Доска объявлений

Комментарии к объявлениям

Написал(а): Peacemaker

В объявление: Audi Q7
Написал(а): Дмитрий Сак

В объявление: Toyota Estima
Написал(а): VT

Написал(а): Дмитрий Сак

В объявление: Toyota Estima фары передние
Написал(а): Нарт Омельченко

Новости

Aрхив



Ждет ли Абхазию дефолт?

Ждет ли Абхазию дефолт?

В будущем году жить в республике будет еще сложнее, чем в этом 

Антон Кривенюк
Автор статьи

Заработанных национальной экономикой денег не станет больше, внешних вливаний станет меньше, курс доллара по отношению к рублю растет, цены соответственно, тоже. Справится ли правительство Абхазии с новыми проблемами?

В Абхазии горячо поддержали вступление Крыма в состав России, но кажется, радовались зря. Теперь, когда на Черном море у России есть своя и дорогая забота, Абхазия с Южной Осетией оказались на периферии российских внешнеполитических интересов. Теперь несостоятельность национальной экономики все труднее компенсировать внешней финансовой помощью.

Слово «дефолт» по отношению к состоянию дел в абхазской экономике в последнее время нередко употребляет депутат парламента Артур Миквабия. Неделю назад он дал интервью газете «Эхо Абхазии», в котором изложил этот пессимистический сценарий развития событий. «Мы с будущего года должны начать выплачивать долги за железную дорогу – это два миллиарда рублей, банковский долг – 800 миллионов рублей. И еще одна проблема: с будущего года надо будет компенсировать 500 миллионов рублей, это те деньги, которые нам поступали в виде пошлин», – сказал Миквабия.

Кредит на восстановление железной дороги – очень старая история. Еще лет пять назад, когда этот вопрос был актуальным, власти уверяли, что ее эксплуатация в дальнейшем окупит расходы по обслуживанию кредита. Впрочем, и тогда экономисты были убеждены, что ни о какой окупаемости, в условиях отсутствия транзита, крайне низкого грузопотока и предельно низкого объема пассажироперевозок, речи быть не может. Так оно и произошло. Дорога есть, движения по ней нет, платить деньги надо.

Идем дальше. Абхазия и Россия заключили договор о беспошлинном передвижении товаров через границу. И с будущего года Абхазии предстоит компенсировать около 500 миллионов рублей в год, поступивших в страну в виде пошлин.

Абхазские товары могут без оплаты пошлин поступать на российский рынок. Соответственно, российские тоже. Было бы это прекрасно, если бы было, что экспортировать. Сейчас торговый баланс составляет 87 на 13 процентов. Первая цифра – импорт из России, вторая – экспорт в Россию из Абхазии. Этот дисбаланс будет постоянно выкачивать из страны деньги. Для беспошлинной торговли нужен современный реальный сектор экономики. Впрочем, правительство придумало ввести налог на добавленную стоимость для импортируемых из России товаров, чтобы как-то компенсировать потери. Но в итоге за это решение расплатится потребитель: цены на российские товары, а только они и есть на абхазских прилавках, возрастут.


Цены на российские товары в Абхазии возрастут


По подсчетам Артура Миквабия, в будущем году на оплату внешних финансовых обязательств государства потребуется около 800 миллионов рублей, а это примерно треть годового бюджета страны.

Цены на продукты и потребительские товары в Абхазии всегда были высоки. Сказывалось наличие границы, транспортные расходы и небольшие объемы местного рынка – крупных поставщиков и торговых сетей в стране нет. Цены на продукты выше, чем в соседних российских регионах, процентов на 10-15%, но это как раз та разница, из-за которой абхазский потребитель покупает по высоким ценам еще и очень паршивые продукты. Скажем, по тем ценам, по каким в Краснодарском крае можно купить приличную колбасу, в которой есть мясо, в Абхазии можно купить лишь упакованную в колбасную оболочку смесь из сои, свиной шкурки, жил и туалетной бумаги.

Неблагоприятный прогноз

Медленно ли, быстро ли, но в стране возводится новая социальная инфраструктура. Строится она, понятное дело, за счет российских средств. Но кажется, что когда в сухумских кабинетах рисовались проекты и планы, была полная уверенность в том, что в Абхазию вернулись советские времена. «Чем больше построим, тем больше получим». В итоге на завершение строительства уже начатых объектов нужно денег намного больше тех, что страна сегодня получает из России. Уже построенные объекты нужно содержать, и это ляжет на бюджет. Нагрузка огромная.

Социальная ситуация будет ухудшаться. Потому что финансовое состояние страны, а точнее несостоятельность, не дает возможность компенсировать за счет роста зарплат хотя бы инфляцию и неизбежный в связи с изменением курса доллара рост цен. Парламентарий Артур Миквабия, видимо, пессимист, и говорит о росте цен на 50%. Но даже если они вырастут на 20%, это крайне неблагоприятно скажется на материальном благополучии очень значительной части населения страны, поскольку, опять-таки в условиях отсутствия реального сектора, Абхазии в свою очередь не на что поднять цены и компенсировать потери.

Социальная ситуация в Абхазии будет ухудшаться 

Сейчас уже поздно что-либо делать, чтобы изменить эту ситуацию. Все будет развиваться по инерции. Что, впрочем, не в новинку. Никакой внятной, и, что важнее, реализованной стратегии развития экономики в Абхазии никогда не было. Но прежде не было и новой инфраструктуры, построенной за последние годы, которую нужно содержать, чтобы завтра она не превратилась в руины. Не было и больших внешних долгов, которые теперь нужно обслуживать. Не было и тех социальных обязательств, что есть сегодня. В Абхазии бюджетников всегда было много, но сегодня их стало много как никогда прежде. И пусть они получают не очень большие деньги, но это совсем не те копейки, какие они получали после войны. А еще бензин, ремонты и много других попутных, но неизбежных расходов. По-хорошему, исправление ситуации с экономикой стоило бы начать с жесткой оптимизации бюджетной сферы, отпустить на вольные хлеба тысячи малополезных кадров. Но это социальная опора нынешней власти. Поэтому людей в административной системе может стать только больше, не меньше.

Большие планы, серьезные деньги

Экономическая ситуация в Абхазии к сегодняшнему дню могла бы быть несколько иной, если бы возможности последних лет были вложены в развитие реального сектора, туризма и производства. Но, с другой стороны, делать это без системных реформ в экономике было нельзя. Потому что просто раздать деньги на частные бизнес-инициативы означало бы к сегодняшнему дню оказаться ровно в той ситуации, какая есть сейчас, только без дорог, без отремонтированных школ и в той же разрухе, какая была лет шесть-семь назад.

Системные реформы нынешний режим не потянет. Нет квалификации, но главное, нет доверия со стороны общества. Реформы неизбежно будут переживаться очень тяжело, и только невероятный лимит доверия к власти способен провести их без революции. Но революция может получиться и так, если произойдет дефолт. Если в стране не останется денег, то мало кто будет готов как в 1998 году жить на мамалыге и фасоли. В Абхазии реально возникла социальная прослойка, благополучие которой зависит от состояния дел в экономике. В послевоенной Абхазии люди были богаче, чем государство, в котором они живут. Теперь так не получится.

В послевоенной Абхазии люди были богаче, чем государство

Одним словом, в ближайшие год-два будет тяжело. А чтобы через три-пять лет стало лучше, деньги нужно вкладывать в реальный сектор. И если уж нет возможности и страшно проводить реформы, то можно было бы как минимум навести порядок в курортной сфере – изменить законодательство, привлечь профессионалов, поставить на ноги сферу услуг, освободить пляжи от мелких воров и автомобильных грабителей. Как-никак туризм – это единственная отрасль экономики Абхазии, которая работает. Где пока есть люди и пока водятся деньги.

По инерции, без государственного внимания, туризм не выживет. Если из комнат домов, где остановились отдыхающие, в массовом порядке будут красть деньги и сотовые телефоны, репутационные проблемы через год-два приведут к серьезному кризису. Если в магазинах и ресторанах людей будут обсчитывать, они перестанут ездить, по крайней мере в том количество, какое необходимо для выживания отрасли. Если страна не найдет на этом рынке в ближайшие годы свою нишу, то массового туризма скоро не будет.

У Абхазии нет шанса конкурировать с ценовой политикой направлений, куда едут миллионы. Нужно развивать особые «фишки». Но развития туризма может не быть. Потому что туризм вообще такая штука, которая отлично кормит тех, кто работает в отрасли и сопутствующих ей сферах.

Но туризм в Абхазии не даст бюджету необходимых для поддержания социальной стабильности и относительного роста дополнительных 5-7 миллиардов рублей в год. А поэтому властям он неинтересен. Большие деньги могут дать только большие инфраструктурные проекты. Поэтому столь высок интерес властей Абхазии к разработкам нефти. Теперь речь идет еще и гидроэнергетике. Почти 300 миллионов рублей госкомпания «Черноморэнерго» заработает только на консультировании своего российского партнера «Русгидро», который займется восстановлением перепадных ГЭС в горных районах Абхазии. Это уже серьезные деньги.

Так что план у абхазских властей простой. Социальная стабильность, инвестиции в инфраструктуру, и вообще спокойную жизнь без революции могут обеспечить только очень большие деньги очень больших российских компаний. Тогда пусть не в следующем году, но через два-три повышение цен можно будет запросто компенсировать повышением зарплаты. Посмотрим, удастся ли правительству Абхазии претворить в жизнь хотя бы эту идею.

http://kavpolit.com/articles/zhdet_li_abhaziju_defolt-3747/

Добавил: Admin
Источник: Ждет ли Абхазию дефолт?
Просмотров: 1918
Дата публикации: 28.04.2014 г.
Вернуться к списку новостей

telegram instagram

Быстрый переход

Последние комментарии

Написал(а): ЛАММИК

Написал(а): Добрые Руки

Написал(а): Андрей Фотограф

Написал(а): 123

Написал(а): Олег Лосев

Реклама