«Насильственная украинизация и грузинизация — вещи схожие»
«Насильственная украинизация и грузинизация — вещи схожие»
Заместитель министра иностранных дел Абхазии Ираклий Хинтба — о том, почему Сухум не будет подписывать соглашение с Евросоюзом, и о ситуации на Украине
Заместитель министра иностранных дел Абхазии Ираклий Хинтба рассказал «Известиям» о геополитических сложностях частично признанных государств, отношениях Абхазии с Евросоюзом, а также о грядущем форуме молодых дипломатов и будущем векторе абхазско-грузинских отношений.
— Какова сейчас в мире роль частично признанных государств, не имеющих доступа к трибунам мировых дискуссионных площадок?
— В современном мире непризнанные либо находящиеся на пути к широкому мировому признанию государства могут выступать и выступают самостоятельными игроками региональной и международной политики. В частности, Тайвань по своим успехам в области высокотехнологического развития даст фору практически любому европейскому государству. Приднестровье по своему экономическому и ресурсному потенциалу во многом превосходит Молдову. Что касается Абхазии, то хорошо известно ее геостратегическое значение и несомненный экономический потенциал. Вопросы безопасности и стабильности в Закавказье, развития транспортной инфраструктуры, задействования транзитного потенциала всего региона без участия Абхазии разрешены быть не могут.
Важно подчеркнуть, что признание не создает государства. Абхазия к 2008 году, когда она была признана Российской Федерацией, уже обладала основными характеристиками современного государства. В принципе, процесс самоопределения народов и наций продолжается — и в Европе, и в других частях света. Это важная тенденция современного мирового развития.
— Может быть, частично признанным республикам стоит пойти по пути Крыма — провести референдум и войти в состав России?
— В таких вопросах никаких параллелей проводить не нужно. Крым — неотъемлемая часть русского мира как цивилизационного, социокультурного пространства. Народ Крыма воспользовался правом на самоопределение и сделал свой осознанный выбор в пользу воссоединения с временно утраченной родиной — Россией. Абхазия, обладая иными историческими, социокультурными и политическими особенностями, преследует стратегическую цель строительства независимого и международно признанного государства. Такого государства, которое выступало бы в качестве надежного союзника России не только в Кавказском регионе, но и в международном контексте.
— Относительно ситуации на Украине, можно ли было избежать конфликта?
— Кризис на Украине вызван фундаментальными расхождениями в видении своей политической судьбы различными этническими и региональными группами населения. Другие факторы, такие как длительная неэффективность государства, поддержка извне майдана и неконституционных процессов, только подстегнули кризис. Нынешние власти в Киеве выпустили джина этнического национализма из бутылки. Не может страна, где нет сформированной гражданской нации, где существуют разные политические идентичности, оставаться стабильной в условиях системного кризиса и навязываемого Западом геополитического, цивилизационного и ценностного выбора. Вообще, этнический национализм очень опасен для целостности государств. Можно продемонстрировать это на примере Грузии конца 1980-х – начала 1990-х годов, когда под лозунгом «Грузия для грузин» произошел распад страны. Так что насильственная украинизация и грузинизация — вещи схожие. Не случайно назначенный Верховной радой Украины премьер-министр Арсений Яценюк недавно позволил себя ряд провокационных высказываний относительно Абхазии, на что получил жесткий ответ МИД Абхазии. Кризис на Украине может быть урегулирован в случае реализации комплекса мер, направленных на федерализацию и предоставление гарантий защиты прав русскоязычного населения.
— Западные страны всё равно неоднозначно восприняли присоединение Крыма.
— Вопрос Крыма решен и выведен из общеукраинской повестки. Похоже, что это начинают понимать и западные партнеры России. По крайней мере, в итоговом документе четырехсторонней встречи в Женеве 17 апреля о Крыме даже не упоминается. По-видимому, США и Евросоюз близки к осознанию того, что возвращение Крыма в состав РФ — это свершившийся факт.
— Относительно российско-абхазских отношений, как они развиваются?
— Это по-настоящему дружественные отношения, развивающиеся в формате стратегического партнерства. Союз Абхазии и России обусловлен не конъюнктурной необходимостью, а наличием множества неразрывных связей — исторических, духовных, человеческих, — объединяющих наши народы. Признание Россией Республики Абхазия как суверенного государства позволило нам выйти на качественно новый уровень сотрудничества. С тех пор подписано более 80 межгосударственных, межправительственных и межведомственных договоров. Реализуется масштабная программа содействия социально-экономическому развитию Абхазии. На данным этапе акцент делается на инфраструктурном развитии — ключе к социальной и экономической модернизации. Только в 2014 году за счет российской финансовой помощи планируется реконструировать и ввести в эксплуатацию не менее 50 социально-значимых объектов — больниц, общеобразовательных и спортивных школ, детсадов и других объектов.
— Каковы сейчас отношения между Абхазией и Евросоюзом? В СМИ была информация, что ЕС выразил готовность рассмотреть подписание соглашений о глубокой и всеобъемлющей торговле в Абхазии. Так ли это?
— На самом деле никто с Абхазией подписывать соглашение о глубокой и всеобъемлющей торговле не собирается. Речь идет о планах ЕС в отношении Грузии, в которых Абхазия рассматривается как часть общей картины. Мы, безусловно, с такой постановкой вопроса не согласны. Наши отношения с ЕС находятся под влиянием геополитической ситуации в Закавказском регионе и всё еще отрицательного отношения ЕС к независимости Абхазии. Важен также фактор общественного восприятия — без принятия ЕС хотя бы нейтральной позиции в отношении статуса Абхазии оно будет оставаться не самым позитивным. Если наши европейские коллеги хотят реально помочь народу Абхазии, пострадавшему от развязанной Грузией войны, то надо относиться к абхазскому обществу как к самостоятельной ценности, а не объекту, на который надо повлиять с целью восстановления так называемой территориальной целостности Грузии. Пора перестать смотреть на нас через призму Грузии. Абхазии нужна прямая, конкретная и неполитизированная помощь в восстановлении социально-экономической инфраструктуры. Навязывать же нам политическую повестку и некий геополитический выбор бесполезно и контрпродуктивно.
— Недавно ПАСЕ поддержала поправку делегации Грузии относительно невыполнения Россией решений ассамблеи, касающихся Абхазии и Южной Осетии. Почему европейское сообщество ведет столь антироссийскую политику?
— В риторике ПАСЕ нет ничего нового. Слишком много эмоций и мало профессионального и беспристрастного изучения сути обсуждаемых вопросов. Решения ПАСЕ, кстати, к исполнению не обязательны, а некоторые из них, учитывая их сугубую тенденциозность, так и вовсе противопоказаны. Очевидная деградация ПАСЕ вызывает искреннее сожаление.
— 24 апреля стартует форум молодых дипломатов. Заявлено, что на него приедут представители дипломатических ведомств России, СНГ, Абхазии, Южной Осетии. Что это значит для данных стран?
— Думаю, что создается полезная площадка для разработки новых механизмов сотрудничества формирующихся дипломатических элит стран постсоветского пространства. Появляется возможность для честного и открытого обсуждения общих и специфических вопросов. Весьма полезно на этой площадке обсудить геополитические параметры ситуации на постсоветском пространстве, вопросы интеграции и экономического сотрудничества, аспекты стабильности и безопасности и урегулирования конфликтов, вопросы информационной политики.
http://izvestia.ru/news/569572
Источник: «Насильственная украинизация и
Просмотров: 1481
Дата публикации: 22.04.2014 г.
Вернуться к списку новостей