Экс-министр юстиции Абхазии Людмила Ходжашвили опровергает информацию Генпрокурора РА Алексея Ломия
Экс-министр юстиции Абхазии Людмила Ходжашвили опровергает информацию Генпрокурора РА Алексея Ломия о том, что в 2008 году Минюст перерегистрировал новый устав госкомпании «Черноморэнерго».
5 декабря на пресс-конференции Генпрокурор Алексей Ломия заявил, что в 2008 году в Минюсте РА проводилась перерегистрация всех юридических лиц, в том числе и ГК «Черноморэнерго». По словам Ломия, «по распоряжению президента Сергея Багапша проводилась перерегистрация всех юридических лиц в Республике Абхазия. Тогда в министерство юстиции, возглавляемое в то время Людмилой Ходжашвили, был представлен и зарегистрирован новый устав ГК «Черноморэнерго», из которого вдруг почему-то выпали две структуры – ИнгурГЭС и перепадная ГЭС-1, которые вырабатывают в год 3900 млн кВтч электроэнергии и являются основным источником энергообеспечения республики».
Экс-министр юстиции уточнила, что в 2000 году Минюст впервые зарегистрировал Устав госкомпании «Черноморэерго, на основании приказа №119 от 19.09.2000г.
В 2002 году ИНГУР ГЭС и Каскад перепадных ГЭС-1 были зарегистрированы в минюсте, как структуры ГК «Черноморэнерго» (приказ №76 от 11.06.2002г).
Однако в 2007 году, эти две структуры не прошли перерегистрацию. В связи с не представлением в установленном законом порядке сведений о юридическом лице, для внесения в Единый госреестр.
Приказ Минюста №200 от 29.12.2007г.г. на основании п.3 ст. 30 закона РА «о Государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Ходжашвили заявила, что министерства юстиции не в компетенции определять структуру объектов регистрируемой госкомпании, если они не указаны в уставе. Ведомство самостоятельно представляет структуру в Кабинет Министров, а затем этот список утверждается постановлением правительства.
Экс-министр юстиции отметила, что, в отличие от Генпрокуратуры, Минюст не является надзирающим органом и не занимается вопросами инвентаризации хозяйствующих структур. Минюст на основании представленных документов осуществляет регистрацию юридических лиц и вносит их в реестровую книгу, а также выдает свидетельство о регистрации в сроки, определённые законом.
«Ко мне никто из Генпрокуратуры не обращался, а посему я и не давала никому никаких «внятных или невнятных» объяснений по этому поводу», - сказала она.
ЗАЯВЛЕНИЕ группы адвокатов
05.12.2014 г. на АГТРК была показана пресс-конференция Генерального прокурора РА А.Ломия.Мы, адвокаты, защищающие интересы своих доверителей крайне возмущены высказываниями Генерального прокурора А.Ломия.
Первое лицо высшего надзорного органа нашей страны позволило себе высказывания, которые не соответствуют никаким требованиям закона. Им были проигнорированы, в первую очередь, нормы Конституции РА, Закон РА «О прокуратуре РА», Уголовно процессуальный закон и другие законы РА. Действия Генпрокурора можно расценивать двояко: либо это незнание им действующих законов РА, либо это умышленное нарушение законов РА. Иначе, как объяснить тот факт, что за время трехчасовой пресс–конференции Генеральный прокурор ни разу не упомянул ни одной статьи, ни одного закона.
Согласно ст. 37 УПК РА, в которой перечисляются полномочия прокурора, исключается и не дает ему право выступать с такими высказываниями, которые имели место на пресс-конференции. Напротив, прокурор обязан в соответствии со ст.6 УПК РА защищать личность от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения и ограничения прав и свобод личности.
Согласно ст. 22 Конституции РА в Абхазии действует принцип презумпции невиновности, который никто не отменял. Данный принцип также закреплен и в ст.14 УПК РА.
Презумпция невиновности является общепризнанной гарантией прав человека и закреплена во многих международно-правовых актах, например, в ст. 11 Всеобщей декларации прав человека, в ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах.
При этом, презумпция невиновности действует не только в отношении обвиняемого, но также и в отношении подозреваемого и любого иного лица.
Любые публичные утверждения о виновности лица, либо изложение аргументов, намекающих на привлечение лиц в будущем к уголовной ответственности, являются нарушением принципа презумпции невиновности.
Принцип презумпции невиновности основан на уважении неприкосновенности личности.
Достаточно внимательно прочесть вышеуказанные статьи, чтобы понять, что должностное лицо не вправе говорить об обвиняемом или о подозреваемом как о преступнике, пока его вина не доказана вступившим в законную силу приговором суда.
Генеральным прокурором РА была нарушена и ст.9 УПК РА, которая запрещает унижать честь и достоинство участников уголовного судопроизводства. Смысл данной статьи заключается в том, что никто не имеет права распространять сведения, порочащие доброе имя человека до тех пор, пока приговор не вступит в законную силу.
Высказывания Генерального прокурора РА можно рассматривать как действия, унижающие честь и достоинство гражданина.
Рассказывая об уголовных делах связанных с ЮСК, РУП «Черноморэнерго», так называемом паспортном деле и др. он « свалил в одну кучу» лиц с различным правовым статусом по этим уголовным делам. Из чего можно сделать вывод, что для Генерального прокурора страны нет разницы между подозреваемым, обвиняемым, свидетелем, потерпевшим. Проводя подобную пресс-конференцию Генпрокурор преследовал иную цель. И абсолютно правильно названа статья одной из журналистов «Сенсации от Генпрокурора». Она вольно или невольно раскрыла суть проведенного мероприятия.
Нарушением презумпции невиновности считается любой аргумент прокурора, намекающий на признание обвиняемого, подозреваемого и иных лиц виновными. Такое заявление Генерального прокурора РА привело к созданию у общественности мнения о виновности В.Матуа, Д.Матуа, Р.Зантария и других работников РУП, глав Администраций и т.д. Соответственно имело место нарушение принципа презумпции невиновности.
Большая часть пресс-конференции была посвящена сотрудникам РУП «Черноморэнерго». Его высказывания в части того, что Генеральной прокуратуре препятствовали в проведении проверки в РУП «Черноморэнерго, не соответствует действительности. Напротив, грубые нарушения в отношении РУП «Черноморэнерго» были допущены со стороны Генеральной прокуратуры РА, на что была подана жалоба. На данную жалобу был получен ответ, который можно назвать не иначе как отписка. Вопиющий факт незаконного удержания работников РУП «Черноморэнерго» в здании так и не был пресечен Генеральным прокурором РА, а немедленную реакцию адвокатов на нарушения, допущенные сотрудниками прокуратуры РА, Генеральным прокурором РА было воспринято как давление.
Что касается незаконного удержания граждан в здании РУП, в первую очередь, немедленно должен был отреагировать Генеральный прокурор РА. Однако, он не только не отреагировал на нашу жалобу, напротив, угрожал адвокатам, что будут возбуждены уголовные дела, не имея при этом в наличии акт прокурорской проверки. Тем не менее, адвокаты не стали реагировать на беззаконие Генерального прокурора РА, сочли нужным проявить уважение, получить заключение прокурорской проверки, а затем реагировать по фактам.
На сегодняшний день работники РУП не имеют на руках даже промежуточные акты, а уголовные дела возбуждаются. Почему об этом ничего не была сказано на пресс-конференции не понятно.
Предложение Генерального прокурора о заключении возможного коммерческого договора между Грузией и Абхазией на использование ИнгурГЭС, не поддается никакой юридической оценке.
Что касается В.Матуа и Д.Матуа, то в отношении них возбуждено уголовное дело. Однако Генеральный прокурор РА позволил себе выйти за рамки Постановления о возбуждении уголовного дела и обвинения, и аргументировал факты изложенные в Постановлении, таким образом, что признал их виновными.
Что касается глав Администраций и начальников милиции, на которых он пообещал возбудить уголовные дела, то здесь Генеральный прокурор бесспорно и однозначно признал их виновными, подробно разложив, к кому может быть применена амнистия или давность привлечения к уголовной ответственности. Из высказываний Генпрокурора РА по данному поводу можно сделать вывод о том, что он давно предрешил судьбу еще невозбужденных уголовных дел.
Согласно ст. 20 УПК РА уголовное преследование – это процессуальная деятельность осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления. Это длительный этап, который включает в себя выдвижение обвинения или подозрения в совершении преступления, его обоснование доказательствами и т.д. Уголовное преследование проводится в соответствии с УПК и они обязательны для всех правоохранительных органов государства. Понятно, что не пройдя все этапы уголовного преследования, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством, никому не дано право голословно обвинять людей в совершении преступления.
Таким образом, мы считаем, что Генпрокурор РА А.Ломия допустил грубые нарушения закона. Лицо, наделенное такой властью, должно идти по пути постатейного соблюдения всех законов, действующих в РА.
При таких обстоятельствах, добиться каких-либо обоснованных ответов на наши жалобы на имя Генерального прокурора РА не представляется возможным, ибо такое его выступление дает повод нижестоящим прокурорам попирать действующие законы РА, в том числе Закон «О прокуратуре РА».
Если бы Генеральный прокурор в контексте своих высказываний хотя бы раз упомянул, что сначала эти дела должны быть рассмотрены судом, то возможно это не расценивалось бы как нарушение им действующего законодательства.
Мы, адвокаты, являясь защитниками интересов граждан РА, не вмешиваемся в деятельность прокуратуры и в процесс следствия, но не можем не отреагировать на пресс-конференцию Генерального прокурора РА, ибо адвокатура обязана защищать интересы граждан - честно, разумно и добросовестно отстаивать права и интересы доверителей (ст. 7 Закона РА «Об адвокатской деятельности и адвокатуре»).
Адвокаты:
Чагава К.Л.
Зарандия И.Ч.
Зантария Р.П.
Скоренко И.
Лазба Ф.А
Гарцкия И.
Барциц А.
Скнарин И
Источник: Экс-министр юстиции Абхазии Лю
Просмотров: 10088
Дата публикации: 10.12.2014 г.
Вернуться к списку новостей