовали инвестиционный климат в Абхазии? С какими проблемами сталкивается иностранный инвестор в Абхазии? И как государство реагирует на возникающие проблемы?
— Пока невозможно говорить о каких-либо значительных инвестициях в нашу экономику. И с российской стороны, с которой у нас установлены дипломатические отношения, подписаны многочисленные соглашения, пока нет особых вложений. Все время речь идет о получении помощи, кредитов. Конечно, это для нас большая поддержка. Нам, как независимому государству, не хватает своей независимой экономики, национального производства, которые мы должны развивать. Наш менталитет во многом мешает. Мы привыкли к тому, что за нас все время кто-то решает.
Но ни в России, ни в другой стране за нас решать уже никто ничего не будет. Все свои проблемы должны решать мы сами и сами должны развивать свою экономику.
Было подписано соглашение между Абхазией и Россией, между нашими таможенными комитетами о режиме торговли, которое дает нам возможность все товары, которые мы производим в Абхазии, без таможенной пошлины отправлять в РФ. Это очень важный договор для производителей. Между Турцией и Россией торгово-экономический объем около 40 миллиардов долларов, и ежегодно эта цифра растет. В ближайшее время ожидается увеличение до 60-80 миллиардов долларов. Какую-нибудь часть этой торговли мы могли бы пропустить через Абхазию по этому договору. Сегодня турецкие производители текстиля, продуктов питания, строительных материалов, отправляя товары в Россию, платят очень большие таможенные пошлины. Если бы турецкие производители имели те же цеха и заводы в Абхазии, производили бы товар здесь, они могли бы беспошлинно отправлять его в Россию. Это было бы выгодно и турецким бизнесменам, и Абхазии, и России. Соглашение вступает в силу с 1 января 2015 года, и надо к этому готовиться, потому что речь идет о двустороннем освобождении от таможенных пошлин. То есть таможенной пошлиной также не будут облагаться товары, ввозимые в Абхазию из России. Наш бюджет получал немаленькую сумму от импорта российских товаров, облагаемых таможенной пошлиной. Получается, что сегодня мы не готовы использовать выгоды от этого соглашения, а потери от отмены таможенных пошлин будем нести.
Для инвесторов интерес к стране, прежде всего, заключается в ее политической и экономической стабильности, чего, к сожалению, на сегодняшний день у нас нет.
Для любого инвестора очень важен рынок, куда он может реализовать свой товар. Абхазский рынок не очень большой, но у нас есть близость к российскому рынку. Однако для турецкого или любого другого инвестора у нас непонятная система: как производить здесь товар, как документально правильно его оформить и отправить в другое государство. Бюрократия создает нам большие проблемы. Инвестор должен иметь возможность оперативно получить всю необходимую ему информацию, для того чтобы четко рассчитать рентабельность бизнеса, а также пути и механизмы доставки товара до российского потребителя. А сегодня приходится обращаться в различные инстанции и собирать информацию по крохам.
С другой стороны, для того чтобы начать бизнес, нужна территория. Недавно сюда приезжала группа бизнесменов, хотели построить торговый центр ближе к границе. Мы не нашли ни одного свободного участка. По закону уже давно можно расторгнуть договоры аренды с теми арендаторами, которые ничего не производят на арендованном объекте. Но это не делается. После войны осталось много разрушенных зданий, но доступа к ним никто не имеет. В администрации не заинтересованы в сносе этих зданий, чтобы площадку предоставить инвесторам. Потому что, если снести здание, в аренду можно будет передать только землю, а если там стоит здание — его можно продать.
— Что нужно предпринять для повышения инвестиционной привлекательности Абхазии?
— Мы должны изучить по пунктам, что нужно инвесторам. Есть такое понятие как организованная промышленная зона. Администрация выделяет участок, решает все коммунальные вопросы, подготавливает площадку "под ключ" для бизнеса и потом передает ее инвесторам.
Недавно был принят закон об инвестициях, а что в этом законе мы даем инвесторам? Налоговые льготы — это хорошо для инвестора, но этого недостаточно для того, чтобы решить все его проблемы. Сегодня со всеми вопросами инвестор обращается в Министерство экономики, и оно должно решать вопрос инвестиций, поднимать национальное производство, банковскую систему наладить, развивать туризм и сельское хозяйство, торговлю. Одно министерство заниматься всеми этими вопросами не может.
Хорошим решением стало бы создание Министерства инвестиций и торговли, которое изучит ситуацию, разработает предложения по реформированию законодательства, будет предлагать инвестиционные программы и проекты, привлекать, помогать и контролировать инвесторов.
Торговый оборот с РФ у нас составляет около 400 миллионов долларов. С Турцией — около 100 миллионов долларов, но у нас большой потенциал развития торговых отношений. Серьезные турецкие компании готовы инвестировать в Абхазию. Основные сферы, интересующие турецкий бизнес: текстиль, овощи, фрукты, стройматериалы, мебель, бытовая техника, туризм, в том числе зимний. У бизнесменов есть свободные деньги, но чтобы их заинтересовать, нужно иметь готовые проекты. Бизнесмен должен видеть, сколько денег он должен вложить, сможет ли он застраховать риски, каковы государственные гарантии, каково участие самого государства в этом проекте, срок окупаемости проекта и. т.д. К сожалению, у нас нет ни одного подобного проекта.
Мы говорим, что у нас невысокие налоги, но у нас налоговая система непонятная. Почти все предприниматели ведут двойную бухгалтерию. Правительству очень тяжело контролировать предпринимателя, себестоимость производимого товара, продажные цены, посчитать чистую прибыль и обложить налогом. Весь мир уже переходит на другую систему. Налоги рассчитывают с оборота, который в свою очередь можно рассчитать с помощью таможенных органов, фиксирующих объем завезенного сырья. Нам тоже нужно реформировать налоговое законодательство.
— Как, на Ваш взгляд, отразится подписание договора с Россией "О союзничестве и стратегическом партнерстве" на активности частных инвесторов?
— Пока не знаю, как скажется подписание договора с РФ. За последние годы не так много российских компаний пришли в Абхазию. Серьезные российские компании не будут вкладывать в Абхазию, пока тут не будет системы страхования и четко функционирующей банковской системы. Но в соответствии с подписанным договором у России и Абхазии будет скоординированная внешняя политика, будут решены вопросы безопасности, и это должно положительно сказаться на российских инвестициях, так как теперь российская сторона уверена, что помогает развитию стратегического союзника.
— Как Вы оцениваете роль национальных инвесторов в экономике РА?
— Что касается национальных инвесторов, их можно назвать героями, потому что после войны, не имея денег, не имея опыта ведения бизнеса, они создали предприятия и сейчас платят налоги и формируют государственный бюджет. И в попытках привлечь иностранных инвесторов мы не должны забывать о своих собственных, у которых также много проблем. Сейчас есть и объединения предпринимателей, и ТПП, но необходимо углубление диалога между правительством и бизнесменами. Выявляя проблемы предпринимателей, правительство сможет своевременно их устранять, что положительно будет сказываться на развитии экономики.
— Какие наиболее перспективные сферы экономики для инвестиций Вы бы выделили?
— Нам необязательно производить большой спектр продукции. Например, Армения производит рыбу и коньяк в огромных количествах и продает на международный рынок, и на этом держится вся их экономика. А что есть у нас? Мандарины, вино, аджика. Но кроме вина, мы не можем дать объемов достаточных для того, чтобы с нами заключали долгосрочные контракты. Нормальный предприниматель не будет отказываться от налаженных каналов поставки ради наших небольших и нестабильных объемов. Другой вопрос, почему наши предприниматели не могут наращивать объемы производства? Потому что у нас нет налаженной банковской системы. Сегодня нет ни одного банка, способного кредитовать реальные проекты. Недавно премьер-министр сказал, что будет создан инвестиционный фонд в России, который будет поддерживать проекты в Абхазии. Но наши предприниматели не знают никаких подробностей об этом.
Помимо сельского хозяйства и туризма, перспективными направлениями развития экономики являются торговля и транзит. У нас есть три морских порта, а также аэропорт, и если они начнут полноценно функционировать, то можно через них направить часть товарооборота между РФ и Турцией, так как морские порты юга России сильно перегружены. Открытие железнодорожного сообщения через Абхазию и Грузию, открытие дороги на Северный Кавказ также позволит зарабатывать на транзите.
У нас огромная демографическая проблема, надо дать людям возможность зарабатывать деньги, чтобы зарабатывало государство. Не может быть независимого государства без собственной экономики. В любом случае, нам нужно долгосрочное планирование, чтобы быть готовыми к завтрашнему дню.
Добавил: Admin
Источник: sputnik-abkhazia
Просмотров: 2353
Дата публикации: 31.12.2014 г.
Вернуться к списку новостей
Источник: sputnik-abkhazia
Просмотров: 2353
Дата публикации: 31.12.2014 г.
Вернуться к списку новостей