Комментарий Отдела информации МИД Абхазии в связи с дискуссией по поводу идеи установления «ассоциированных отношений» между РА и Р
Комментарий Отдела информации МИД Абхазии в связи с дискуссией по поводу идеи установления «ассоциированных отношений» между Абхазией и Россией
Обратили внимание на замечание профессора Т.М.Шамба, содержащееся в его «Открытом письме» от 12 мая с.г., об отсутствии квалифицированной оценки высказанной им идеи установления между Абхазией и Россией «ассоциированных отношений». Учитывая это, но в большей степени откликаясь на определенную дискуссию в обществе, решили разъяснить некоторые аспекты обсуждаемого вопроса.
Сразу же отметим, что идея «ассоциированных отношений» между нашими государствами не нова. Впервые ее высказали официальные представители Абхазии (в частности, премьер-министр А.М.Джергения) в 2002 г. В последующие годы парламент Абхазии дважды обращался к России с аналогичными предложениями.
Подчеркнем, что во всех случаях предложения об установлении «ассоциированных отношений» увязывались с необходимостью признания Российской Федерацией независимости Республики Абхазия. Это была попытка защитить государственность непризнанной тогда Абхазии. Так, 18 марта 2003 года на сессии Народного Собрания Абхазия, объясняя целесообразность обращения к Федеральному Собранию России с просьбой поддержать идею установления «ассоциированных отношений» между Абхазией и Россией, спикер Народного Собрания Н.Н.Ашуба говорил: «Находясь в условиях экономической блокады, ощущая постоянную военную угрозу, непризнание нас мировым сообществом побуждает Абхазию изыскивать иные пути и формы для утверждения своей независимости перед всем миром». Выступивший на той же сессии Министр иностранных дел Абхазии С.М.Шамба подчеркнул, что «установить ассоциированные отношения можно, лишь признав независимость Абхазии».
С 2008 года произошли фундаментальные изменения, связанные с признанием Российской Федерацией суверенитета и независимости Республики Абхазия. Факторы, мотивировавшие обращения к России об установлении с ней «ассоциированных отношений» – отсутствие юридического признания, реальная военная угроза народу Абхазии со стороны Грузии, а также экономическая блокада – по состоянию на 26 августа 2008 г. полностью утратили свою релевантность. Российско-абхазский Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписанный 17 сентября 2008 года, заложил правовую базу прочнейшему союзу Абхазии и России.
Международная практика «ассоциированных отношений» однозначно свидетельствует о том, что предложения об их установлении подразумевают добровольный отказ Республики Абхазия от важнейших суверенных прерогатив, которыми она ныне обладает – оборона, внешняя политика, таможенное дело. По сути это означает утрату суверенитета Республики Абхазия, лишение ее признаков независимого и самостоятельного государства.
С этим никто в Абхазии согласиться не может. Подтверждением тому является единодушная позиция депутатов Народного Собрания, партий, которые, невзирая на политические расхождения, открыто выступили против предложений, серьезно ограничивающих выстраданные нашим народом суверенитет и независимость Республики Абхазия.
Для Республики Абхазия международное признание – одна из ключевых задач внешней политики, которая не может быть реализована при упомянутых изъятиях суверенных прерогатив. При установлении «ассоциированных отношений» добиться дальнейшего признания будет вряд ли возможно.
Будет нелишним напомнить, что в международно-правовой науке и практике утвердилось понимание ассоциированных отношений как разновидности протектората, формы внешней, колониальной, зависимости подчинённой территории. Поэтому мнение Т.М.Шамба о том, что «в случае заключения нашими странами договора об ассоциированных отношениях речь уже пойдет не о модели «патрон-клиент», а о модели интеграционного взаимодействия равноправных, хотя и не равнозначных по большинству параметров суверенных государств», абсолютно не согласуется с реальным юридическим содержанием термина «ассоциированные отношения».
Ключевые направления сотрудничества России и Абхазии, о которых как о какой-то перспективе пишет Т.М.Шамба, уже весьма активно развиваются без всякого ущемления суверенитета Республики Абхазии и при сохранении существующих форм и темпов российско-абхазского стратегического партнерства. Вновь считаем нужным подчеркнуть, что Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Абхазия и Российской Федерацией и обширная договорно-правовая база российско-абхазских отношений позволяют нам говорить о формировании тесного союза России и Абхазии, потенциал которого далеко не исчерпан. Абхазия готова к полноценному участию в интеграционных объединениях на постсоветском пространстве – Таможенном союзе, Едином экономическом пространстве, ЕврАзЭС, ОДКБ, Евразийском Союзе.
В этом свете предложения об установлении «ассоциированных отношений» выглядят безнадежным анахронизмом.
Парламент считает недопустимыми высказывания Т. М. Шамба в адрес Спикера и депутатов Народного Собрания - Парламента Республики Абхазия.
В связи с Открытым письмом Тараса Мироновича Шамба, адресованным Парламенту, МИД и СМИ Республики Абхазия, от 12 мая 2014 г., пресс-служба Парламента Республики Абхазия считает недопустимыми высказывания Т. М. Шамба в адрес Спикера и депутатов Народного Собрания - Парламента Республики Абхазия. Тон высказывания, действительно, не соответствует абхазскому этикету и является, по сути, оскорбительным для народных избранников.
Вместо попыток объяснить свои заявления, сделанные без учета мнения депутатов, общественности, Конгресса, которым он руководит, Т. М. Шамба перешел на личности, что может свидетельствовать только об отсутствии других аргументов.
Аргументом депутатов Парламента является Конституция Республики Абхазия, созданная на основе идей и силы духа Первого Президента Республики Абхазия Владислава Григорьевича Ардзинба, и принятая первым созывом Парламента, депутатом которого и был нынешний Спикер.
Все двадцать лет развития государства, руководители страны опирались в своих действиях на основной конституционный постулат, который гласит: «Республика Абхазия (Апсны) – суверенное, демократическое, правовое государство, исторически утвердившееся по праву народа на свободное самоопределение».
Любые посягательства на суверенитет государства являются нарушением Основного Закона. Именно к этому ведут предлагаемые ассоциированные отношения.
Нельзя никакими будущими «благами» оправдать необходимость изменения статуса государства, добытого кровью народа.
Конституция Республики Абхазия
«Глава 7. Конституционные поправки и порядок пересмотра
Конституции Республики Абхазия»
Статья 83. Предложение о поправках или пересмотре Конституции Республики Абхазия могут вносить в Парламент Республики Абхазия Президент Республики Абхазия, не менее одной трети от общего числа депутатов Парламента Республики Абхазия, а также не менее десяти тысяч граждан Республики Абхазия, обладающих избирательным правом.
Граждане Республики Абхазия поддерживающие предложение о поправках или пересмотре Конституции Республики Абхазия должны проживать не менее чем в пяти городах и районах Республики Абхазия, а в каждом из этих городов и районов в поддержку данной инициативы должны быть собраны не менее двух тысяч подписей граждан Республики Абхазия.
Предложения о поправках или пересмотре Конституции Республики Абхазия могут быть внесены в Парламент Республики Абхазия при наличии заключения Конституционного Суда Республики Абхазия о соответствии предложения о поправках или пересмотре Конституции Республики Абхазия требованиям главы 7 Конституции Республики Абхазия.
Предложения о поправках или пересмотре Конституции Республики Абхазия не могут быть внесены в Парламент Республики Абхазия, и Конституция Республики Абхазия не может быть изменена или пересмотрена в период действия на территории Республики Абхазия чрезвычайного или военного положения.
Конституция Республики Абхазия не может быть изменена или пересмотрена, если поправки или пересмотр Конституции Республики Абхазия предусматривают упразднение или ограничение прав и свобод человека и гражданина; ликвидацию независимости или нарушение территориальной целостности Республики Абхазия; направлены против принципа разделения властей или на изменение статуса государственного языка Республики Абхазия.».
Апсныпресс
Открытое письмо в Парламент, МИД и СМИ Республики Абхазия от Т.М. Шамба
Уважаемые граждане Республики Абхазия!Несколько дней назад я давал интервью известному интернет-порталу "Вестник Кавказа". Естественно, что я давал это интервью не как официальное лицо, представитель каких либо государственных структур Республики Абхазия, в том числе МИД или Парламент или каких либо иных, так бурно "отчитавших" меня органов. Много лет я являюсь президентом Международной ассоциации абхазо-абазинского народа, национальной общественной организации в основе образования которой в 1992-м году стояло - выстоять на войне и одержать победу! После успешного достижения этой задачи ассоциация постоянно занимается вопросами признания независимости Абхазии, налаживания связей с диаспорой, укрепления близких отношений с Российской Федерацией, братскими республиками Северного Кавказа и многими другими вопросами! Никогда в своей деятельности ни МАААН, ни я, как президент этой ассоциации, не подменяли ни одну из государственных структур Абхазии, ни Парламент, ни МИД, ни какую либо иную. Не секрет, что в таких и подобных им структурах происходят постоянные ротации, в зависимости от смены руководителя страны, соответственно, менялись стили, методы и приоритеты в их деятельности. В первую очередь, мне не понятна реакция этих органов власти на те или иные высказывания частного лица, общественного деятеля! Такое впечатление, как будто кто-то из сотрудников аппарата "проштрафился", высказав точку зрения, отличную от "генеральной" и надо немедленно его наказать, лишив тринадцатой зарплаты и т.д.
Право иметь свою точку зрения я "зарабатывал" всю свою сознательную жизнь, сделав первые шаги в национально-освободительном движении Абхазии более 50-ти лет. То есть ещё в те времена, когда большинство из моих, так неожиданно возникших, критиков, просто ещё не родились! Это об одном из основных постулатов взаимоотношений в абхазском обществе - отношений старших и младших. Как известно, правильное абхазское воспитание не предусматривает каких либо необдуманных и необоснованных действий и скороспелых высказываний в адрес кого бы то ни было, а тем более в адрес старшего по возрасту! Что касается содержания и обоснованности, - я до сих пор не услышал ни одного квалифицированного мнения, комментария со стороны своих оппонентов. Это при том, что в составе того же министерства иностранных дел, как и среди сегодняшних депутатов есть немало высокообразованных грамотных людей. Допускаю также, что сельскохозяйственное образование и опыт работы в качестве агронома, директора санатория и, тем более, главы администрации спикера Бганба дают ему возможность моментальной "правильной" реакции на любые высказывания по таким специфическим вопросам! Я всегда рад общению с интеллектуалами высокого уровня, всегда открыт для дискуссий, тем более на такую важную тему. Пусть никого не пугают некоторые из моих биографических данных - доктор юридических наук, профессор, академик, политолог и так далее. Поверьте, буду искренне рад получить квалифицированную оценку моим взглядам или обоснованное оппонирование.
О моем взгляде и позиции! Предлагаю вашему вниманию не вырванные из контекста интервью выдержки, вызвавшие такую активность, а более подробное изложение именно по этим вопросам. Возможно, что это поможет заинтересованным лицам, а это ни мало, ни много, весь народ Абхазии, более ясно понимать сегодняшнюю ситуацию в стране или , в крайнем случае, точку зрения одного из ваших сограждан!
Прошло более 20 лет с победы Абхазии в Отечественной войне и обретения нашим государством суверенитета де-факто и чуть более 5 лет с момента признания нашей республики Российской Федерацией, т.е. обретения суверенитета де-юре. За это время наш народ добился немалых успехов на пути строительства независимого суверенного государства. С оружием в руках мы отстояли свою свободу. Мы получили международное признание от нашего стратегического союзника – Российской Федерации, что само по себе стало, с одной стороны, признанием достигнутых нами успехов в развитии своей государственности и политической правосубъектности, а с другой – открыло возможности для дальнейшего развития своего суверенитета. Ни у кого не может быть сомнений в том, что суверенитет Абхазии сегодня – непререкаемая данность.
В то же время суверенитет Абхазии является ограниченным в силу отдельных исторических и международно-политических обстоятельств. Как я неоднократно доказывал в своих научных работах, действенность суверенитета зависит от многих факторов: экономической, военной, культурной мощи государства, а также его международного положения. Давайте оценим сегодняшнюю реальную ситуацию с этих позиций. Независимость Абхазии на сегодняшний день получила ограниченное международное признание. Мы не имеем представительства в ключевых международных организациях, в первую очередь, в ООН. Кроме того, защита нашего суверенитета и территориальной целостности от внешней агрессии была бы в текущих международных условиях невозможна без гарантий безопасности, предоставляемых Россией, и непосредственного участия российских вооруженных сил и сил безопасности в обороне рубежей Абхазии.
Хочу напомнить лично Вам и своим оппонентам, что Грузия до сих пор отказывается принимать на себя юридические обязательства по неприменению силы. Глава британского МИДа Уильям Хэйг в ходе визита в Тбилиси обсуждает «ситуацию в Сухуме и Цхинвале», высокопоставленные чины НАТО один за другим говорят об усилении своего военного присутствия в Восточной Европе. Мы также прекрасно понимаем, что все эти действия являются, в свою очередь, следствием обострения геополитических противоречий между Россией и Западом, наглядным проявлением которых являются события на Украине.
В этих условиях только отчаянный идеалист может позволить себе смотреть на мир через розовые очки. Истинный патриот же своей Родины, беспристрастный наблюдатель, всерьез оценивающий складывающуюся ситуацию, угрозы и перспективы, не может позволить себе подобных заблуждений. Ситуация такова, что признавая неизменность суверенного статуса Абхазии, нам необходимо всегда выбирать наиболее оптимальные пути и инструменты для его реализации, учитывая существующие объективные ограничения. (Статус означает: правовое положение, состояние, а в международном праве – положение, существующее в какой-либо определенный момент)
И выбор оптимального пути развития здесь очевиден – это дальнейшая тесная интеграция с Россией, вывод нашего партнерства на уровень ассоциированных отношений. Напомню, что до эпохи признания абхазский народ неоднократно обращался к Российской Федерации с просьбой об установлении между нашими странами именно ассоциированных отношений – последний раз в 2006 году. Такое обращение Народного Собрания – Парламента Республики Абхазия было поддержано народным сходом. Однако, как мне видится с позиций дня сегодняшнего, на тот момент это было преждевременно: Абхазии предстояло вначале стать независимым и суверенным государством и только затем двигаться в сторону углубления евразийской интеграции. Сейчас же, когда суверенитет и государственность Абхазии состоялись и являются незыблемыми, в случае заключения нашими странами договора об ассоциированных отношениях речь уже пойдет, не о модели «патрон-клиент», а о модели интеграционного взаимодействия равноправных, хотя и не равнозначных по большинству параметров суверенных государств. Ассоциированность (синонимы – блок, альянс, коалиция, содружество, союз, лига и т.п. на выбор термина) допускает возможность субъектам участвовать в других объединениях, ассоциациях. Например, в Евразийском Союзе, Таможенном союзе и т.д.
Детальное содержание такого договора, если обе стороны согласятся пойти на такой шаг, безусловно, станет предметом переговоров дипломатов и юристов двух государств, но основные, базовые его элементы можно назвать уже сегодня, ибо они логичным образом вытекают из имеющихся достижений и ограничений, как с точки зрения развития самостоятельного абхазского государства, так и с позиций укреплениях двусторонних связей. Договор об ассоциации, по моему убеждению, должен предусматривать формирование единого оборонного пространства, открывать доступ Абхазии к российским социальным программам и инструментам развития экономики и предпринимательства, снимать ограничения на свободу трансграничного передвижения капиталов, услуг, рабочей силы, имея в виду конечную цель – вхождение Абхазии в единое евразийское экономическое пространство. Еще раз, во избежание намеренного или ненамеренного искажения смысла моих слов хочу подчеркнуть: модель ассоциированных отношений ни в коей мере не ограничивает и не ущемляет суверенитет Абхазии, поскольку не предполагает вмешательства России в суверенное право народа Абхазии избирать органы власти, определять политический строй, а также выбирать пути развития социальной, экономической и духовной сфер жизни нашего государства. Об этом я могу говорить с полной уверенностью не только как профессиональный юрист, но и как человек, стоявший у истоков создания Конституции независимого абхазского государства.
Сейчас, когда система международных отношений вновь пришла в движение, наступает удачный момент для решительного шага по повышению уровня интеграции наших государств. И я призываю руководство России и Абхазии не упустить уникальный исторический шанс и реализовать истинные национальные интересы наших государств путем заключения договора об ассоциированных отношениях между Российской Федерацией и Республикой Абхазия.
В заключении этого письма хотелось бы подчеркнуть, что недавние слова Президента Абхазии о практически неограниченном уровне "свободы слова" - одного из основополагающих факторов демократического развития любой страны, как мне кажется, получили наглядное подтверждение в этом конкретном случае. Поражает, в первую очередь, возможность выражения своей абсолютно "свободной" реакции и справедливого возмущения практически моментально в основных государственных СМИ - будь то ТВ или информагенства. В любой другой стране с менее развитыми институтами демократии, конечно же никто не решился бы пользоваться в своих интересах в выходные, праздничные дни без одобрения первых лиц! И ещё о "свободе". Также поражает степень единодушия свободно избранных народных депутатов - 100% -ная поддержка спикера! В любом парламенте, уверен, нашелся бы хоть один воздержавшийся...
С добрыми пожеланиями!
Тарас Шамба – Президент МАААН
12 мая 2014 года
Депутаты парламента единодушно поддерживают позицию спикера и МИД Абхазии, озвученную в комментариях по поводу интервью Т.М. Шамба
В понедельник, 12 мая, во время еженедельного рабочего совещания депутатов Парламента обсуждались вопросы законопроектной деятельности, проблемы внутренней и внешней политики.
Большое внимание было уделено обсуждению интервью политолога, президента Всемирного Конгресса абхазо-абазинского народа Тараса Шамба информационному порталу «Вестник Кавказа», в котором он озвучил свой взгляд на дальнейшую возможность суверенного развития государственности Абхазии, отметив, что «предпочтительнее было бы создать со своими соседями, в первую очередь с Россией, ассоциированные отношения».
Депутаты Парламента, несмотря на различие политических взглядов, единодушно поддержали позицию спикера и министерства иностранных дел Республики Абхазия, озвученную в комментариях по поводу интервью Т.М. Шамба.
9 мая, комментируя интервью Тараса Шамба, Валерий Бганба подчеркнул: «Абхазский народ раз и навсегда избрал путь независимого развития, и нет силы, которая заставит народ сойти с этого пути».
Апсныпресс
МИД Абхазии: вопрос статуса Абхазии как суверенного и независимого государства решен раз и навсегда
МИД Абхазии категорически не приемлет необъяснимый скептицизм Т.М. Шамба в отношении перспектив независимой Абхазии. Об этом говорится в комментарии МИД РА в связи с высказываниями президента Всемирного конгресса абхазо-абазинского народа Тараса Шамба в интервью интернет-порталу «Вестник Кавказа».
«Вопрос статуса Абхазии как суверенного и независимого государства решен раз и навсегда. За это отдали свои жизни тысячи патриотов Абхазии. Опираясь на всемерное содействие России, Абхазия укрепляет свою государственность и с выбранного пути сворачивать не намерена. На этот счет ни у кого не должно быть никаких сомнений», - отмечается в комментарии МИД РА.
***
КОММЕНТАРИЙ МИД АБХАЗИИ В СВЯЗИ С ВЫСКАЗЫВАНИЯМИ Т.М.ШАМБА В ИНТЕРВЬЮ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛУ «ВЕСТНИК КАВКАЗА»
С крайним удивлением восприняли некоторые высказывания президента Международной ассоциации абхазо-абазинского народа, профессора Т.М.Шамба, содержащиеся в его интервью, опубликованном 8 мая с.г. на интернет-портале «Вестник Кавказа».
В ряду тем, затронутых журналистом О.Кусовым в беседе с Т.М.Шамба, прозвучал вопрос о перспективах Республики Абхазия. Весьма неожиданно было услышать от известного в Абхазии юриста, что «до сегодняшнего дня окончательный статус Абхазии не установлен». В этой связи возникает закономерный вопрос: разве кто-то отменил Конституцию Республики Абхазия, Акт о государственной независимости, референдум 1999 г.? Разве кто-то забыл о великом дне 26 августа 2008 г. – дне признания Россией независимости и суверенитета Республики Абхазия? Т.М.Шамба должно быть хорошо известно, что с 1999 г. вопрос статуса Абхазии не подлежит обсуждению.
Вопреки опасениям Т.М.Шамба, российско-абхазскому стратегическому союзу, партнерству и дружбе ничто не угрожает. Между Россией и Абхазией подписан Договор о дружбе сотрудничестве и взаимопомощи, предполагающий развитие теснейших отношений в политической, экономической, военной и во многих других сферах. Договорно-правовая база российско-абхазского стратегического партнерства на сегодняшний день насчитывает 84 двухсторонних документа, готовятся к подписанию другие важные для обеих стран соглашения. Всестороннее российско-абхазское сотрудничество эффективно реализуется практически во всех областях.
Российско-абхазский стратегический союз прочен и не нуждается в чуждых и привнесенных из американской практики туманных межгосударственных смычек наподобие «ассоциированных отношений». Следует подчеркнуть, что официальная позиция Российской Федерации относительно независимого государственного статуса Республики Абхазия полностью совпадает с принципиальной позицией народа и руководства нашей страны.
Поэтому категорически неприемлем необъяснимый скептицизм Т.М.Шамба в отношении перспектив независимой Абхазии. Подчеркиваем, что вопрос статуса Абхазии как суверенного и независимого государства решен раз и навсегда. За это отдали свои жизни тысячи патриотов Абхазии. Опираясь на всемерное содействие России, Абхазия укрепляет свою государственность и с выбранного пути сворачивать не намерена. На этот счет ни у кого не должно быть никаких сомнений.
Апсныпресс
_________________________________________________________________________________________
от: 08.05.2014
ЧИТАТЬ ПОЛНОЕ ИНТЕРВЬЮ:
http://www.vestikavkaza.ru/interview/Taras-SHamba-Obshchenie-sblizhaet.htmlТ.Шамба: необходимы ассоциированные отношения Абхазии и России
Политолог, общественный деятель, президент Всемирного Конгресса абхазо-абазинского народа, бывший народный депутат СССР Тарас Шамба считает, что в нынешних непростых геополитических условиях необходимы ассоциированные отношения Абхазии и России.
Как он отметил изданию «Вестник Кавказа», есть множество проблем, которые Абхазии предстоит решить.
«До сегодняшнего дня окончательный статус Абхазии не установлен, потому что он находится на переломном пути, на пути развития становления и прогрессирования», - отметил политолог, подчеркнув, что в связи с этим важно оформить ассоциированные отношения с Россией.
По мнению Шамба, это не только положительно скажется на партнерстве Москвы и Сухума, но и придаст положительную динамику сотрудничеству в экономике, образовании, науке, культуре.
Он напомнил, что вопрос об ассоциированных отношениях Абхазии и России ставился еще до того, как Абхазия была признана суверенным государством.
«Косово признали уже чуть ли не около ста государств мира, а Абхазию - пока еще единицы. Абхазии нужно утвердиться для того, чтобы статуировать свои отношения с Россией. Мне кажется, два субъекта международного права Россия и Абхазия могли бы объединиться на ассоциированной основе, т.е. два самостоятельных государства объединяются для того, чтобы решать все насущные вопросы».
Напомним, эксперты отмечают, что в регионе складывается непростая обстановка, которая обусловлена ростом противоречий на международной арене.
Так, накануне МИД Абхазии заявил, что грядущий визит в Грузию министра иностранных дел Великобритании Уильяма Хейга вызывает обеспокоенность в стране.
«Заявленные для переговоров Великобритании и Грузии вопросы не могут не вызывать нашу обеспокоенность, так как напрямую затрагивают национальные интересы Абхазии – в первую очередь в области безопасности», - говорится в сообщении МИД Абхазии.
«Есть все основания полагать, что Запад всерьез вознамерился мстить России и ее союзникам за их неготовность смириться с его диктатом на Украине и отсутствием равноправного политического диалога в этой стране», - также подчеркивается в заявлении МИД.
Напомним, накануне в Тбилиси с официальным визитом прибыл глава внешнеполитического ведомства Великобритании Уильям Хейг. Обсуждались и вопросы интеграции Грузии в Евросоюз и НАТО.
Мнение о том, что такого рода переговоры являются одной из форм давления на Россию в интервью «Актуальным комментариям» высказал директор Фонда исследования проблем демократии Максим Григорьев.
По словам эксперта, единственной целью визита главы МИД Великобритании в Грузию является оказание давления на Россию в той или иной форме, которая несет в себе вдобавок и пропагандистскую нагрузку. «Подаются сигналы, что соседняя республика может стать членом альянса, несмотря на позицию Москвы», - подчеркнул собеседник АК.
АКТУАЛЬНЫЕ КОММЕНТАРИИ, 08.05.2014
http://www.abkhaziya.org/news_detail.html?nid=39758
http://actualcomment.ru/news/58344/
ЧИТАТЬ ПОЛНОЕ ИНТЕРВЬЮ:
http://www.vestikavkaza.ru/interview/Taras-SHamba-Obshchenie-sblizhaet.html
Источник: Комментарий Отдела информации
Просмотров: 9043
Дата публикации: 13.05.2014 г.
Вернуться к списку новостей