Автомобиль патриарха. У него своя история
Автомобиль патриарха. У него своя история
Старшее поколение жителей Абхазии прекрасно помнит, как много Дмитрий Иосифович Гулиа ездил по республике, общался с людьми. Причем так было и в молодые его годы, когда он помогал открывать в селах школы и когда стал депутатом Верховного Совета Абхазской АССР, и позже, когда его избрали в Верховный Совет СССР… Он никогда не порывал связи с народом.
В те времена транспорт, конечно, был, но чтобы поехать в отдаленное село и в тот же день вернуться, нужна была машина.
В 1954 году по распоряжению Политбюро ЦК КПСС и Верховного Совета СССР Дмитрию Иосифовичу была выделена новая «Победа». С тех пор он стал совершенно свободен в передвижении, и его поездки по республике участились. Конечно, сам Дмитрий Иосифович автомобиль не водил, но любил садиться впереди рядом со своим шофером из рода Маршания и слушать истории, который тот мастерски рассказывал. Тот знал о машинах все!
На той «Победе» Дмитрий Иосифович ездил до конца жизни… А потом у железного коня, пережившего своего великого хозяина, началась другая жизнь. И о ней мне поведал нынешний владелец «Победы» Арзадин Агрба. Он – руководитель клуба ретро-автомобилей в Сухуме.
Он и рассказал историю машины. Оказывается в 1960 году Дмитрий Иосифович Гулиа подарил ее своему водителю. Тот поставил ее на учет в столичный таксопарк и стал обслуживать пассажиров. Потом «Победа» перешла к другому владельцу – по фамилии Воронов, но он, как говорят, на ней почти не ездил.
После Победы в Отечественной войне народа Абхазии – 30 сентября 1993 года – хозяином легендарной машины стал Петр Былин. Он был механиком и отлично следил за техническим состоянием автомобиля. Пришел день, и сухумские ребята выменяли у него гулиевскую «Победу» на «Волгу ГАЗ-24». Однако время свое берет, и вскоре машина «встала».
Такой она и досталась Арзадину Агрба.
– Я ее выкупил, привел в надлежащее состояние, и она исправно работает по сей день, – рассказал Арзадин. И не без гордости добавил, что в «Победе» до сих пор работают часы. В ней – родная «торпеда» со всеми датчиками, сидения, поставленные еще на заводе и много других деталей. – Единственное, что пришлось заменить, так это двигатель. Мы поставили от ГАЗ-24.
Арзадин доверил восстановление автомобиля слесарю-механику сухумского таксопарка, замечательному профессионалу Виктору Чурсину, который в свое время работал только с «Победами».
Арзадин Агрба поделился, что хочет поставить историческую машину на вечную стоянку во дворе Дома-музея Д. И. Гулиа в Сухуме.
Меня поразило такое благородное решение. Это действительно здорово. Мы не должны утратить этот раритет, как в свое время упустили «Линкольн», принадлежавший Нестору Лакоба.
Источник: Республика Абхазия
Просмотров: 1832
Дата публикации: 25.02.2014 г.
Вернуться к списку новостей