Круглый стол - договору между РФ и РА. Видео полная версия.
Круглый стол - договору между РФ и РА
Аҧсуа телехәаҧшра
Телекомпания Абаза-ТВ
Мнение Депутатов Парламента РА.
Мнение Шамба Сергея Мироновича.
Дискуссия о проекте Договора не должна подменяться эмоциональными оценками
По итогам круглого стола, организованного партией «Амцахара» и общественной организацией «Женщины в политике» 17 октября с.г.
1. Обещанного правового анализа проекта Договора о союзничестве и интеграции не прозвучало.
2. Положительным был сам факт открытой и откровенной дискуссии по вопросам общенационального значения.
3. Никто не спорил с тезисом о необходимости строго соответствия Конституции и незыблемым основам суверенитета Абхазии любых заключаемых международно-правовых документов.
4. В то же время, ощущалась необходимость подведения правовой и экспертно-аналитической базы под утверждения об «ущемлении суверенитета» в результате вступления в силу отдельных положений российско-абхазского Договора. Профессиональная дискуссия не должна подменяться эмоциональными оценками.
5. В целом, есть понимание необходимости серьезной, кропотливой и конструктивной совместной работы, с тем чтобы реагировать на существующие в обществе опасения и выйти на взаимоприемлемый результат, соответствующий дружественным и равноправным российско-абхазским отношениям.
Ираклий Хинтба
Адгур Харазия: "Непреодолимых противоречий нет"
Наше издание начинает открытую общественную дискуссию по поводу проекта Договора, который готовится к подписанию между Россией и Абхазией. Мысли, идеи, предложения самого широкого круга людей. Начнем с комментария вице-спикера парламента Абхазии Адгура Харазия.
Новый договор о союзничестве и интеграции между Россией и Абхазией должен укрепить двустороннее партнерство, не ограничивая при этом суверенитета и прав сторон. Не надо искать в документе злого умысла, угроз суверенитету или посягательств на независимость, нет этого ни с чьей стороны. Надо доработать текст таким образом, чтобы не было разночтений и возможностей для двойственного толкования», - считает Адгур Харазия, комментируя критические замечания к документу в абхазском обществе.
По мнению парламентария, унификация законодательства России и Абхазии, предусмотренная проектом документа, должна способствовать повышению уровня жизни абхазского населения.
- Мы, действительно, отстаем во многих вещах, и Россия хочет нам помочь, вывести Абхазию на российский уровень. Вместе с тем, отдельные положения документа не учитывают абхазский менталитет и требуют корректировки. В частности, назначение командующего Объединенной группировкой войск ВС России и Абхазии в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время должно согласовываться с абхазской стороной. Также, Абхазия не готова к полной унификации своей налоговой системы с российской. Мы хотели бы иметь свое налоговое законодательство, не унифицированное с российским, но при этом хотим создать налоговые льготы для российских инвесторов.
Мы по-разному видим систему образования. ЕГЭ у нас не воспринимается, нас больше устраивает советская система образования. Для нас очень важно сохранить свою самобытность, свою культуру.
Но, нет непреодолимых противоречий. Критичное восприятие в обществе – это наши недоработки, суть таких документов надо разъяснять общественности. Эксперты - с российской и с абхазской стороны поработают и выведут этот документ на необходимый уровень, все шероховатости будут сняты», - считает вице-спикер парламента Абхазии
Адгур Харазия.
sukhum-moscow.ru
Олег Дамения: оснований для эмоциональных оценок договора РФ и Абхазии нет
Директор Центра стратегических исследований при президенте Абхазии Олег Дамения в интервью РИА Новости рассказал о проекте договора о союзничестве с Россией и объяснил, почему этот документ выгоден республике и в чем совпадают интересы Сухума и Москвы.
— В Абхазии началось широкое общественное обсуждение проекта договора о союзничестве и интеграции с Россией. Мнения звучат диаметрально противоположные. Как вы восприняли этот документ?
— Я исхожу из интересов общества, из интересов Абхазии и России. В этом смысле у меня никаких замечаний нет, я не нахожу оснований для эмоциональных оценок или эмоционального подхода. Это серьезный документ, мы должны подойти к нему с точки зрения взаимных интересов, и здесь эти интересы совпадают.
В первую очередь — это проблема безопасности. В сегодняшней геополитической конъюнктуре, со всеми ее сопутствующими трагическими последствиями, не учитывать вопросы безопасности нам просто непозволительно. Это было бы политической близорукостью, и это весьма и весьма опасно.
Это угроза теперь подстерегает нас всех, это вопрос быть или не быть всем нам — и в России, и в Абхазии, и на Кавказе и на всем постсоветском пространстве. И в этих условиях задача Абхазии — определиться не только с тем, чего мы хотим для себя, но и с тем, что мы можем гарантировать своему стратегическому партнеру. Мы прекрасно понимаем, что сегодня такой дееспособной, отвечающей современным требованиям армии у Абхазии нет. Мы это не говорим, но хорошо понимаем. А одним духом сегодня ничего не решить. Поэтому в первую очередь нам необходимо провести действенные мероприятия в сфере нашей безопасности. Это очень важно.
— Меняет ли новый договор текущие социально-экономические реалии — для самой Абхазии и для российско-абхазского сотрудничества?
— В этом проекте экономический блок фактически выпал. Но дело в том, что строить экономику Абхазии на одних российских финансовых вливаниях нельзя. Мы должны сами постараться, чтобы какую-то долю своего бюджета взять на себя. Россия оказывает очень важную помощь в социальной сфере, а мы должны воспользоваться этими возможностями и задействовать собственные средства на другие нужды, создать свою доходную базу. Россия не может быть таким гарантом, чтоб предопределить возможный ход развития всемирной истории, и ни одно государство не может. Поэтому наше общество должно стремиться к самодостаточности, а не к существованию на дотации другого государства.
— Документ предполагает формирование общего экономического и таможенного пространства России и Абхазии, что потребует от абхазской стороны реформирования законодательства по стандартам Евразийского экономического союза. Вы к этому готовы?
— Унификация законодательства не должна никого пугать, это обычная международная практика. Армения на днях вступила в ЕАЭС и тоже взяла на себя обязательства по гармонизации своего законодательства. Единственное, что все это должно идти в соответствии с конституцией, не противоречить ей.
Эксперты считают, что не все положения достаточно проработаны. Но это все частные вопросы, которые должны быть предметом обсуждения специалистов. Здесь нет неразрешимых проблем, здесь мы тоже найдем общий язык.
— При всеобщей поддержке идеи укрепления стратегического российского-абхазского партнерства проект договора нашел и резко негативные отклики в Абхазии. Чем это можно объяснить?
— Абхазы, как и любой народ, конечно, испытывают какие-то страхи коллективного характера. Это с одной стороны. Но есть и такие люди, которые на этих страхах играют. Люди сейчас очень увлечены своими персональными личностными интересами, собственным позиционированием. Я к подобного рода высказываниям очень критически отношусь. К великому сожалению, сегодня интеллектуальный потенциал Абхазии как никогда слаб, он сильно пострадал по сравнению с довоенным. Поэтому на авансцену выходят такие люди, которые своевольно трактуют документ и его значение. Мы пытаемся перевести эту проблему в сферу разума, в сферу прагматизма, рационального осмысления. Нам нужно выстроить правовые и политические взаимоотношения с Россией без всяких эмоций, на основе строгих оценок текущих реалий как в мире, так и на постсоветском пространстве.
Россия представила нам свое видение нового договора, она не требует от нас его безоговорочного принятия. Мы должны выработать свое мнение, как мы сами представляем свои взаимоотношения с Россией. В этом проекте можно кое-что поменять, потому что есть отдельные неточности, но это уже предмет специального экспертного разговора. Ничего страшного в этом нет, это вполне нормальный процесс.
— У вас нет опасений, что Россия пытается превратить Абхазию в субъект федерации?
— Здравомыслящих людей в Абхазии все-таки много, и они понимают, что Россия рассматривает Абхазию как равный субъект международного права. С формальной, с правовой точки зрения мы — равноправные. Но фактически равными во всех областях мы не можем быть: Россия великая, огромная, а Абхазия маленькая, и это — асимметричность не только с точки зрения территории и численности населения, но и на уровне ментальности. И проблемы такого рода надо учитывать. Россия не давала нам оснований не доверять себе. Я и мои коллеги уверены, что России невыгодно иметь Абхазию в своем составе, субъектом Российской Федерации. Невыгодно в том числе с точки зрения международной конъюнктуры. России выгоднее независимая от нее Абхазия, но динамично развивающаяся. Мы, конечно, от темпов развития России серьезно отстаем. Я рассматриваю этот документ с той позиции, что он должен служить укреплению независимости Абхазии, развитию абхазского государства и абхазского общества. Мы должны принять такой документ.
РИА Новости